Файл: Юридические лица как субъекты предпринимательского права».pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
Таким образом, исходя из норм российского законодательства (ст.ст. 48-49 Гражданского кодекса РФ), необходимо говорить о самостоятельной воле, но особенности такого правового института и его сущность позволяет говорить о зависимости юридического лица от решения, принимаемого единственным участником.
Также непонятно, стоит ли относить признак организационного единства к таким компаниям? Если «юридическое лицо» являются юридическими лицами по своей природе и на них распространяются общие правила, то организационное единство выступает важнейшим сущностным признаком, и тогда невозможно рассматривать его отдельно от данных компаний. Если учредитель одновременно является единоличным исполнительным органом, то указанный признак становится несостоятельным. Если же при единственном учредителе существует отдельный орган управления, трудовой коллектив и т.д., то идея организационного единства вполне себя оправдывает. Но в любом случае у «юридическое лицо» существует как минимум два органа управления: общее собрание и единоличный исполнительный орган, которые должны действовать во взаимосвязи, поэтому неважно кто осуществляет соответствующие должностные обязанности, признак организационно единства выполняется всегда.
Самым главным признаком «компаний одного лица», отражающим его сущность, является то, что компания состоит из одного учредителя или участника. Здесь не имеет значения тот факт, была ли она изначально образована одним лицом, либо же стала таковой после входа-выхода иных участников. Идентифицирующим признаком является именно численность лиц, составляющих организацию. Применительно к анализируемому правовому институту можно исключить такие дополнительные признаки: защита коллективных интересов; деление уставного капитала на доли, акцииит.д. К тому же исключается такой признак, как объединение физических или юридических лиц, который противоречит сущности «юридическое лицо»[12].
По результатам проведенного анализа можно сказать, что частно-правовымипризнаками «юридическое лицо» являются:
1. Ограничение состава одним лицом;
2. Единый уставный капитал юридического лица;
3. Возникновение не ограничивается лишь возможностью создания как вновь созданное юридическое лицо;
4. Несамостоятельность воли юридического лица.
Таким образом, Юридическое лицо» - это такая правовая конструкция, суть которой заключена в том, что данная организация создается одним учредителем (физическим или юридическим лицом), либо становится таковой в результате объединения всех долей, акций и иных вкладов в руках единственного участника, деятельность которого выражается в его дальнейшем единоличном принятии решений о судьбе компании и по текущим делам (если не назначен исполнительный орган), ее возможном управлении, распоряжении принадлежащими лицу активами и т.д.
Вне зависимости от сущностных теорий и споров по поводу природы «компаний одного лица», они все же нашли свое место среди участников корпоративных отношений, они функционируют особым образом, их деятельность нормативно закреплена в правовых актах. Они уже не являются новацией корпоративного права, у законодателей по ним сложилось определенное мнение. По этому поводу можно сказать, что определение той или иной концепции понимания «юридическое лицо»не содержит большой ценности, здесь важнее добиться правильного правового регулирования и устранить возможные злоупотребления правом участниками или учредителями «компаний одного лица».
К тому же можно заявить о волнующих на данный момент времени в России проблемах, связанных с «компаниями одного лица». Ввиду недостаточного надзора за деятельностью субъектов корпоративного права, в отличие от англосаксонских правовых систем, у нас имеется риск возникновения злоупотребления правами этими субъектами, в результате чего ведется активная борьба с таким явлениям, как «фирмы-однодневки» и иными нарушениями.
Таким образом, анализируя законодательство различных стран, стоит отметить, что к понятию исследуемого правового института относятся одинаково, характеризуя его через состав субъектов - одно лицо, и доктринально не выделяя отличного от других государств понятия. Законодатели лишь регулируют процесс осуществления деятельности этими юридическими лицами, не углубляясь в сущностные признаки. Из зарубежного права, в частности из англо-американского, стоит перенять процедуры, направленные на ужесточение контроля за данными образованиями, так как в российском праве этот вопрос не урегулирован должным образом.
Глава 3. Система юридических ли
3.1 Коммерческие юридические лица
В настоящий период в России происходит активная модернизация многих сфер общественно-политической жизни. Значительные изменения претерпевают практически все институты, в том числе гражданско-правовые. 30 декабря 2012 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 30.12.2012 №302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[13]. Данный закон стал первым значимым документом в целом комплексе нормативных актов, направленных на внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ. Так, только в течение 2013 года в текст ГК РФ были внесены поправки девятнадцатью Федеральными законами. В настоящее время подвергнуты корректировки практически все институты общей части гражданского права. Характеризуя в целом государственную политику в сфере частного права, следует указать на такую важную особенность, как активную работу законодателя по внесению изменений в действующее гражданское законодательство РФ.
Государственная политика в области правового регулирования корпоративных отношений строится исходя из принципов юридического равенства субъектов, автономии их воли, самостоятельной имущественной ответственности, которая носит восстановительный характер. В качестве основной тенденции следует отметить существенное расширение границ диспозитивности. Большинство новых норм сформулированы как управомочивающие и имеют дозволительный характер, предоставляя субъектам возможность по своему усмотрению моделировать правила своего поведения, в том числе путем заключения корпоративного договора. При этом законодатель использует такой прием юридической техники, как оговорку «если иное не предусмотрено Уставом», «если иное не предусмотрено соглашением учредителей (участников)» и «если иное не предусмотрено договором».
Отмеченное следует оценить в целом позитивно. Однако, при широте свободы может увеличиваться спорность в гражданских отношениях и возрастает риск возникновения обратной ситуации – злоупотребления субъективными правами. В связи с этим изложены в новой редакции ст. 1 и ст. 10 ГК РФ. Так, впервые предусмотрена обязанность участников гражданских правоотношений действовать добросовестно. Нормативное закрепление получил запрет «действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)».
Кроме того, в качестве следующего направления государственной правовой политики следует отметить то, что общественные отношения, регулируемые гражданским правом, получают более развернутую дифференциацию. Так, абзац 1 пункта 1 статьи 2 ГК РФ дополнен новым видом отношений, регулируемых гражданским правом – это отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими, т.е. корпоративные отношения. В результате этого есть все основания считать данные отношения самостоятельными, отдельно обособлять их в рамках предмета гражданского права как отрасли и дисциплины. Ученыецивилисты вновь заговорили о выделении корпоративного права как самостоятельной подотрасли гражданского права[14].
В связи с принятием Федерального закона от 05.05.2014 г. №99-ФЗ с 01 сентября 2014 года вступили в силу очередные изменения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации. Они затрагивают ключевые вопросы, касающиеся правого положения юридических лиц в РФ, их систему, а также порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. В отдельных случаях произошла существенная модернизация содержания правового регулирования в данной области общественных отношений. Указанный пакет изменений и дополнений ГК РФ является очередным этапом реформы гражданского законодательства РФ, но не завершает её [более подробно об этом[15].
Основные новеллы новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ касаются следующего:
уточнено понятие юридического лица;
изменена классификация юридических лиц;
установлены общие требования к решению об учреждении юридического лица;
конкретизированы положения об учредительных документах;
разрешено юридическому лицу иметь несколько руководителей;
указан круг руководителей и учредителей (участников) юридического лица, несущих перед ним ответственность;
изменен порядок реорганизации и ликвидации юридического лица.
Заслуживают внимание следующие наиболее принципиальные положения новой редакции ГК РФ о юридических лицах, которые требуют обсуждения, научного осмысления и внимания правоприменяющих субъектов.
Гражданский кодекс РФ дополнен статьей 50.1, которая предусматривает общие правила создания организации (п. 4 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). В частности, закон установил перечень сведений, которые необходимо указывать в решении об учреждении юридического лица (п. 3 ст. 50.1 ГК РФ). Любое такое решение должно содержать следующие сведения:
об учреждении юридического лица;
об утверждении его устава;
о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица;
об избрании (назначении) органов юридического лица;
иные сведения, предусмотренные законом в отношении юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. Например, при учреждении корпоративного юридического лица в решении необходимо указать сведения:
о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица;
о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.
Новая редакция Гражданского кодекса РФ устранила неопределенность в отношении того, на основании какого документа должно действовать юридическое лицо (до 1 сентября 2014 года использовалась довольно сложная формулировка «устав, либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор»). Теперь юридическое лицо может иметь только один юридический документ – устав (п. 1 ст. 52 ГК РФ, п. 6 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Исключение предусмотрено в отношении хозяйственных товариществ: их единственным учредительным документом считается учредительный договор, который, должен соответствовать таким же требованиям Гражданского кодекса РФ, как и устав (абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК РФ)[16].
В настоящее время от имени организации вправе выступать сразу несколько лиц – два или более (абз. 3 п. 1 ст. 53 ГК РФ). При этом организация может самостоятельно решить:
как именно эти лица будут действовать – совместно или независимо друг от друга;
какие полномочия будет исполнять каждое из них.
Сведения об этом обязательно нужно внести в ЕГРЮЛ. Например, распределение полномочий генеральных директоров может осуществляться по территориальному или предметному принципу. Кроме того, допустимо предусмотреть порядок принятия ими решений, в том числе случаи, когда допустимо заключение сделки одним генеральным директоров либо когда необходимо наличие подписи всех генеральных директоров.
В отношении корпоративных юридических лиц (в т. ч. ООО и АО) новая редакция Гражданского кодекса РФ предусмотрела возможность разделить полномочия единоличного исполнительного органа (генерального директора, председателя и т. п.):
либо между несколькими физическими лицами;
либо между юридическими лицами;
либо между физическим и юридическим лицом (лицами).
Более дифференцированной и сложной становится система юридических лиц в РФ. В ней можно выделить типы, виды и организационно-правовые формы юридических лиц. Причем, при анализе новых правовых норм и их сопоставлении с ранее действующими предписаниями нетрудно заметить, что классификационные критерии претерпели изменения. В частности, из новых положений ГК РФ следует, что законодатель выделяет три классификации типов юридических лиц, принимая за основу различный классификационный критерий:
1. В зависимости от целей деятельности и права осуществлять приносящую доход деятельность (критерий закреплен в ст. 50 ГК РФ), все юридические лица делятся на два типа:
1.1 коммерческие - могут осуществлять приносящую доход деятельность;
1.2некоммерческие - могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Таким образом, указание на возможность осуществления предпринимательской деятельности как главное отличие коммерческих и некоммерческих организаций в ст. 50 ГК РФ уже не содержится. Оно заменено на формулировку «приносящая доход деятельность». В связи с этим возникают вопросы по поводу определения термина «доход» и его соотношения с «прибылью» (признаком предпринимательской деятельности). Из новой редакции ст. 50 ГК РФ следует, что уже не имеет значение признак систематичности, свойственный именно предпринимательской деятельности. В отличие от новой формулировки, понятие предпринимательская деятельность имеет четкое нормативное определение в ст. 2 ГК РФ. Вследствие этого можно прогнозировать возникновение проблем правоприменительного характера по поводу границ и содержания понятия «приносящая доход деятельность».