Файл: «Особенности применения мер исправительного воздействия к несовершеннолетним осужденным».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 660

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования не вызывает сомнений. В настоящее время преступность несовершеннолетних занимает существенную роль в структуре преступности. Тенденции к либерализации уголовной ответственности и наказания, которые стали претворяться в жизнь еще с 2003 года, не дали существенных результатов в борьбе с преступностью несовершеннолетних. Ряд норм, содержащихся в законодательстве, в частности в Уголовном кодексе РФ, требуют существенных доработок, некоторых из них требуют уточнений, а также необходимо дополнение уголовных норм об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних в связи с пробелами в уголовном законодательстве.

Следует также отметить, что в периоды реформ, кризисные периоды криминогенная обстановка обостряется, что можно говорить и о настоящем времени, так как основными факторами, влияющими на уровень преступности являются социально-экономические преобразования, социально-политические преобразования, а также конкретно-исторические условия, возникшие в нашей стране в последнее время. Существенное значение имеют изменения нравственных ценностей, морального и правового состояния в обществе. Эти факторы, как правило, негативно сказываются на формировании личности несовершеннолетнего, способствует росту их противоправного поведения.

В исследованиях отмечается, что численность несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы, уменьшилось. Если в 2005 году в следственных изоляторах и тюрьмах содержалось 14,5 и 8,2 тысячи несовершеннолетних, то на начало 2015 года в воспитательных колониях для несовершеннолетних отбывали наказание 1,8 тысячи подростков. В следственных изоляторах и тюрьмах, а также в помещениях, функционирующих в режиме СИЗО и тюрем, содержались еще 1,5 тысячи подростков.

В то же время, число совершенных в 2015 году преступлений увеличилось, в том числе преступлений, совершенных несовершеннолетними. По данным о состоянии преступности в Российской Федерации за 2015 год несовершеннолетними, а также при их соучастии совершено 4,9% всех совершенных на 2015 год. За 2015 год было выявлено несовершеннолетних, совершивших преступления – 55993 чел., прирост по сравнению с 2014 годом составил 2,4%. Регионы с наибольшим удельным весом несовершеннолетних, совершивших преступления – Забайкальский край, республика Тыва, Иркутская и Свердловская области, Республика Карелия, Амурская области, Забайкальский край, Хабаровский край, Республика Саха, Архангельская область, Томская область.


Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей применения мер исправительного воздействия к несовершеннолетним осужденным.

Задачи исследования заключаются в следующем:

  1. Исследовать историю уголовно-правовых норм об ответственности и наказании, применяемых к несовершеннолетним в российском уголовном праве;
  2. Исследовать вопросы, касающиеся возраста привлечения к уголовной ответственности в российском уголовном праве и науке;
  3. Охарактеризовать особенности ответственности и наказания несовершеннолетних по Уголовному кодексу Российской Федерации;
  4. Рассмотреть правовые и психолого-педагогические коллизии в уголовном праве по вопросу снижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетних;

Объект исследования – общественные отношения, урегулированные нормами уголовно-исполнительного права, касающиеся ответственности и наказания несовершеннолетних за совершенные преступные деяния.

Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты Российской Федерации в области уголовного и уголовно-исполнительного права, регламентирующие отношения, возникающие при совершении преступления несовершеннолетними.

Методологическая основа исследования. Для достижения указанной цели и решения поставленных задач при исследовании использовался общенаучный диалектический метод познания, а также методы: сравнительного правоведения, исторический, технико-юридический, системный, аналитический, формально-логический, лингвистический.

1. Особенности применения мер исправительного воздействия к несовершеннолетним осужденным

1.1. Уголовная ответственность несовершеннолетних, особенности назначения и исполнения наказания несовершеннолетним


Применение наказания в уголовно-правовом смысле имеет две стороны: назначение наказания за совершенное преступление и досрочное освобождение от наказания в процессе его исполнения в порядке, предусмотренным уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

Общие начала назначения наказания распространяются и на назначение наказания несовершеннолетним. Суд обязан учитывать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Под влиянием старших следует понимать отрицательное влияние, которое способствовало или привело несовершеннолетнего к совершению преступления. Кроме того, суд обязан при назначении наказания несовершеннолетнему учитывать его возраст как смягчающее обстоятельство в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Решая вопрос о назначении наказания несовершеннолетнему, суд исходит из того, что такому лицу может быть не только назначено наказание, но к нему могут быть применены и принудительные меры воспитательного воздействия.[7.47]

В числе смягчающих обстоятельств (при назначении наказания) прежде всего, принимается во внимание тот факт, что преступление совершено несовершеннолетним. При оценке личности несовершеннолетнего, особенно когда речь идет о подростке 14-15 лет, должно быть установлено соответствие степени развития личности виновного в преступлении возрасту, которого он достиг к моменту его совершения.

Когда преступление совершено в соучастии выясняется роль несовершеннолетнего в группе и его роль в момент совершения преступления. Совершение несовершеннолетним преступления без соучастников требует повышенного внимания суда к тяжести наступивших последствий и поведению виновного как до, так и после совершения преступления. Если суд придет к выводу о необходимости назначения наказания несовершеннолетнему организатору, подстрекателю и исполнителю преступления, обсуждению подлежит вопрос о виде наказания и возможности (когда преступление не относится к числу тяжких и особо тяжких) повлиять на поведение несовершеннолетнего в будущем без применения лишения свободы. Принимая решение о виде наказания несовершеннолетнему, суд обязан обсудить вопрос о назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено законом, и об условном осуждении. При решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним суду следует установить, прежде всего, возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы.[14. C. 52]


Суд должен иметь в виду не только характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, но и условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, влияние старших по возрасту лиц. Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества. При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, мотивы содеянного, характер и размер причиненного вреда, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Характер общественной опасности преступления зависит от объекта преступления. Однако при совершении преступления несовершеннолетним следует выяснить, насколько подросток осознавал ценность объекта. Несовершеннолетние не всегда могут полно и правильно осознавать многообразные стороны и элементы общественных отношений, охраняемых законом. Нередко по их представлению они посягают на менее ценный объект в сравнении с его действительной значимостью.[12. C.85]

При определении степени общественной опасности совершенного преступления следует учитывать форму вины, мотив, способ, обстановку и стадию совершения преступления, тяжесть наступивших последствий, степень и характер участия каждого из соучастников преступления. При установлении форм вины, следует иметь в виду, что даже в умышленных преступлениях умысел может быть различным по степени осознанности виновным своих действий, степени предвидения последствий, времени возникновения умысла (прямой и косвенный, заранее обдуманный и внезапно возникший). В преступлениях, совершенных подростками, в большинстве случаев умысел беднее по содержанию, чем у взрослых несовершеннолетними по неосторожности.

Совершая преступление по легкомыслию, несовершеннолетнему бывает затруднительно предвидеть возможность наступления общественно-опасных последствий, а если они ее и предвидят, то нередко, преувеличивая свои возможности, самонадеянно рассчитывают на предотвращение этих последствий. В преступлениях, совершенных несовершеннолетними по небрежности, довольно часто слабо выражен субъективный критерий, то есть способность подростка по своим индивидуальным качествам (незавершенность интеллектуального развития, особенности психики, недостаточность жизненного опыта, незаконченность образования) предвидеть наступление общественно опасного последствия.


При определении характера и степени общественной опасности преступления, совершенного несовершеннолетними, большое значение имеют мотив и цель преступления. Кражи, грабежи, разбойные нападения иногда мотивируются у подростков корыстными побуждениями в сочетании с мотивами озорства, стремлением утвердить себя в группе, желанием заполнить свободное время. Хулиганские действия, изнасилование связаны со стремлением не отстать от товарищей, выглядеть взрослым, смелым, самостоятельным.[14. C. 60]

Значительно понизить степень общественной опасности совершенного несовершеннолетними преступления может второстепенная роль виновного в преступлении. Большое значение имеют личностные данные в индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетнего. Основными элементами, характеризующими личность подростка, совершившего преступление, являются возраст, образование, семейное положение, психические особенности, потребности и интересы, отношение к нормам права и морали, отношение к родителям, к учебе или своим обязанностям по работе, связь с лицами, имеющими антиобщественное поведение. Указание на необходимость учета личности виновного, предусмотренное общими началами назначения наказания, применительно к несовершеннолетним конкретизируется тем, что несовершеннолетние являются обстоятельством, смягчающим ответственность. Несовершеннолетие, как смягчающее обстоятельство, заключается в том, что подросток нередко не представляет себе ни общественной значимости своих действий и возможных результатов, ни последствий, которые могут наступить лично для него вследствие совершения преступления. Несовершеннолетние значительно легче поддаются исправительному воздействию, поэтому применять к ним суровые меры наказания в большинстве случаев нецелесообразно.

Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

При учете обстоятельств смягчающих или отягчающих ответственность, необходимо в виду, что при уголовно-правовой оценке преступления несовершеннолетнего каждое смягчающее обстоятельство уменьшает ответственность виновного больше, а каждое отягчающее обстоятельство повышает ответственность меньше, чем это имеет место при аналогичных условиях по делам взрослых. Объясняется это тем, что любое из смягчающих обстоятельств - уже совокупность минимум двух смягчающих факторов, где второй - несовершеннолетие. По преступлениям, совершаемым несовершеннолетними, чаще встречаются такие смягчающие обстоятельства, как чистосердечное раскаивание и активное способствование раскрытию преступления, совершение преступления вследствие стечения тяжелых личных, семейных и иных обстоятельств; совершение преступления под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Последнее бывает, когда подростка вовлекают в преступную деятельность родители либо лица, их заменяющие, или непосредственные руководители по работе. При индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетних необходимо осторожно подходить к оценке отягчающих обстоятельств.[21. C. 90]