Файл: Набор, отбор персонала( на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методологические основы системы набора, подбора и приема персонала
1.1 Общая характеристика процесса набора, подбора и приема персонала в организации
1.2 Источники набора персонала в организации
1.3 Основные критерии и методы подбора персонала
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Анализ персонала ОАО "Ростелеком"
2.3 Исследование системы приема и подбора в ОАО "Ростелеком"
2.4 Анализ результатов социологических исследований
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы приема и подбора персонала
3.1 Рекомендация по использованию источников набора персонала
3.2 Рекомендация по введению системы повышающих и понижающих коэффициентов премирования
Рис. 1. Динамика изменения численности состава работников по годам
Текучесть кадров в Обществе очень высокая. Коэффициент текучести кадров (Ктк) определяется делением числа работников фирмы (подразделения), уволенных по неплановым причинам (Чунп) на среднесписочное число работников (Чсс) за тот же период (в %) (2.1):
Ктк = Чунп / Чсс * 100 (%), (2.1)
т.е. 14 / 80*100(%)
Таким образом, коэффициент текучести кадров за 2012г. получился 17,5. Увольняются исключительно по своему желанию. В основном это сотрудники технического отдела. Это связано с тем, что работников не устраивает их заработная плата. В среднем заработная плата у рабочих - 10 000 руб., у специалистов - 14 000 руб., у руководителей - 33 000 руб., у других служащих - 9 000 руб. А ведь согласно статистическим данным, в г. Рязани средний размер заработной платы равен 16 093 руб.
На место уволившегося (уволенного) работника быстро находится замена. В основном на вакантные места набирают персонал "по связям", т.е. по рекомендациям знакомых. В технический же отдел принимают работников по объявлениям.
Таблица
Источники приема |
Категории персонала |
|||||
Руководители |
Специалисты |
Прочие служащие |
Рабочие |
|||
внутренние |
+ |
|||||
внешние |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Проанализировав процесс приема на работу и подбора персонала на ОАО "Ростелеком", можно сказать, что в целом Общество правильно осуществляет отбор персонала при устройстве на работу. Но, как и в любой другой организации, есть и свои минусы или недочеты.
Так, например, набирая кандидатов на более высокие посты, руководитель использует свои связи, т.е. набирает тех людей, которых он знает лично или которых ему порекомендовали, а не пользуется средствами внутреннего набора.
Здесь работают люди разных возрастов: в отделе по работе с населением в основном сидят молодые девушки приятной внешности, полы же моет относительно пожилая женщина. Большинство работников состоят в браке и имеют детей (Приложение 1). При приеме на работу основным требованием является наличие высшего юридического или экономического образования (за исключением тех, кто устраивается в технический отдел). В Обществе не существует курсов повышения квалификации, однако сотрудники некоторых отделов (кадровый отдел, бухгалтерия) должны самостоятельно изучать по своей профессии дополнительную литературу, которую Общество выписывает по почте. В Обществе в основном работают опытные сотрудники с большим стажем, которые успели зарекомендовать себя с хорошей стороны.
2.3 Исследование системы приема и подбора в ОАО "Ростелеком"
Как и любая организация, Общество сталкивается время от времени с такой проблемой как потребность в кадрах. При наборе кадров учитывается положительный и отрицательный опыт, который организация приобрела при решении такой задачи, как создание слаженного хорошего коллектива.
Ответственность за отбор сотрудников и итоговое решение о приеме того или иного кандидата целиком ложится на плечи руководителя. Самим же процессом занимается менеджер по персоналу. Именно он и ответил на вопросы интервью автора, на основании ответов на которые и был проведен анализ подбора и приема персонала на ОАО "Ростелеком".
Список вопросов, заданных в интервью, выглядит следующим образом:
1. Каким образом вы составляете объявление о приеме на работу, из каких блоков оно состоит, какую информацию содержит?
2. Каковы этапы процедуры подбора персонала при приеме на работу?
3. Каковы принципы подбора кадров?
4. Как проводится собеседование, каковы его функции, кто проводит собеседование, какие цели ставятся перед теми, кто проводит собеседование, что выявляется в ходе собеседования, каковы причины отказа при приеме на работу, кто принимает решение о приеме кандидата на работу? При выполнении своей работы менеджер по персоналу руководствуется следующей литературой:
- штатное расписание (Т-3);
- положение об оплате труда (положение 1);
- правила внутреннего трудового распорядка (правила ВТР);
- график отпусков (Т-7);
- график сменности;
- положение о структурном подразделении;
- должностная инструкция;
- регистрационная книга;
- трудовой договор;
- документы личного дела, а также другие документы;
- основания к приказам по личному составу и информационно-справочные документы.
Процедура подбора кадров в ОАО "Ростелеком" состоит из нескольких этапов:
1. Составление и подача объявления - объявление о наличии вакантной должности составляется менеджер по персоналу и затем подается в печатные издания, на радио и телевидение. Текст объявления включает следующие блоки:
1) должность;
2) обязанности;
3) требования:
- обязательные;
- желательные;
4) условия труда.
2.Собеседование по телефону - на данном этапе происходит первичный отсев кандидатов, после которого остается примерно 30-40% от числа откликнувшихся. Образец (вариант) бланка телефонного интервью выглядит следующим образом (табл. 2):
Таблица 2 Бланк телефонного интервью
Вакансия |
Бухгалтер |
|
Имя |
||
Телефон для связи |
||
Образование |
||
Дополнительное образование |
||
Аттестат профессионального бухгалтера |
Да ____ Нет ____ |
|
Опыт работы в бухгалтерии, лет |
||
Бухгалтерия, сколько лет |
Опт ___ Розница ___ Производство___ Торговля___ |
|
Налоговые проверки |
Да ____ Нет ____ |
|
С какими компьютерными программами работали? |
||
График работы |
||
Ожидаемая зарплата |
||
Если на половину из составленных в интервью вопросов кандидат ответил положительно, то его приглашают придти заполнить анкету-резюме.
3. Заполнение анкеты-резюме - на данном этапе происходит максимальный отсев лиц, чьи личные качества и наклонности не подходят для вакантной должности. Образец анкеты-резюме представлен в приложении 3.
4. Собеседование с менеджером по персоналу, который затем выдает свое решение руководителю организации;
5. Заключительный этап, на котором руководитель совместно с менеджером по персоналу принимает решение о приеме на работу кандидата на вакантную должность или об отказе кандидату.
Принятый на работу сотрудник ознакамливается с положением о порядке приема персонала и предоставленной ему должностной инструкцией, а менеджер по персоналу знакомит работника с персоналом предприятия, с которым ему предстоит работать. На нового работника сразу заводят личную карточку, которая содержит следующие сведения:
1. Общие сведения: ФИО, дата и место рождения, гражданство, знание иностранного языка, образование, специальность по диплому, профессия, стаж работы (общий, непрерывный, дающий право на надбавку за выслугу лет, дающий право на другие льготы и др.), семейное положение, состав семьи с указанием года рождения каждого члена семьи, данные паспорта, домашний адрес, телефон.
2. Сведения о воинском учете, которые заполняются на основании военного билета.
3. Прием на работу, переводы на другую работу - в данном разделе указываются сведения о том, где, кем и когда работал претендент на вакансию, его оклад на занимаемой должности, а также куда и в связи с чем он был переведен на другое место работы.
4. Аттестация - дата, решение комиссии, дата и номер документа, основание.
5. Повышение квалификации - дата, вид повышения квалификации, наименование образовательного учреждения, свидетельство, дата и номер.
6. Профессиональная переподготовка - дата, специальность, документ, основание.
7. Поощрения и награды - наименование награды, документ.
8. Отпуск - за какой период, основание, количество рабочих дней основного отпуска, дополнительный отпуск, дата начала основного и дополнительного отпуска, дата окончания основного и дополнительного отпуска.
9. Социальные льготы, на которые работник имеет право в соответствии с законодательством.
10. Дополнительные сведения - этот раздел заполняется для полноты учета сведений о сотрудниках, обучающихся в учебных заведениях, учета работающих инвалидов и т.д.
11. Основание увольнения - дата увольнения, приказ.
Менеджер по персоналу осуществляет контроль над организацией и проведением внутрифирменной подготовкой кадров.
Значимость правильного решения проблемы приема на работу связана с высокой стоимостью кадров (рабочей силы). Поэтому, решая проблему подбора, в первую очередь ОАО "Ростелеком" определяет, нужен ли данный человек или нет (намного дороже будет стоить ошибка (например, через три месяца данный работник заявит о своем уходе)).
Определенную помощь в том, чтобы избежать ошибок при отборе кадров, оказывают различные источники информации:
1) заявление о приеме (первое общее впечатление о кандидате); фотография (внешность);
2) биография (процесс становления, детали личности);
3) личная анкета (систематизация самой важной информации, хранение данной информации);
4) диплом (успеваемость в ВУЗе, относительные сведения о квалификации);
5) трудовая книжка (место работы в биографии, прежние сферы деятельности, квалификационная характеристика);
6) рекомендации (профпригодность);
7) разговор с поступающим (заполнение пробелов в информации, дает личное представление о поступающем);
8) пробная работа (умения и навыки в работе).
При отборе кадров Общество руководствуется рядом принципов, первый из которых состоит в ориентации на сильные, а не на слабые стороны человека, и поиск наиболее подходящих для данной должности кандидатов. Причем этот поиск прекращается, если несколько человек не смогли удовлетворить предъявленным требованиям, ибо, скорее всего, сами требования завышены и их нужно пересматривать.
Другим принципом является обеспечение соответствия требованиям, предъявляемых содержанием работы, индивидуальным качествам претендента: образования, стажа, опыта, а в ряде случаев пола, возраста, здоровья, психологического состояния.
При наборе извне в первую очередь рассматривается бланк заявления кандидата, резюме, в котором указывается, где кандидат работал до подачи заявления в Общество, если нет трудового стажа (т.е. это может быть и выпускник ВУЗа), то где учится или учился и с какой успеваемостью. В дальнейшем проводится собеседование.
Основная цель отборочного собеседования в ОАО "Ростелеком" состоит в том, чтобы определить, заинтересован ли претендент в предлагаемой работе и достаточно ли он компетентен для ее выполнения. При этом у линейного руководителя возникает необходимость не только сравнить нескольких кандидатов, но и в первую очередь сравнить уровень подготовленности каждого кандидата с требованиями, предъявляемыми к исполнителю рассматриваемой работы. Кроме того, отборочное собеседование выполняет следующие функции:
- информирование кандидатов о деятельности Общества и объяснение им преимуществ работы в ней;
- реалистичное описание работы;
- выяснение, подойдут ли кандидаты для выполнения работы и какими качествами, значимыми для этой работы, они обладают;
- прояснение ожиданий обеих сторон, включая реалистичное обсуждение возможных трудностей (это бывает уместно);
- предоставление кандидатам возможности оценить, действительно ли они хотят получить предлагаемую работу.
Менеджер по персоналу отводит определенное количество времени для беседы с каждым кандидатом и не старается встретиться со слишком большим количеством кандидатов в один день, т.к. проведение собеседования - достаточно утомительное занятие, и встреча в один день с более чем с шестью кандидатами может означать, что он не сумеет их всех справедливо оценить.
При проведении собеседования менеджер по персоналу составляет определенный план собеседования. Он же готовит вопросы, которые необходимо будет задать кандидату во время собеседования. Основные вопросы к кандидату он формулирует заранее. Форма допроса здесь неприемлема, в то же время необходимо уметь задавать "трудные" вопросы. В сложных ситуациях инициатива должна исходить от менеджера по персоналу. При этом нужно обладать не только умением слушать, но и умением вести собеседование в нужном русле, по заранее намеченному плану и временному интервалу. От менеджера по персоналу зависит не только оценка соответствия кандидата предъявляемым требованиям. Сегодня необходимо уметь донести до соискателя, что это именно та компания, которую он ищет, что в ней он сможет не только самореализоваться, но и обогатиться дополнительными знаниями и опытом. Результатом интервью должна стать определенная информация о кандидате. Менеджером по персоналу выявляются: