Файл: Основные понятия наследственного права в России и мире.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГК гарантирует и защищает принцип тайны завещания. Тайна завещания необходима для свободного волеизъявления завещателя, чтобы его желания по распределению его имущества после его смерти формировались свободно, не зависимо от воли третьих лиц и внешнего давления. У завещателя должна быть уверенность, что до момента открытия наследства содержание завещания останется неизвестной. Принцип тайны завещания призван стимулировать граждан к составлению завещаний.

Рассмотрев наиболее часто встречаемые методы толкования завещания, с уверенностью можно говорить о необходимости более детальной проработки отечественным законодательством вопросов о компетенции толкования завещания нотариусом и судом.

ГЛАВА 3 ИНЫЕ ВИДЫ НАСЛЕДОВАНИЯ

3.1 Наследование по закону

Наследование по закону это процедура, на основе которой переход имущества от одного лица к другому определятся законом и не может быть изменен или отменен волей стороны, являющейся наследодателем. Как правило, способ передачи наследства по закону пременяется в том случае, когда умерший не оставил завещания. Наследование по закону устанавливает круг наследников. Именуются они наследниками очередей. Каждая из них имеет характерные признаки и условия приобретения [8, с.25].

Наследование по закону имеет место в случаях, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ. Фактически наследование по закону носит подчиненный характер по отно-шению к наследованию по завещанию, хотя на практике наследование по закону встречается чаще.

В тех случаях, когда наследодатель ясно выразил свою волю, распорядившись своим имуществом на случай своей смерти, наследование должно осуществляться в соответствии с его волей, а не по правилам, установленным государством. Этот принцип, характерный и для ранее действовавшего законодательства в области наследственного права, получил дальнейшее развитие в части 3 ГК [16].

Наследование по закону имеет место в следующих случаях:

– наследодатель не составил завещания (либо завещание признано по суду полностью недействительным) ;

– наследодатель завещал только часть наследства или завещание в определенной части признано недействительным. Тогда не охваченная завещанием часть наследства, а также та часть имущества, в отношении которой завещательное распоряжение оказалось недействительным, переходят в порядке наследования по закону;


– наследник по завещанию умер раньше завещателя, либо наследник по завещанию – юридическое лицо ликвидирован;

– наследник по завещанию не принял наследство, либо отказался от него [16].

Необходимые наследники – за ними законом определена доля наследования независимо от содержания завещания (несовершеннолетние и нетрудоспособные дети и супруг, родители и иждивенцы наследодателя), им положено 1/2 той доли, которую они получили бы, если бы наследовали по закону [16].

Недостойные наследники – лица, отстраненные от наследования либо законом, либо завещателем:

1 ) родители, лишенные родительских прав, а также родители, злостно уклоняющиеся от содержания детей (не могут наследовать после своих детей по закону);

2) наследники, способствовавшие умышленными, противозаконными действиями к призванию их к наследству (действия должны быть направлены против наследодателя либо против других наследников) [16].

Такой факт должен быть установлен судом.

Анализ форм наследования по закону и по завещанию позволяет сделать вывод о том, что в законодательстве, существуют некоторые недостатки. На основании этого, возникает ряд проблем, препятствующих своевременной передаче наследства собственнику, установлению круга лиц, способных выступать наследодателями и наследниками.

В законодательстве, касающемся права наследования по закону, также выявлены некторые недостатки. К числу таких проблем отнесен вопрос достаточно широкого круга наследников. Число очередей наследования, установленных законодательно, превышает колличество очередей, участники которых в реальности становятся наследниками. Такая система передачи наследства по закону приветствуется далеко не всеми странами, что наводит на мысль о том, что она недостаточно эффективна. Например, во Франции очереди наследования кардинально отличаются. По общему правилу родители не наследуют за детьми. Имущество переходит сначала детям умершего, либо, если они тоже умерли, их детям и так далее. Возможно наследование по «боковой» линии, детьми братьев и сестер наследодателя, либо его собственными братьями и сестрами. Сомнение вызывает и вопрос о признания к наследованию определенных категорий лиц [10, с.41].

Нельзя не отметить, что статус ребенка, как наследника, не в полной мере представлен в действующем законодательстве. Права и обязанности ребенка для вступления в наследство не определены. К проблемам, с которыми, в большенстве своем, сталкиваются на практике, относятся следущие: правоспособность и размер доли ребенка при вступлении в наследство.


Между наследниками часто возникают конфликты, связанные с разделом наследственного имущества. В судебной практике встречается множество дел данной категории.

Итак, «в Курский областной суд поступил иск в интересах несовершеннолетней ответчика о прекращении долевой собственности и взыскании суммы по апелляционной жалобе. Истец обратилась в суд с иском к ответчику о разделе наследственного имущества, аргументируя свою позицию тем, что автомобиль, оставленный в наследство несовершеннолетней, не подлежит использованию в связи с возрастом ответчика, не позволяющим ей иметь водительское удоствоверение. Истец просила разделить наследственное имущество, выделив ответчице автомобиль, а в пользу ребёнка взыскать денежную компенсацию. Рассмотрев все материалы дела, судебная коллегия приняла решение, которым исковые требования были удовлетворены» [24, с.69].

Таким образом, наследование по закону наряду с наследованием по завещанию занимает лидирующее место в классификации фидом наследования. Это подтверждается и тем, что ГК достаточно детально регламентирует лишь эти два основания.

3.2 Общие положения о наследовании выморочного имущества

В российском гражданском праве существует институт наследования выморочного имущества, который предполагает переход бесхозяйного имущества к публично-правовым образованиям, после смерти собственника в целях устранения негативных последствий, связанных с наличием такого имущества (порча, уничтожение и тому подобное) [26, с.16].

В соответствии со статьей 1151 ГК имущество умершего приобретает признаки выморочного в следующих случаях:

­– отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию;

­– никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования;

­– никто из наследников не принял наследства;

­ – все наследники отказались от наследства, и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника [16].

До вступления в силу части 3 ГК РФ переход выморочного имущества осуществлялся лишь в пользу государства или отдельно взятой государственной, кооперативной и иной общественной организации. В настоящее время такой переход возможен к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в зависимости от местоположения имущества.


Согласно п. 2 ст. 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:

­– жилое помещение;

­– земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;

­– доля в праве общей долевой собственности [16].

Складывающаяся социально-экономическая ситуация в стране сказывается и на доходах муниципальных образований, поэтому извлечение дополнительных доходов бюджетов муниципальных образований посредством признания прав собственности на объекты недвижимого имущества, являющихся выморочными (невостребованными после смерти их собственника) и дальнейшей реализацией данного имущества приобретает важное значение [11, с.25].

На сегодняшний день порядок признания имущества выморочным и признания права собственности муниципального образования на выморочное имущество производится в судебном порядке в судах общей юрисдикции по месту нахождения объектов недвижимого имущества.

Ключевая проблема, с которой сталкиваются представители муниципальных образований при организации работы с выморочным имуществом, – это отсутствие эффективного механизма получения оперативной информации для своевременного выявления недвижимого имущества, обладающего признаками выморочного. Законодатель предпринял меры по устранению указанного пробела [9, с.62].

Свидетельство о праве на наследство представляет собой документ подтверждающий такое право за наследником, и выдается нотариусом налоговому органу по истечении 6 месяцев со дня открытия наследства [16].

Свидетельство предоставляется по заявлению наследника, к которым относятся муниципальные образования, нотариусом или уполномоченным на то должностным лицом. Таким образом, не устанавливается обязанность по информированию ни за нотариальными, ни за налоговыми органами.

Ставшие известными работнику органа ЗАГСа в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат, руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия либо Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации [27, с.33].


Таким образом, сведения о записях актов гражданского состояния и о наследственных делах к имуществу умерших, для заинтересованных лиц (представителей муниципальных образований) являются конфиденциальной информацией.

В связи с чем, возможно обеспечить взаимодействие государственных органов и соответствующих организаций (органов), чьих полномочий достаточно для получения соответствующей информации (например, территориальный орган кадастрового учета, некоммерческое профессиональное объединение нотариусов).

Необходимо включить в их обязанности формирование перечня объектов недвижимого имущества, обладающих признаками выморочного имущества, то есть, перечень невостребованных объектов недвижимого имущества, государственная регистрация прав собственности на которые, содержит запись об умершем более одного года назад гражданине, как о собственнике. В последующем направлять информацию об объектах перечня в адрес руководителей администрации муниципальных образований (сельских поселений) на территории которых находятся соответствующие объекты недвижимого имущества [8, с.34].

Данные действия осуществлять раз в полгода в целях своевременного мониторинга. Также представляется целесообразным обязать органы ЗАГСа направлять сведения о смерти граждан нотариусу по месту открытия наследства.

Реализация механизма выявления объектов недвижимого имущества, обладающих признаками выморочного имущества, позволит обеспечить дополнительный доход бюджетов муниципальных образований (сельских поселений), обеспечить в оптимальные сроки введение в хозяйственный оборот невостребованных объектов и изъятие объектов из чужого незаконного владения.

3.3 Наследственный договор и совместное завещание супругов как новые виды наследования в Российской Федерации

26 апреля 2015 года в Государственную Думу РФ поступил на рассмотрение законопроект «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации».

Данный законопроект предусматривал введение в российское гражданское законодательство новых институтов, которые уже давно применяются в зарубежной практике – совместного завещания супругов и наследственного договора. Указанные поправки позднее были выделены в отдельный Федеральный закон, который вступит в силу с 1 июня 2019 года [5, с.5].