Файл: Набор, отбор персонала( на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методологические основы системы набора, подбора и приема персонала
1.1 Общая характеристика процесса набора, подбора и приема персонала в организации
1.2 Источники набора персонала в организации
1.3 Основные критерии и методы подбора персонала
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Анализ персонала ОАО "Ростелеком"
2.3 Исследование системы приема и подбора в ОАО "Ростелеком"
2.4 Анализ результатов социологических исследований
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы приема и подбора персонала
3.1 Рекомендация по использованию источников набора персонала
3.2 Рекомендация по введению системы повышающих и понижающих коэффициентов премирования
- сильные и слабые стороны кандидата;
- профессиональный опыт, навыки и знания;
- готовность к обучению, ориентация на развитие;
- готовность к сотрудничеству;
- мотивация, трудовые ценности;
- инициативность, готовность брать на себя ответственность;
- ориентация на достижения;
- уровень самооценки, уровень притязаний.
Иногда в Обществе практикуется собеседование напрямую с руководителем структурного подразделения. Оно может проводиться сразу после интервью с менеджером по персоналу либо в другое назначенное время. Целесообразность такой встречи определяет менеджер по персоналу, руководствуясь установленной в компании процедурой подбора. В ходе встречи с руководителем структурного подразделения в значительной степени уточняются профессиональные навыки кандидата, его психологическая совместимость, выясняются организационные вопросы.
По окончании собеседования линейный руководитель проводит оценку полученных результатов и принимает решение. Если кандидат подходит, то с ним подписывается трудовое соглашение на испытательный срок 2 месяца, и если кандидат пройдет успешно этот испытательный срок, то его принимают на работу, при этом подписывается Трудовой договор.
2.4 Анализ результатов социологических исследований
Проведя социологическое исследование среди персонала ОАО "Ростелеком" (Приложение 3), были проанализированы полученные ответы. Результаты оказались такими:
1. Большинство работающих в Обществе - это люди в возрасте от 25 до 45 лет, с высшим образованием, состоящие в браке, также имеющие стаж работы более 10 лет
Рис. 5. Возраст работников ОАО "Ростелеком"
Рис. 6. Семейное положение работников ОАО "Ростелеком"
набор персонал премирование сотрудник
Рис. 7. Образование работников ОАО "Ростелеком"
Рис. 8. Стаж работы работников ОАО "Ростелеком"
О вакансии на должность, которую работники занимают на данный момент, они узнали либо через объявления, либо через знакомых
2. Собеседование для всех прошло легко и непринужденно, менеджер по персоналу произвел на большинство работников впечатление приятного человека, но при этом он был крайне не компетентен, и порой создавалось впечатление у нанимающихся, что менеджер по персоналу плохо знает свое дело
Рис. 10. Первое впечатление работников ОАО "Ростелеком" о менеджер по персоналуе во время проведения собеседования
3. Во время проведения собеседования менеджер по персоналу не практиковал никаких тестов в отношении претендентов на более полное раскрытие личности, при этом на каждого претендента он затрачивал всего около 20 минут.
4. Всех работающих устраивают условия труда, единственным недостатком они считают отсутствие столовой, что приводит к тому, что голод порой заставляет людей нервничать и злиться по мелочам.
5. Коллектив в ОАО "Ростелеком" слаженный, дружный, отношения между большинством сотрудников хорошие, каждый готов придти на помощь друг другу как в профессиональной сфере, так и в личной жизни; между некоторыми сотрудниками существуют только деловые отношения; ну и меньшинство вообще практически ни с кем не общается
6. Окружающие в коллективе обладают такими качествами, как доброта, отзывчивость, знание своего дела, компетентность, терпеливость, трудолюбие.
6. Среди имеющегося персонала не хватает новаторов, лидеров.
7. Для большинства работников стимулом для работы в Обществе является заработная плата, а также общение с людьми
8. Заработная плата не устраивает большую часть работающего персонала Общества
11. Наиболее важные характеристики необходимые новым сотрудникам по результату опроса: стрессоустойчивость и коммуникабельность.
Проведенное социологическое исследование позволило выявить ряд проблем, имеющихся в Обществе. Среди них можно выявить такие проблемы, как:
1) набор персонала на вакантные должности ведется извне, а не посредством внутреннего набора;
2) Большая текучесть кадров: 17,5;
3) Большинство рабочих не устраивает заработная плата.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы приема и подбора персонала
3.1 Рекомендация по использованию источников набора персонала
Проанализировав процесс приема на работу и подбора персонала на ОАО "Ростелеком", можно сказать, что в целом Общество правильно осуществляет отбор персонала при устройстве на работу. Но, как и в любой другой организации, есть и свои минусы или недочеты.
Так, например, набирая кандидатов на более высокие посты, руководитель использует свои связи, т.е. набирает тех людей, которых он знает лично или которых ему порекомендовали, а не пользуется средствами внутреннего набора. А ведь продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат. Если недостаток ощущается в работниках достаточно высокого уровня, следует поискать кандидатов на вакантные должности путем продвижения старых работников по служебной лестнице. При этом должен использоваться метод извещения всех работающих в организации о вакантных должностях.
В данном случае возможно использование следующих принципов:
- обнародование всех возможных должностей, открытых для повышения или перевода, примерно за неделю до начала набора со стороны;
- опубликование основных подходов и критериев, по которым будет проводиться отбор на должность (например, при одинаковой квалификации работников предпочтение будет отдаваться тем, кто имеет большой стаж работы на данном предприятии);
- опубликование всех требований, предъявляемых к работнику, который займет вакантный пост (вакантную должность) в результате подбора;
- распространение достаточного количества бланков заявлений;
- информирование всех заявителей о дальнейших действиях в случае принятия их на предполагаемую должность.
Результатом ответа на эти вопросы должно быть решение: привлечь персонал со стороны или обойтись собственными силами.
3.2 Рекомендация по введению системы повышающих и понижающих коэффициентов премирования
Еще одной важной проблемой в Обществе, результатом которой является высокий уровень текучести кадров, является невысокая заработная плата персоналу. Если повысить заработную плату, то это значительно отразится на себестоимости продукции и услуг Общества, что в свою очередь понесет за собой убытки. Поэтому, чтобы решить данную проблему, автор предлагает не повышать заработную плату, а стимулировать труд рабочих путем определенной системы мотивации. Совершенствование системы мотивации является одним из наиболее важных направлений кадровой работы.
Для эффективного управления производственным процессом каждый менеджер должен предвидеть основные поведенческие мотивации своих подчиненных, в каком аспекте они влиятельнее или наоборот, как избежать тех или иных конкретных ситуаций, и какова перспектива предприятия в целом.
Нужно создать такой подход к формированию системы оплаты труда, который бы стимулировал работника к повышению производительности труда путем адекватной оценки его трудового вклада. К этим стимулам можно отнести премии, адресную надбавку, какие-либо льготы, ценные подарки ко дню рождения. Такой менеджмент будет способствовать более высокой производительности труда при высоком качестве работы.
Материальное стимулирование должно производиться при достижении положительных результатов производственно-хозяйственной деятельности организации, что обеспечивает непосредственную связь стимулирующих выплат с результатами трудовой деятельности.
В социологии труда обосновывается закономерность, которая говорит о том, что если работодатель замечает каждое проявление активности работником и его поощряет, то активность работников возрастает, они работают более эффективно, а организация получает большую прибыль. Премия - это денежная сумма, выплачиваемая работнику в качестве поощрения за достижения в работе. Под премированием следует понимать выплату работникам денежных сумм сверх основного заработка в целях поощрения достигнутых успехов, выполнения обязательств и стимулирования дальнейшего их возрастания.
Повышение производительности труда, как правило, приносит дополнительную прибыль, поэтому для того, чтобы стимулировать повышение производительности труда, целесообразно установить премию в виде процента от полученного дохода, от прибыли, образующейся в результате повышения производительности труда. Улучшение качества выполняемых услуг также повышает престиж организации и также является условием получения дополнительных прибылей.
Основная цель рекомендации - разработка системы премирования работников Общества, ориентирующей сотрудников на инициативное и эффективное достижение целей предприятия, обеспечение вознаграждения работников за труд в зависимости от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы; усиление материальной заинтересованности сотрудников Общества в своевременном и добросовестном исполнении своих трудовых обязанностей, улучшении качества работы. Основным принципом становится: "мы платим за точное, качественное и в срок выполнение работы". Более квалифицированная, более ответственная, более производительная работа - более высокое материальное вознаграждение. Система премирования должна убедить работников, что в Обществе существует четкая связь между активностью работника, результатами его деятельности и поощрениями, которые он получает, возможностями удовлетворить свои личные потребности.
Для того чтобы решить проблему текучести кадров, необходимо внедрить в Обществе "Положение о премировании" (табл. 4).
Таблица 4 Перечень коэффициентов премирования
1. Повышающие коэффициенты премирования |
% |
|
За выполнение плана по установке телефонов |
0,2 |
|
За выполнение плана по прибыли |
0,2 |
|
За проявление инициативы в работе |
0,2 |
|
За выполнение работы более высокой квалификации |
0,3 |
|
За наставничество |
0,2 |
|
За проф. мастерство, в лучшем качестве выполняемых работ |
0,35 |
|
За опережение графика выполнения работы с соблюдением нормативного качества работ |
0,25 |
|
За достижения в работе, которые принесли предприятию экономическую прибыль |
0,4 |
|
За сверхурочную работу |
0,3 |
|
ИТОГО: |
2,2 |
|
2. Понижающие коэффициенты премирования: |
% |
|
За нарушения трудовой дисциплины |
0,4 |
|
За невыполнение плана по установке телефонов |
0,3 |
|
За нарушения правил охраны труда и ТБ, производственной санитарии |
0,5 |
|
За перерасход планового фонда оплаты труда |
0,5 |
|
За нерациональное использование оборудования, перерасход материалов, топлива, сырья |
0,2 |
|
Действие или поведение, снижающее имидж предприятия |
0,1 |
|
За ненадлежащее состояние оборудования и рабочего места |
0,2 |
|
ИТОГО: |
2,2 |
|
Коэффициенты вводится в целях усиления мотивации труда работников, повышения эффективности производственного труда, усиления материальной заинтересованности работников в конечных результатах деятельности предприятия.
Повышающие коэффициенты премирования позволят добросовестным работникам получать премию в размере не ниже той, которая была до разработки данной системы премирования (30%), а значит, их интересы не будут ущемлены. Понижающие коэффициенты будут стимулировать работников к стремлению избежать наказаний, взысканий, следовать правилам внутреннего трудового распорядка и работать на благо Общества.
Для применения данных коэффициентов необходимо вести ежемесячный учет результатов труда каждого работника с целью определения среднего коэффициента для начисления квартальной премии. С применением данных коэффициентов повысится удовлетворенность работников дифференцированным подходом к оплате труда. Решение о размере премии и размере присуждаемого коэффициента должно решаться на уровне всего коллектива, так как один человек, например, начальник какого-либо отдела не может объективно оценить работу конкретного работника.