Файл: Проектирование организации (Характеристика проектирования организационных систем)..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Характеристика проектирования организационных систем: основные аспекты и методы
1.1 Характеристика проектирования организационных систем
1.2 Основные аспекты организационного проектирования на основании учета трансакционных издержек
1.3 Ключевые методы проектирования организационных структур
Глава 2 Формы, задачи и значимость методов проектирования организационных систем
2.1 Формы проектирования организационных систем в зависимости от типа производства
2.2 Ключевые задачи проектирования организационных систем
2.3 Значимость методов проектирования организационных систем
Как формы, так и методы организации производства на втором уровне (бригада, линия, участок) сегодня весьма многообразны. Так, в единичном производстве преобладает индивидуальная или коллективная организация труда на основании технологической специализации групповых рабочих мест. Серийное производство создается или на основании предметной специализации в результате преобладания как ручного, так и механизированного труда, или по детальной специализации в результате применения гибкой автоматизации. Массовое производство основывается на основании как поточных, так и автоматических линий. Итак, в процессе организационного проектирования необходимо назначить, по каким параметрам вероятна увязка производственных ячеек разнообразной степени автоматизации. Помимо этого, нужно осуществить анализ всех вариантов принципиально разнообразного построения подразделений. Тем самым необходимо назначить критерии организационного, экономического, а также социального развития коллективов, потому как в результате проектирования структуры производства должны учитываться классификация работников, условия их труда, как планирования, так и управления производством. Нужно также решить вопросы, которые связаны с пространственным расположением транспортно-складских и информационных систем. [1, С. 92]
Тем не менее, производственные подразделения третьего уровня (цех, производство) на основе бригад, линий и участков создаются с учетом их автономности, адаптивности и управляемости. Размеры данных подразделений назначаются ресурсно-информационной самостоятельностью. Пространственно обособленные производства (филиалы, дочерние компании) имеют огромную автономность, а комплексно расположенные подразделения тесно связаны друг с другом через целостную производственную инфраструктуру.
Следовательно, процесс проектирования организационных структур управления должен быть создан на совместном применении охарактеризованных выше методов. При этом на стадии, как композиции, так и структуризации предельное значение имеет метод структуризации целей, экспертно-аналитический метод, а также раскрытие и анализ организационных прототипов. Наиболее формализованные методы должны быть применены с целью углубленной проработки организационных как форм, так и механизмов отдельных подсистем на стадии регламентации. С целью проектирования организационных структур новых организаций главным образом формально-аналитические методы и модели, с целью улучшения действующих организаций – методы диагностических обследований и экспертного исследования организационной системы, выбор метода решения той либо иной организационной проблемы во многом зависит от ее характера, а также от возможностей с целью осуществления соответствующего исследования, назначаемых наличием его методики, надобной информации, а также квалификацией разработчиков и сроками представления рекомендаций.
2.2 Ключевые задачи проектирования организационных систем
Более сложным выступает проектирование производственных систем, организаций в целом, или отдельных как производств, так и подразделений. Проектирование производственной системы полагает как разработку, так и взаимную увязку проектов технической, организационной, информационной, социальной и др. систем, которые обеспечивают функционирование организации, как по производству, так и по реализации продукции и услуг.
Главнейшим средством повышения эффективности производственно-сбытовой деятельности организаций на рынке, сохранения его конкурентоспособности в долгосрочном периоде времени выступает уровень его «организационного развития», способности приспособления организационной системы к изменениям, как во внешней, так и во внутренней среде.
Организационное развитие исследуется и как философская концепция и методология внутрифирменных изменений в результате исследования организации как «открытой системы», и как всеобъемлющая, последовательная и многоуровневая стратегия, нацеленная на средне- и долгосрочные перспективы, и как подход к управлению сложными изменениями на корпоративном уровне и т.п.
Тем самым процесс организационного развития содержит в себе семь основных этапов: [7, С. 112]
- установление миссии организации;
- оценка внешних и внутренних условий;
- сбор данных;
- обеспечение вовлеченности персонала в процесс перехода;
- постановка целей изменения;
- реализация изменений и развивающие мероприятия;
- оценка и закрепление изменений.
Так, «организационный инжиниринг» ориентирован на целесообразные (инжиниринговые) решения обширного комплекса организационных задач. Главной задачей организационного инжиниринга выступает как выделение, так и типизация основных компонентов производственной системы и их «настройка» (согласование) с целью достижения намеченных целей в ходе изменений. Основными компонентами организации предприятия как открытой системы, которые подлежат изменению (совершенствованию), выступают:
1) структура – организационная, юридическая, финансовая и т.д.;
2) бизнес-процессы (как способ реализации функций системы);
3) системы менеджмента (механизмы, регулирующие бизнес-процессы в организации, и способы взаимодействия структурных элементов) – системы внутрифирменного планирования и контроля, мотивации, управления качеством, внутрифирменная нормативная база и т.д.
«Реинжиниринг бизнес-процессов» представляет радикальную перестройку деловых (бизнес) - процессов с целью существенного совершенствования показателей деятельности функционирующих бизнес-организаций. Реинжиниринг бизнес-процессов выступает составной частью, а также инструментом организационного инжиниринга и ориентирован на формирование абсолютно новых и наиболее эффективных бизнес-процессов, зачастую без учета того, что было ранее на организации.
Значимым выступает исследование организационного проектирования как неотъемлемой функции организации производственной системы, которая обеспечивает как ее постоянное развитие, так и улучшение.
При этом организационное проектирование как функция организации заключается в разработке таких организационных элементов и отношений в формируемой (моделируемой) системе, при осуществлении которых возникшее организационное целое располагало бы свойствами высокой надежности, устойчивости и экономичности.
Объектом организационного проектирования выступает производственная организационная система, а предметом – комплексное моделирование организационной системы.
Таким образом, назначается организационное проектирование организации как моделирование организационной системы, реализовываемое или перед строительством, или накануне существенных организационных преобразований действующего объединения, организации. Тем самым им выделяются такие главнее задачи как: [3, С. 110]
1) подобрать элементы системы, как в количественном, так и в качественном отношениях;
2) разместить элементы в пространстве;
3) установить структуру системы как горизонтальную (технологическую), так и вертикальную (управляющую);
4) разработать регламент процессов, проистекающих в системе;
5) установить характер информационных взаимосвязей элементов системы;
6) спроектировать технологию управленческих процессов.
2.3 Значимость методов проектирования организационных систем
Особенность проблемы проектирования организационной структуры управления заключается в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального избрания оптимального варианта организационной структуры согласно четко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности.
Отметим, что без развития методов проектирования структур управления затрудняется улучшение управления, а также повышение эффективности производства в силу целого ряда причин таких как: [5, С. 94]
1) в новых условиях в целом ряде случаев невозможно оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, формируют опасность деформации самих задач управления;
2) в сферу хозяйственности управления техническими системами. Комплексный подход к улучшению организационного механизма ранее во многом был подменен работой по внедрению и применению автоматизированных систем управления;
3) формирование структуры должно основываться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
4) проектирование сложнейшего механизма - механизма управления – должно возлагаться на специалистов, которые владеют методологией создание организационных систем.
В основание всей методологии проектирования структур должно быть положено сначала – цели, а затем – механизм их достижения. Тем самым организация исследуется как многоцелевая система, потому как направленность на одну цель не отображает ее многообразную роль в развитии экономики.
При назначении системности самого подхода к созданию организационной структуры необходима тщательная разработанная поэтапная процедура проектирования структур, детального анализа, а также управление системы целей, продуманного выделения организационных подразделений и форм их координации: [2, С. 75]
Этап 1 — раскрытие и описание элементов внешней среды (вход, выход, технологии, знания);
Этап 2 - раскрытие главных взаимосвязей между элементами внешней среды, при этом включая элементы прямого влияния;
Этап 3 - назначение степени разнообразности элементов внешней среды (изменения, определенность, обратная связь);
Этап 4 - проектирование любого элемента организационной структуры с учетом внешней среды, в которой этот элемент будет действовать;
Этап 5 - создание механизма управления с учетом специфики элементов организационной структуры и ее внешней среды.
Имеются некоторые требования к организационному управлению:
1. Устойчивость представляет свойство процесса управления, как сохранять, так и восстанавливать собственное качество в условиях как внешних, так и внутренних возмущений. Она есть результат технической и функциональной устойчивости.
Итак, в результате оценки устойчивости нужно определить показатели свойств процесса управления, значения которых нужно сохранить и установить степени воздействия на данные показатели разнообразных возмущений (влияний окружающей среды, ошибок управленческого персонала и т.д.).
2. Оперативность представляет свойство процесса управления обеспечивать завершение цикла управления в назначенные сроки.
Тем самым она обеспечивается при помощи:
а) ясности целевых ориентиров и реальностью задач;
б) полного и своевременного информирования субъекта управления о состоянии системы, среды и ходе самого процесса;
в) четкого контроля за процессами со стороны субъекта управления и др.
3. Гибкость представляет способность изменять как формы, так и методы управления в зависимости от обстановки. Всякий организационный процесс в той либо иной степени должен располагать гибкостью.
Она обеспечивается при помощи:
а) роста уровня управляемости, потому как слабая управляемость затрудняет реализацию как оперативных, так и рациональных изменений;
б) гибкости структуры системы, реализовывающей этот процесс;
в) формирования многовариантных структур осуществления процесса и др.
4. Непрерывность представляет свойство процесса управления не допускать перерыва между последовательно исполняемыми этапами и иными действиями, которые ведут к понижению качества управления.
Тем самым она нарушается в случае, если «между двумя последовательно исполняемыми этапами возникает незапланированная пауза, которая ведет к понижению качества исполнения этапов.
Отметим, что реальные результаты процесса управления вызывают эффективности организационного управления. Однако с целью чтобы процесс управления стал довольно эффективным, он должен быть рациональным. И только требования эффективности организационных систем управления выступает надобным условием эффективности.
Заключение
Организационное проектирование как процесс представляет собой упорядочение организационно-структурных характеристик системы с целью достижения либо совершенствования их эффективности, адаптивности, а также действенности.
Тем самым предметом организационного проектирования на предприятии выступает система организации производства, труда, а также управления в организации в целом, в ее подразделениях либо отдельных видах деятельности.
Главной целью организационного проектирования выступает разработка новых организационных систем либо предложений по изменению имеющихся систем, а результатом - комплект технической, организационной, а также планово-экономической документации, бесполезной с целью, как создания, так и реализации на практике организационной, производственной системы. Тем самым проектирование исследуется как процесс составления описания, надобного с целью формирования еще не существующего объекта; алгоритма его функционирования; предвидения последствий, к которым приведет появление объекта; установление мероприятий по осуществлению проекта.