Файл: Понятие и структура среды организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение:

Объектом управления на любом уровне выступает организация в какой-либо ее конкретной форме.

Под организацией понимается относительно изолированная часть целостной структуры общественного производства, которая характеризуется, прежде всего, двумя важнейшими признаками - открытостью и системностью.

Именно эти два признака (открытость и системность) формируют понятие организации с управленческой точки зрения.

Открытость - это свойство организации испытывать на себе воздействие факторов внешней среды.

Системность означает наличие внутренней среды организации, структуризацию этой внутренней среды и понимание того, что все ее структурные единицы, взаимосвязаны и изменение одной из них обязательно приведет к изменению формы или содержания всех остальных внутренних переменных.

Влияние факторов среды на деятельность организации существенно и требует пристального рассмотрения[1].

В рамках данной курсовой работы предстоит ответить на вопросы, касающиеся внутренней и внешней среды организации. В том числе на примере компании ОАО «ВымпелКом».

С появлением мобильной связи пользователями, по сути, являлись люди с высоким материальным достатком, так как данная инновация была не каждому по карману. В первую очередь это обосновывалось дороговизной тарифных планов.

По прошествии времени связь становилась все более и более доступной. Сейчас мобильные телефоны есть почти у всех, даже у людей с материальным достатком - ниже среднего. А так же если посмотреть на возраст потребителей, то можно сказать, что возрастной диапазон весьма велик. Мобильной связью обладают как дети начальных классов, так и люди в пенсионном возрасте.

Мобильная связь в России на сегодняшний день относится к одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Прибыли в этом секторе измеряются миллионами долларов, а обороты – миллиардами и постоянно увеличиваются. База абонентов сотовой связи в России удваивается каждый год. По прибыльности крупные операторы мобильной связи стоят сразу за нефтегазодобывающими компаниями в соответствующих списках, публикуемых в аналитических изданиях.

На сегодняшний день рынок поделен между тремя крупными организациями – Мегафон, МТС и Билайн.

Данная курсовая работа ставит своей целью изучить факторы внутренней и внешней среды организации, дать их подробный анализ, а также определить положение на рынке сотовых операторов компании Билайн, менее известной как «ВымпелКом».


Цель предусматривает решение следующих задач:

-Охарактеризовать факторы внешней среды, воздействующие на предприятие;

-Выделить факторы внутренней среды организации;

-Рассмотреть SWOT-матрицу как метод исследования факторов внешней и внутренней среды организации;

-Провести анализ внешней и внутренней среды, воздействующей на фирму ОАО « ВымпелКом»;

-Построить SWOT-матрицу внешней и внутренней среды фирмы Билайн.

Объектом исследования выступает компания ОАО « ВымпелКом» (оператор сотовой связи Билайн).

Предметом исследования является анализ факторов внешней и внутренней среды фирмы ОАО «ВымпелКом».

Выбранная тема является актуальной, потому как анализ среды необходим для определения стратегии поведения предприятия и осуществления этой стратегии в жизнь.

Теоретические основы внутренней и внешней среды организации

Понятие и структура среды организации

Структура организации - это взаимоотношения уровней управления с функциональными областями организации для наиболее эффективного достижения целей. Структура организации тесно связана с характерным для нее специфическим разделением труда и требованиями построения системы контроля в организации. Любая организация имеет разделение труда, но не просто случайное распределение работы между всем персоналом организации, а специализированное разделение труда. Оно означает закрепление конкретной работы за тем человеком, который лучше всех в организации сможет ее выполнить, то есть за специалистом. Примером может служить разделение управленческих функций между специалистами по финансам, производству, сбыту и т.д.[2] Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

Задача стратегического управления состоит в обеспечении взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.


Изучение внутренней среды компании дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем. Как и в случае с внешней средой, задача менеджмента компании поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде.[3]

1.2 Факторы внутренней среды организации

Внутренняя среда организации - часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных.

Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, - это цели, структура, задачи, технология и люди.[4] Цели - конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.

Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.[5]

Задачи. Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Люди являются основой любой организации.

Менеджер формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.[6]

1.3 Факторы внешней среды организации

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.


Классификация факторов и качеств внешней среды вследствие их многообразия различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. Придерживаясь в целом принятой в менеджменте классификации, можно предложить следующий перечень характеристик внешней среды.

 взаимосвязанность факторов - уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;

 сложность - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;

 подвижность - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации;

 неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации[7].

Анализ внешней среды предполагает изучение двух ее составляющих: макроокружения (среда косвенного воздействия) и непосредственного окружения – прямого воздействия (микроокружения).

Анализ внешней среды направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить возможные негативные выпады[8].

Весьма популярным методом исследования происходящих в макросреде событий является ПЭСТ-анализ (рис.1)[9]

Рис. 1 Среда фирмы

Цель ПЭСТ-анализа заключается не просто в составлении перечня факторов внешней среды, но и в использовании схемы для выявления изменений или тенденций развития факторов внешней среды.[10]

1.4 SWOT-анализ как метод исследования факторов внешней и внутренней среды организации

Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации.[11]

Довольно известный метод SWOT (аббревиатура из английских слов: сила-strength, слабость-weakness, возможности-opportunity и угрозы-threat) является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды.[12]


Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей. После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица – SWOT (рис.2). 11

Возможности

1.

2.

3.

Угрозы

1.

2.

3.

Сильные стороны

1.

2.

3.

Поле “Сила и Возможности”

(СИВ)

Поле “Сила и Угрозы”

(СИУ)

Слабые стороны

1.

2.

3.

Поле “Слабость и Возможности”

(СЛВ)

Поле “Слабость и Угрозы”

(СЛУ)

Рис. 2 Матрица SWOT-анализа

Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы. На пересечении разделов образуется четыре поля: поле “СИВ” (сила и возможности); поле “СИУ” (сила и угрозы); поле “СЛВ” (слабость и возможности); поле “СЛУ” (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.[13]

Фактически поля пересечений (СИВ, СИУ, СЛВ и СЛУ) представляют собой наборы возможных сценариев развития событий.

Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность, Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.[14]

2. Анализ и выбор стратегических альтернатив предприятия