Файл: Выбор стиля руководства в организации ООО «КРЕАТИВ».pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты понятия стиля руководства
1.1 Понятие и общая характеристика стилей управления
1.2 Основные подходы к классификации стилей управления
Глава 2 Анализ стиля руководства организацией на примере ООО «КРЕАТИВ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации ООО «Креатив»
2.2 Анализ менеджмента и стиля руководства в ООО «Креатив»
2.3 Мероприятия по совершенствованию стиля работы руководителя ООО «Креатив»
Из таблицы видно, что рассматриваемые теории характеризуют два противоположных типа человека. По мнению МакГрегора, каждый руководитель основывает свое поведение на одной из указанных теорий. В то же время теорию Х и Y нельзя считать в полной мере теорией стилей управления, так как они указывают только на предпосылки их формирования.
Большее распространение в практике определения стилей управления получила модель Блейка – Моутона . Преимущество данной модели позволяет дать многомерную характеристику стилей управления на основе двух ключевых параметров: ориентация на задачу и ориентация на подчиненных. Из Приложения Г видно, что модель Блейка – Моутона представляет собой решетчатую структуру, на которой горизонтальные линии означают интенсивность ориентированности на производство, а вертикальные - интенсивность выполнения функций, направленных на управление работниками.
В соответствии с данной моделью можно выделить 81 стиль управления. Авторами данной модели характеризуются только крайние стили, основных из которых 5. Характеристика ключевых стилей в соответствии с матрицей Блейка – Моутона приведена в таблице 2
Таблица 2
Характеристика стилей управления в матрице Блейка – Моутона*
Координаты в матрице |
Название стиля управления |
характеристика |
(9;9) |
Коллективный менеджмент |
Ангажированные сотрудники преследуют общую цель. Взаимозависимость создает рабочий климат уважения и доверия. |
(9;1) |
Приказной менеджмент |
Обеспечение, гарантия эффективного труда через организацию, оторая сводит до минимума человеческие тормозящие факторы. |
(1;9) |
Объединительный менеджмент |
Удовлетворяются потребности сотрудников в межчеловеческих отношениях, которыми они были довольны, что способствует созданию дружеского климата на производстве и спокойному трудовому темпу. |
(5;5) |
Человеческий (организационный) менеджмент |
Хорошие показатели и приемлемая рабочая атмосфера |
(1;1) |
Менеджмент выживания |
Минимальных трудовых затрат достаточно, чтобы продержаться в предпринимательстве. Задачи выполняются лишь по обязанности |
По мнению авторов модели, стиль управленческого поведения формируется под влиянием различных факторов, основными из которых являются [14, с.259]:
- организация, в которой трудится личность;
- ситуация, в которой осуществляется управление;
- представления о ценностях, которые имеет данная личность, чтобы управлять людьми и достигнуть поставленных целей;
- личность (подразумеваются персональные признаки руководителя);
- возможность, которую имеет начальник для применения изученной манеры поведения в конкретных ситуациях для руководителя (альтернативный стиль руководства)
Данный недостаток бихейвиористкого подхода, к которому относились рассмотренные выше теории, состоит в том, что он не позволяет определить, каким образом определенный стиль управления зависит от конкретной управленческой ситуации. Поэтому ученые разработали так называемый ситуационный подход.
Ситуационные теории видят руководство не как атрибут отдельных личностей, а исходят из того, что стиль руководства зависит от того какова социальная ситуация в организации. Именно особенности социальной ситуации, по мнению авторов и сторонников ситуационных теорий, определяют функции руководителя, а они в свою очередь определяют стиль руководства. В рамках данного подхода, рассмотрим 2 ситуационных теории стиля управления: теорию Херси – Бленхарда, и теорию Врума – Йетона.
В качестве основного ситуационного фактора в теории Херси – Бленхарда рассматривается степень готовности сотрудников (Приложение Д). Данными авторами определено 4 степени готовности подчиненных, каждому из которых соответствует свой стиль управления. Их характеристика представлена в таблице 3
Таблица 3
Модель стилей управления Херси – Бленхарда*
Уровень готовности |
Характеристика |
Соответствующий стиль управления |
Уровень готовности 1 |
Сотрудник неспособен и у него отсутствует усердие и, соответственно, уверенность. |
Стиль, ориентированный на задачу |
Уровень готовности 2 |
Сотрудник неспособен, но усерден |
Интеграционный стиль |
Уровень готовности 3 |
Сотрудник способен, но мало усерден либо неуверен |
Стиль, ориентированный на работника |
Уровень готовности 4 |
Сотрудник отличается наличием способности и усердия, он, соответственно, может трудиться самостоятельно и им надо руководить в рабочем порядке |
Стиль, ориентированный на работника |
Как видно из данной таблицы, по мере роста готовности сотрудников. Руководитель предприятия должен ограничить свою ориентацию на задачу и усилить свою ориентацию на подчиненных.
Еще одной ситуативной моделью руководства стала модель, разработанная Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном. Модель принятия решений концентрирует внимание на процессе принятия решений. Согласно точке зрения авторов модели, имеется пять стилей руководства, которые можно использовать в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решения. Характеристика этих стилей дана в таблице 4
Таблица 4
Стили управления по В. Вруму и Ф. Йеттону*
Название стиля |
Особенности поведения руководителя |
А1 |
Руководитель сам решаете проблему или принимает решение, используя имеющуюся у него на данный момент информацию. |
А2 |
Руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных, и затем сам решаете проблему. Получая информацию, он может сказать или не сказать своим подчиненным, в чем состоит проблема. Роль подчиненных в принятии решений - представление необходимой информации, а не поиск и оценка альтернативных решений. |
К1 |
Руководитель излагает проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, и выслушивает их идеи и предложения, но не собирает их вместе в одну группу. Затем он принимает решение, которое отражает или не отражает мнение подчиненных. |
К2 |
Руководитель излагает проблему группе подчиненных, и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем он принимает решение, которое отражает или не отражает мнение подчиненных. |
Д |
Руководитель излагает проблему группе ваших подчиненных, вместе с подчиненными находит и оценивает альтернативы и пытается достичь согласия касательно выбора альтернативы |
Для того чтобы выбрать стиль управления, в большей степени соответствующий конкретной управленческой ситуации, по мнению авторов данной модели, руководитель должен оценивать ситуацию по следующим основным параметрам [3, с.19]:
- Значение качества решения.
- Наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения.
- Степень структурированности проблемы.
- Определенная на основании прошлого опыта вероятность того, что автократическое решение руководителя получит поддержку у подчиненных.
- Степень мотивации подчиненных достигнуть целей организации, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы.
Глава 2 Анализ стиля руководства организацией на примере ООО «КРЕАТИВ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации ООО «Креатив»
Общество с ограниченной ответственностью «Креатив» создано в 2010 году в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью». Общество приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации. ООО «Креатив» стремительно ворвалось на рынок, и надежно укрепились на нем за счет идеального соотношения цены и качества предлагаемого продукта. Но «Креатив» не останавливается на достигнутом, перед компанией открыты новые горизонты, бесконечное совершенствование, большие цели и задания.
Расположено по адресу: Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Софийская д.72 .
Основным видом экономической деятельности является «производство пластмассовых изделий, используемых в строительстве». Также ООО «Креатив» работает еще по 6 направлениям.
В распоряжении производителя натяжных потолков ООО «Креатив» есть большие складские и производственные помещения в Санкт-Петербурге. Л значит, у потребителя всегда будет возможность выбрать натяжные потолки на любой вкус, комплектующие к ним, а потолки с арт-печатью от лучших производителей мира: Ренолит (Германия), Алькор (Франция), Мальпенса (Италия) и многих других.
Основные виды продукции:
- матовые потолки,
- сатиновые потолки,
- глянцевые потолки,
- многоуровневые потолки,
- фотопечать.
Миссия компании - удовлетворение потребностей общества путем обеспечения потребителей качественной продукцией и услугами по производству и установке натяжных потолков.
Индивидуальный подход к клиентам и позитивный настрой, скорость обработки заказов и безусловное исполнение любых требований клиента - это главные приоритеты ООО «Креатив»
Основная цель ООО «Креатив» получение прибыли, а также удовлетворение запросов потребителей в услугах по производству и монтажу натяжных потолков.
Общее управление ООО «Креатив» осуществляет единоличный исполнительный орган - директор, который руководит текущей деятельностью общества, в соответствии полномочиями, которые закреплены в уставе. В подчинении у него находятся несколько отделов, связанных горизонтальными и вертикальными связями.
Организационная структура предприятия представляет собой линейно-функциональную структуру управления. Полная ответственность за работу по веем функциям управления возложена на руководителя. Организационная структура ООО «Креатив» наглядно представлена на рисунке 1
Рисунок 1. Организационная структура ООО «Креатив»
Данный вид структуры имеет такие преимущества:
- четкая система единоначалия и взаимных связей функций и подразделений;
- ясно выраженная ответственность.
Недостатки данной структуры:
- перегрузка управленцев верхнего уровня;
- предъявление жестких требований к руководителю.
Данная модель вполне отвечает миссии и целям организации.
В ООО «Креатив» проводится подготовка и утверждение внутренних нормативных документов, которые регламентируют деятельность персонала и Общества. К которым относятся следующие документы, обязательные для всех сотрудников:
- устав ООО «Креатив»,
- правила внутреннего трудового распорядка ООО «Креатив»,
- организационная структура управления,
- штатное расписание предприятия.
- положения о структурных подразделениях,
- должностные инструкции сотрудников и организация рабочих
мест.
Общее количество сотрудников ООО «Креатив» составляет 24 человека.
На предприятии работают молодые специалисты, поэтому образовательный состав изменяется в сторону снижения специалистов с высшим образованием, которое имеют руководители и основной персонал предприятия ООО «Креатив».. Большая часть основного персонала имеет среднее профессиональное образование. При этом необходимо повышение образовательного состава в предприятии ООО «Креатив».
Анализ движения рабочих кадров в ООО «Креатив» за 2016-2018 гг. наглядно представлен в таблице 5
Таблица5
Анализ движения рабочих кадров в ООО «Креатив» за 2016-2018 гг.
№ |
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
1 |
Состояло по списку на начало года |
17 |
19 |
21 |
2 |
Принято |
4 |
5 |
8 |
3 |
Выбыло |
2 |
3 |
5 |
4 |
В том числе: |
|||
5 |
Неудовлетворение системой развития персонала |
1 |
2 |
|
6 |
Неудовлетворение заработной платой |
1 |
1 |
|
7 |
За нарушение дисциплины |
1 |
1 |
|
8 |
По семейным обстоятельствам |
1 |
||
9 |
Состояние по списку на конец года |
19 |
21 |
24 |
10 |
Коэффициент оборота по приему, % п.2/(п.1+п.9)/2 |
0,22 |
0,25 |
0,36 |
И |
Коэффициент оборота по выбытию, % п.З/(п.1+п.9)/2 |
0,11 |
0,15 |
0,22 |
12 |
Коэффициент текучести кадров, % (п.7+п.8)/ (п. 1+п.9)/2 |
0,06 |
0,05 |
0,04 |