Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты франчайзинга
1.1 Эволюция института франчайзинга в РФ и странах Западной Европы
Глава 2. Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений
2.1 Франчайзинг в России в наше время
2.2 Перспективы развития франчайзинга на территории единого экономического пространства
Глава 2. Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений
2.1 Франчайзинг в России в наше время
Что происходит с российским предпринимательством в условиях санкций, валютных колебаний и прочих кризисных явлений? Ничего хорошего. Ежедневные новости о закрытии сетей, разорении компаний, уходе с нашего рынка международных брендов — все это не добавляет оптимизма. На этом фоне не каждый рискнет запускать свой бизнес, а если и решится, то, скорее всего, обратит внимание на уже проверенные не одним кризисом бизнес-идеи.
Надежные, опробованные на разных рынках франшизы — это то, что в кризис становится особенно востребованным. Сейчас как раз то самое время, когда структуры рынков перестраиваются. Можно сказать, очищаются. Мелким игрокам становится все сложнее конкурировать с большими сетями. И тут появляется франчайзинг, чьи главные достоинства проявляются как раз в кризис — крупной сети гораздо проще договориться с арендодателями (сейчас многие франчайзеры в буквальном смысле слова бьются не только за свои точки, но и за точки своих франчайзи), получить хорошие цены у поставщиков за счет объемов, провести грамотную маркетинговую акцию и т. д.
С этой точки зрения сейчас быть партнером франчайзинговой сети спокойнее и выгоднее, чем вести бизнес в одиночку. Кроме того, франчайзингу здорово повезло, по сравнению с лизингом, так как, коммерческая концессия, по закону, выделена в отдельный вид договора и закреплена в 54 главе Гражданского кодекса РФ.
Так что же представляет собой этот договор коммерческой концессии? «По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)». (ГК РФ Статья 1027. Договор коммерческой концессии) Кроме того, договор коммерческой концессии подлежит обязательной государственной регистрации, а в случаях, когда по договору передаются объекты промышленной собственности, он, как и лицензионный договор, регистрируется в Патентном ведомстве РФ. (ГК РФ Статья 1028)
Простыми словами, франчайзинг — это лицензия, позволяющая открыть свое дело на основе уже существующего бренда, предприятия или компании. При этом франчайзи получает ряд существенных преимуществ: Во-первых, он может стать самостоятельным бизнесменом при всесторонней поддержке опытного франчайзера. Во-вторых, он использует проверенную временем и другими рынками хорошо отработанную бизнес-систему. В-третьих, он мгновенно приобретает репутацию среди потребителей за счет ведения бизнеса под узнаваемым товарным знаком или фирменным наименованием.
Ну и не стоит забывать, что франчайзинг — это минимальные затраты на рекламу и маркетинг и гарантированность постоянного снабжения. Но самым важным является то, что франчайзинговая система организации бизнеса способна решить многие экономические задачи и проблемы государства. В первую очередь, франчайзинг активно способствует развитию, прежде всего, малого, а также среднего бизнеса в нашей стране. Сегодня наблюдается стремление активной части населения к открытию своих малых предприятий, способных обеспечить постоянный источник доходов, а в будущем, возможно, изменить социальный статус предпринимателя.
Подобное явление в макросоциальном плане в ближайшие несколько лет способно заметно увеличить численность среднего класса, а также видоизменить структуру ВВП страны в части преобладания в его (ВВП) создании малых и средних компаний — производителей готовой продукции и услуг. Во-вторых, развитие франчайзинга может помочь решить такую особенно актуальную проблем в современной экономике России как безработица. В связи с непростым экономическим положением количество безработных стремительно растет, снижая тем самым экономический потенциал страны и ухудшая благосостояние граждан. Франчайзинг позволяет создавать рабочие места для тех, кто по различным причинам не может организовать собственный бизнес, но хочет плодотворно трудиться.
Для многих, как ушедших с российского рынка, так и новых зарубежных фирм, было бы очень удобно работать по системе франчайзинговых сетей, т. к. за основу берется лизинг, который, в свою очередь, обеспечивает минимальные риски для франчайзеров.
Само собой, система франчайзинга имеет и определенные недостатки:
1) Франчайзи должен придерживаться бизнес стратегии франчайзера и учитывать его интересы. Любая крупная компания придерживается строгой политики и имеет определенный свод правил, которых следует придерживаться франчайзи.
2) Франчайзи должен делать денежные отчисления франчайзеру от объема продаж, что может осложнить финансовое состояние в начале пути. Но это проблемы, которые подразумеваются самой системой франчайзинга, и предприниматель открывающий свое дело, заранее знает то, с чем ему предстоит столкнуться. Кроме прогнозируемых и ожидаемых сложностей, приходится сталкиваться и с проблемами локального характера.
Таким образом, мы переходим к специфике франчайзинга в России. Стоить отметить, что российский рынок франчайзинга характеризуется определенными особенностями, вызванными к жизни историей нашей страны. До событий 1991 года, франчайзинг был практически невозможен в СССР, что привело в последнее двадцатилетие российскую экономику к роли догоняющей другие страны в сфере франчайзинга. Это относится и к оформлению франчайзинга в российском законодательстве, и к организации структуры отечественных франчайзеров, и к изучению российскими предпринимателями выгоды от использования подобной системы. Как следствие, возникают такие сложности, как: знание и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы — франчайзера и франчайзи; отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности; боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное «лицо» предпринимателя и менеджера.
В отличие от западной системы ведения бизнеса, российская система отличается серьезной информационной закрытостью, где сложно добиться доверительных отношений, которые являются неотъемлемой составляющей франчайзинга. Сюда же следует отнести нестабильность развития экономики России, отсутствие из-за трудностей с кредитованием у большинства предпринимателей — потенциальных франчайзи необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему. Несмотря на подобные трудности, система франчайзинга уверенно распространялась на территории России, и по темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. Первые франшизы в России были проданы компаниями «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб» в конце 90-х годов прошлого века, первой иностранной франшизой стала корпорация «Баскин Роббинс». На сегодняшний день к наиболее популярным франшизам России относятся «Лукойл», «Планета Фитнес», «Ароматный мир», «Пятерочка», «Инвитро», «Шоколадница» и ряд других.
Каждый год в России появляется примерно сотня новых франшиз. По данным РАФ, на территории страны работает более 20 000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров. А по данным исследовательской компании NeoAnalytics за 2014 год лидером российского франчайзинга является розничная торговля, на которую приходится чуть меньше половины предложений франшизы. На втором месте сектор общественного питания — 24 %, на третьем с показателем 11 %– бытовые услуги. В сегменте развлечений, путешествий и спорта действует 8 % франшиз.
Представленность франчайзинга в других отраслях составляет 4 % и менее. Примечательно, что франшизы России занимают 62 % отечественного рынка франчайзинга, среди них порядка 45 % — это молодые предприятия, работающие в этой сфере менее 5 лет, что говорит о растущем интересе к данному способу организации бизнес-отношений. Российские компании предлагают франшизы в различных отраслях — от общественного питания и ритейла до банкинга и риэлтерской деятельности. В плане территориального развития, стоит сказать, что 57 % франшизных предприятий расположены в Москве. Впрочем, рынок насыщается, и данная тенденция начнет меняться, акцент сместится на другие города.
Следующая характерная тенденция местного рынка — рост доли франшиз эконом-класса, со стартовым капиталом до 1 млн рублей, которая сейчас составляет примерно 15 %. Появление тенденции спровоцировано сменой поколения предпринимателей. Новые и молодые бизнесмены активно берутся за развитие собственного бизнеса. Естественно, чтобы снизить риски, они предпочитают вкладываться во франчайзинговые проекты, но с небольшими инвестициями. Очевидно, что кризисные явления только подстегивают развитие франчайзинга в стране. В России рынок франчайзинга, по оценкам РАФ, за последние пять лет прирастал на 25 % ежегодно. В соответствии с исследованиями Мирового совета по франчайзингу, общая доля франчайзинга в ВВП таких стран, как Франция и Германия, в 2014 году составила 300 млрд. и 78 млрд. долларов США соответственно, а в США — 844 млрд. долларов. В развитых странах более 40 % продаж осуществляется через франчайзинговые сети.
Сопоставляя отечественный рынок с рынками Бразилии, Австралии, Южной Африки, а также с динамикой развития франчайзинга в России, можно прогнозировать, что к 2020 году вклад франчайзинговых компаний в ВВП России будет составлять от 300 до 500 млрд. рублей, число концепций — более 2000, точек продаж — более 100000, число занятых и самозанятых — около 2 млн.человек, а доля национальных концепций достигнет 80 %. Расширение франчайзинговых систем в России влечет за собой появление новых продуктов и услуг, привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, повышение культуры предпринимательских отношений, повышение правовой защищенности малого предпринимательства, создание новых рабочих мест, обеспечение занятости населения, насыщение регионов высококачественными товарами, услугами и современными управленческими технологиями ведения бизнеса, увеличение уровня налоговых поступлений и ряд других преимуществ.
Кроме того, франчайзинг может стать катализатором развития внутреннего рынка России за счет вовлечения в экономический оборот средств частных инвесторов, создания проводящих сетей для производителей и поставщиков, использования сокращенных из других отраслей кадров и вовлечения молодежи. Для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей нужно создать определенные условия. Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесению соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты.
Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга. Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу — не только в центре, но и по всей России. И стимулируя развитие франшизных систем, с одной стороны, и контролируя и направляя этот процесс в рамках единой политики с другой, государство может значительно ускорить формирование общеэкономической инфраструктуры. Стоит надеяться, что франчайзинг поможет уменьшить уровень дефрагментарности развития экономики страны и изменит структуру ВВП России, а именно увеличит долю малого и среднего бизнеса в его создании и уменьшит долю предприятий, ориентированных на экспорт сырья.
2.2 Перспективы развития франчайзинга на территории единого экономического пространства
В настоящее время франчайзинг пользуется репутацией одной из наиболее прогрессивных и эффективных форм ведения бизнеса. Так франчайзинговые сети успешно функционируют в Европейском союзе, США и других странах. Однако стоит обратить внимание на отсутствие унифицированного международно-правового подхода к регулированию франчайзинговых отношений. В национальных правовых системах стран Единого экономического пространства (Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан) также отсутствует универсальное законодательство, регламентирующее франчайзинговые отношения.