Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В защиту франчайзинга, при этом сохраняя возможность контролировать пирамидальные продажи, правительство Великобритании принимает Закон Фэйр Трейдинг Акт (Fair Trading Act), который предполагает необходимым законопослушному франчайзеру обращаться за компетентным советом при формулировании франчайзингового соглашения[4].

А во Франции был принят 31 декабря 1989 г. Закон № 89-108 «О развитии торговых и ремесленных предприятий и об улучшении их экономического, юридического и социального положения» (Закон Дубена)[5].

Создавая снова престиж франчайзингу, в Великобритании в начале 70-х гг. предпринимается попытка создать отраслевую ассоциацию франчайзеров, и в 1977 г. была создана Британская Франчайзинговая Ассоциация (БФА) (British Franchise Association), которая выработала собственное определение франшизы. В 1972 г. была образована Европейская Федерация Франчайзинга (ЕФФ), объединившая девять государств (Австралию, Бельгию, Данию, Германию, Италию, Нидерланды, Великобританию, Португалию и Францию), целью которой является постоянное беспрепятственное и научное изучение франчайзинга во всех его аспектах, координация деятельности ее членов, содействие развитию индустрии франчайзинга, в общем, и защита интересов ее членов в частности. ЕФФ принимает Европейский Этический Кодекс франчайзинга. Немаловажную роль в развитии франчайзинга играет Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС). Европейская комиссия ЕЭС 30 ноября 1988 г. приняла Регламент № 4087/88[6] о применении статьи 85 (3) Договора к отдельным видам франшизных соглашений, который распространяется не на все франшизные соглашения, а только на действующие в рамках общего рынка ЕЭС. В странах западной Европы, рынок которой был раздроблен на национальные территории, подъем франшизного движения начался только в 1980-х гг. в период формирования единого экономического пространства.

Однако, несмотря на значительные меры по унификации законов, которые регулируют правила поведения бизнеса в странах ЕС, по-прежнему сохраняются значительные различия в законодательствах, которые препятствуют быстрому распространению франчайзинга.

Первые шаги в СССР институт франчайзинга начал предпринимать с открытием национальных границ для иностранного капитала и началом ведения российскими компаниями самостоятельной внешнеэкономической деятельности, а также с переходом страны на рыночные методы хозяйствования. Начало положила компания – франчайзер Coca-Cola во время проведения Олимпийских Игр в Москве в 1980 г., поставлявшая концентрированные сиропы своего напитка.


Правовая основа использования франчайзинга на российском рынке была положена рядом законодательных актов, принятых в 90-х гг. и связанных с возрождением предпринимательской деятельности. Это: Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986г.), Закон СССР «О кооперации в СССР» (1988 г.) [9], Закон СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» (1991 г.), Закон СССР «О собственности в СССР» (1990 г.) [11]. Для возрождения предпринимательства в России необходимо было создать соответствующие экономико-правовые предпосылки и, в первую очередь, на законодательном уровне легализовать частную собственность.

Так, Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» впервые определил объекты собственности, включая и объекты интеллектуальной собственности. К ним были отнесены изобретения, промышленные образцы, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания. Развитию франчайзинга способствовали и международные акты, в частности, уже упомянутая Парижская конвенция об охране промышленной собственности, вступившая в силу в СССР 1 июля 1965 г. Правовая регламентация основ франчайзинга нашла свое отражение в части второй ГК РФ, непосредственно в Главе 54 под названием «Коммерческая концессия». Активное развитие в России института франчайзинга приходится на конец 90-х – начало 2000 гг. нового тысячелетия.

Отечественные предприниматели пришли к выводу, что франчайзинг удобен для развития собственного бизнеса, в связи, с чем произошло изменение в структуре франшиз, функционирующих на отечественном рынке, в сторону их увеличения по отношению к иностранным. Удельная доля российских предприятий, начинающих применять франчайзинг, постоянно растет. Франчайзинг активно применяют такие известные сети магазинов, как «Перекресток», «Копейка», «Ароматный мир», «Красный куб» и многие другие. Немаловажную роль в развитии франчайзинга в России сыграло создание Российской Ассоциации Франчайзинга (RFA) в 1997 г. в целях оказания содействия лицам, занятым в этой области, и ее популяризации. В силу пробелов в нашем законодательстве и с целью его адаптирования в соответствии с международными правовыми актами, данная организация приняла Этический кодекс.

Таким образом, анализируя эволюцию института франчайзинга в России, на сегодняшний день можно выделить два его этапа: с конца 80-х по конец 90-х гг. и с начала 2000 г. по наши дни. Первый этап характеризуется, во-первых, становлением правовых основ предпринимательства и франчайзинга, во-вторых, использованием в основном международного франчайзинга, то есть иностранный франчайзер – отечественный франчайзи. С начала же нового тысячелетия удельный вес национального франчайзинга постоянно растет и постепенно завоевывает отечественный рынок.


Это связано с тем, что за прошедшее десятилетие франчайзинг не только заявил о себе как об особой форме ведения бизнеса, но и зарекомендовал себя как достаточно выгодный способ предпринимательства, снижающий риск контрагентов, но требующий более совершенных правовых начал его закрепления. 

1.2 Сущность франчайзинга

Для того чтобы понять сущность франчайзинга необходимо оперировать несколькими определениями.

1)   Франшиза-это определённые права на использование торговой марки и бизнес модели франчайзера. Франшиза-это своего вида товар, передаваемый от франчайзера к франчайзи.

2)    Франчайзи-это организация, либо частное лицо, которая платит определённый налог (указанный в договоре франшизы), и получает от другой организации право, на использование её товарного знака (бренда), а так же возможность работать по уже готовому бизнес плану, с целью продажи своих товаров и услуг.

3)    Фрайнчайзер-компания, владелец торговой марки и секрета производства, предоставляющая право использовать эту марку и знания ведения бизнеса, получая взамен определённую плату (роялти).

Преимущества франчайзинга

Так как франчайзинговая система развита во многих странах мира, это позволяет предпринимателям распространять свою продукцию за пределами государства, что является большим плюсом в обороте товара, пополнение рынка и появлением положительной черты конкуренции.

Известность товара за рубежом подталкивает франчайзера повышать качество выпускаемого товара, для того чтобы занять определённое место на мировом рынке. «Отношения франчайзинга могут устанавливаться при любой форме собственности франчайзера: частной, муниципальной, государственной и др».

Основным фактором является то, что франчайзер должен дать франчайзи все необходимые знания и ресурсы, чтобы обеспечить становление новой ветви компании.

Важно отметить что компания, сразу же будет приносить прибыль, так как она уже известна, и клиентская база уже сформирована, в результате чего снижаются затраты на рекламу и маркетинг.

В зависимости от формы организации предприятия выделяют 3 основных направления франчайзинга:

1)        Производственный франчайзинг представляет франчайзи права на использование технологии производства продукта, при этом, необходимое сырье предоставляет он сам. Технология изготовления конечного продукта, и сырье, входящее в него франчайзи не разглашается. При производственном франчайзинге можно достичь таких целей как: повышение объёма производства и расширение производственной программы, обеспечение его экономичности, внедрение новых технологий для конкурентоспособности.


2)        Товарный франчайзинг. В этом виде отношений изготавливать продукцию может как франчайзер, так и другая компания. Франчайзер выступает как крупный производитель, который даёт право франчайзи на продажу товаров под своей торговой маркой. В данном случае основным плюсом является то что потребители получат товар того содержания, которого они привыкли видеть. Так же здесь франчайзер может распространять выпускаемую продукцию через третьих лиц, и это помогает увеличить продажу товара на новых территориях.

Но в этом виде франчайзингового отношения необходим широкий ассортимент для привлечения потребителей системы. «Из российской практики можно привести пример, имеющий негативный характер.

К 1993 г. крупнейшим производителем машин “АвтоВАЗом” был полностью утрачен контроль на рынке в связи с отсутствием единой маркетинговой и ценовой политики, произвольным поведением посредников и дилеров. Разброс цен у дилеров составлял порядка 2 тыс. долл., в ряде случаев дилеры продавали машины дешевле заводской цены, что, естественно, привело к большим сложностям при сбыте продукции».

3)        Смешанный франчайзинг или франчайзинг бизнес-формата-представляет собой воссоединение в единое двух выше перечисленных случаев. Этот вид франчайзинга является наиболее распространённым на сегодняшний день. Он заключается в передаче прав на использование торговой марки и готовой модели организации ведения бизнеса. При такой форме франчайзер предоставляет бизнес план, который включает в себя все нюансы ведения бизнеса, оформление интерьера помещения, управление недвижимостью, персоналом, внешний вид сотрудников, рекламно-маркетинговую политику.

При таком виде франчайзи становиться прямой и неотъемлемой частью компании франчайзера. Преимущества для франчайзи Главным плюсом для франчайзи является то, что он получает готовый раскрученный и популярный брэнд, с достаточным количеством постоянных клиентов. Это сокращает его риски на начальном этапе и даёт неплохой старт. Так как франчайзи вкладывает деньги во франчайзинговое предприятие, он получает немалую поддержку, что помогает ему избежать ошибок, с которыми сталкивалась фирма в самом начале своего становления.

Франчайзер остерегает франчайзи от принятия неправильных решений, которые могли бы повредить или вообще разрушить его предприятие. И даже после того как франчайзи открыл свое предприятия он не перестаёт получать профессиональные услуги от франчайзера по вопросам ведения бизнеса и маркетинга. Так же, один из немаловажных преимуществ является то, что франчайзер соблюдает территориальные границы. Это означает, что франчайзер определяет своему франчайзи территорию ведения бизнеса, на которой он может эффективно развиваться.


Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора. Это снимает угрозу конкуренции со стороны других владельцев этой же франшизы. Индивидуальный же предприниматель никогда не знает, в каком месте возникнет наибольшая конкуренция; его территория всегда остается более открытой для конкурентов.

Преимущества для франчайзера

Главным преимуществом франчайзинга для франчайзера является то, что он может внедрять свою программу, как на региональном уровне, так и мировом. Так же он получает ежемесячный доход (роялти) франчайзи которые пользуются его программой.

Продажа указанных специальных услуг служит дополнительным источником дохода для франчайзера.

Франчайзинг открывает больше границ для потребителей товара, он становится более узнаваем, реклама приносит прибыль.

Недостатки для франчайзера.

Основным недостатком франчайзера является риск о разглашении своего секрета изготовления продукта, успеха организации предприятия, ведь это один из важнейших факторов целой компании благодаря которой она получила свою известность. В результате франчайзи получает всю рецептуру продукта, и хоть в договоре существует пункт о неразглашении секрета предприятия, зачастую обладатели торговой марки сталкиваются с несоблюдением требований договора.

Недостатки для франчайзи

Недостатком франчайзинга является то, что франчайзи не может менять систему введения бизнеса, он не является её разработчиком и поэтому должен полностью следовать пунктам, указанным в договре, он может лишь предложить инновации, но не внедрять их в систему без одобрения франчайзера, это снижает его индивидуальные возможности и творческий подход.

Так же негативно может сказаться недостаточная поддержка со стороны франчайзера, это может разрушить франчайзинговую систему. Франчайзи всегда нужно контролировать совершение сделок, так как ошибки негативно сказываются на соседних фирмах входящих в состав договора.

При выборе франшизы необходимо внимательно изучать все пункты входящие в договор, и услуги предоставляемые франчайзером, его положение на рынке, для того чтобы избежать краха организации.

Опасность так же представляет потеря спроса на продукт как таковой, изготовляемый франчайзером, поэтому необходимо опираться на прогнозы маркетологов в отношении данного товара.