Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью
Правовой статус общества с ограниченной ответственностью
Глава 2. учреждение общества с ограниченной ответственностью
2.1. Порядок создания общества с ограниченной ответственностью
2.2. Уставной капитал общества с ограниченной ответственностью
2.3. Органы управления общества с ограниченной ответственностью и их компетенция
Глава 3. Ликвидация общества с ограниченной ответственностью
3.1. Понятие ликвидации общества
Как высший орган управления общее собрание участников общества обладает исключительной компетенцией по важнейшим вопросам деятельности общества. К их числу относятся[13]:
- определение основных направлений деятельности общества, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
- изменение устава общества, в том числе изменение размера уставного капитала общества;
- образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;
- избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества;
- утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;
- принятие решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества;
- утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества);
- принятие решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
- назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора
и определение размера оплаты его услуг; - принятие решения о реорганизации или ликвидации общества;
- назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;
- решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом или уставом общества.
Решение этих вопросов не может быть передано на рассмотрение иным органам юридического лица. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие
в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Положения учредительных документов общества или решения его органов, ограничивающие указанные права участников общества, ничтожны.
Следующим органом управления ООО является совет директоров - коллегиальный исполнительный орган. По сути это промежуточное звено между единоличным или коллегиальным исполнительным органом общества
и общим собранием. Данный орган управления отнюдь не является обязательным, как, например, общее собрание или генеральный директор. Законодатель уравнял два названия данного органа - это совет директоров
или наблюдательный совет. Именно во втором названии раскрывается его сущность и функционал. Но в случае образования данного совета уставом общества должна быть определена его исключительная компетенция,
в которую входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества. За исключением тех, которые относятся к компетенции общего собрания участников. Так, можно выделить следующие вопросы, которые могут быть переданы на рассмотрение совету директоров:
- образование исполнительных органов общества, досрочное прекращение их полномочий;
- решение вопросов о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных законом;
- решение иных вопросов, предусмотренных федеральным законом
об ООО и уставом общества[14].
Порядок образования и деятельности совета директоров, а также порядок прекращения полномочий его членов определяются уставом общества. Необходимо отметить, что членами совета директоров могут быть только физически лица. В то же время закон предусматривает определенные ограничения: так, лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, запрещается одновременно замещать должность председателя совета директоров общества. По решению общего собрания участников, полномочия всех членов совета директоров общества могут быть прекращены досрочно.
При этом руководство текущей деятельностью общества может осуществляться:
- единоличным исполнительным органам общества (директор, генеральный директор, президент);
- единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества (правления, дирекция).
При этом особо тщательно должна быть разграничена уставом общества их компетенция, чтобы не возникал конфликт интересов. Данные лица подотчетны в первую очередь общему собранию соответствующего общества,
а также, при указании на это в уставе, - наблюдательному совету.
Правом выбора оптимальной для данного общества системы исполнительных органов обладают участники соответствующего общества. Однако в любом случае при подготовке устава общества необходимо исходить из того, что исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров общества (если последний образован). На них не могут быть возложены функции, отнесенные
к компетенции совета директоров и общего собрания участников. В свою очередь, вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания и совета директоров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества. Основная задача исполнительного органа заключается в организации выполнения решений общего собрания и совета директоров общества.
В качестве контрольного органа, осуществляющего в обществе внутренний аудит, уставом общества может быть предусмотрено образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества. Ревизионная комиссия может состоять как из лиц разной профессии, так и быть заменена официальным аудитором, который не должен быть связан с исполнительными органами общества.[15].
Заключения ревизионной комиссии представляются общему собранию
и наблюдательному совету общества (при его наличии) и носят рекомендательный характер.
Глава 3. Ликвидация общества с ограниченной ответственностью
3.1. Понятие ликвидации общества
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам[16]. Общие правила о ликвидации юридических лиц, установленные в ст. 61-65 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с чем, общество может быть ликвидировано:
- добровольно (по решению его участников, которое должно быть принято единогласно на общем собрании участников общества)[17];
- принудительно (по решению суда).
Гражданский кодекс РФ прямо предусматривает следующие основания добровольной ликвидации юридического лица:
- истечение срока, на который создано юридическое лицо;
- достижение цели, ради которой оно создавалось.
Данные основания ликвидации изложены в открытом перечне, что предполагает возможность такой добровольной ликвидации и по иным основаниям, которые могут определяться как усмотрением участников, так
и указанием закона.
Следует учитывать, что наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется,
и имеются основания, предусмотренные п. 2 ст.61 Гражданского кодекса РФ.
Например, на практике имел место случай, когда прокурор обратился
в арбитражный суд с иском о ликвидации хозяйственного общества в связи
с осуществлением им деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона. Суд установил факт принятия общим собранием общества решения
о его ликвидации и на этом основании отказал в удовлетворении иска. Указанно решение отменено апелляционной инстанцией. В соответствии
с п.8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной,
а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения записи
об этом в единый государственный реестр юридических лиц. Решение учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами о его ликвидации является основанием для возбуждения процедуры ликвидации в порядке, установленным законом
(ст. 62, 63 ГК РФ). Из материалов дела следовало, что общим собранием участников общества было принято решение о ликвидации общества. Однако ликвидационная комиссия по согласованию с регистрирующим органом
не назначена, порядок и срок ликвидации не установлены. Ликвидация фактически не проведена. В материалах дела имелись доказательства осуществления обществом деятельности с грубыми нарушениями законодательства, т.е. наличия оснований для ликвидации общества
в принудительном порядке. При таких обстоятельствах апелляционная инстанция правомерно удовлетворила иск прокурора о принудительной ликвидации общества[18].
Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ основаниями для ликвидации общества
по решению суда могут быть:
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной,
в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; - по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
- по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе
в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется; - в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов исследуется характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица.
Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные
им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены[19].
Необходимо отметить, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь по выше указанным основаниям. Следовательно, неисполнение организацией требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.
Если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо на уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации, однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, то суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и др., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии
с п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона)[20].
Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано также в соответствии со ст. 65 Гражданского кодекса РФ, вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Согласно п. 3 ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Рассмотрение дел о банкротстве относится
к подведомственности арбитражного суда[21].
3.2. Порядок ликвидации общества
Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом РФ
и другими федеральными законами. Нормы ст. 63 ГК РФ регулируют общий для всех юридических лиц порядок проведения ликвидации. После принятия общим собранием участников общества решений о ликвидации общества
и назначении ликвидационной комиссии, а также уведомления регистрирующего органа о ликвидации общества по правилам
ст. 20 Федерального закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», совершаются действия, связанные с собственно ликвидацией общества с ограниченной ответственностью.
Первое из них, являющееся одновременно обязательным условием для совершения последующих действий в этом направлении, - опубликование ликвидационной комиссией в средствах массовой информации сообщения
о ликвидации общества в соответствии с требованиями законодательства.