Файл: Проектирование организации (Характеристика проектирования организационных систем)..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Характеристика проектирования организационных систем: основные аспекты и методы
1.1 Характеристика проектирования организационных систем
1.2 Основные аспекты организационного проектирования на основании учета трансакционных издержек
1.3 Ключевые методы проектирования организационных структур
Глава 2 Формы, задачи и значимость методов проектирования организационных систем
2.1 Формы проектирования организационных систем в зависимости от типа производства
2.2 Ключевые задачи проектирования организационных систем
2.3 Значимость методов проектирования организационных систем
Введение
Отметим, что организационные системы выступают широко распространенным явлением в экономике, управлении, а также в иных сферах жизнедеятельности общества, таким образом, проблема их как проектирования, так и приведения к данному состоянию, в котором они будут действовать более эффективно, весьма актуальна в настоящее время.
Так, без развития методов проектирования структур управления затрудняются улучшение управления, а также повышение эффективности производства в силу целого ряда причин: в новых условиях в целом ряде случаев невозможно оперировать старыми организационными формами, не удовлетворяющие требованиям рыночных отношений, формируют опасность деформации самих задач управления; в сферу хозяйственного управления невозможно переносить закономерности управления техническими системами. При этом комплексный подход к улучшению организационного механизма главным образом был подменен внедрением и применением автоматизированных систем управления - работой исключительно значимой, но не единственной в развитии управления на всех уровнях. Формирование автоматизированных систем управления зачастую ведется в отрыве от совершенствования структуры управления, недостаточно связано с организационными факторами; формирование структуры должно основываться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и, интуицию, но и на научные методы организационного проектирования; проектирование сложнейшего механизма - механизма управления - должно возлагаться на специалистов, которые владеют методологией формирования организационных систем.
Значимой особенностью нынешней науки выступает стремление представить проблему как создания и улучшения производственных систем как научную задачу организационного проектирования.
Так, в самом общем виде организационное проектирование можно назначить как процесс упорядочения организационно-структурных характеристик системы с целью достижения либо совершенствования их эффективности, адаптивности и результативности.
Степень разработанности темы подтверждается работами таких авторов как А.А. Брасс, И.Н. Герчикова, Е.Н. Кнышова, А.К. Семенов, В.И. Набоков, Ф.П. Ходеев и др., которые раскрывают в своих работах сущность и характеристики основ проектирования организационных систем.
Целью курсовой работы является исследование основ проектирования организационных систем.
Объектом курсовой работы организационные системы, а предметом – основы их проектирования.
Для того чтобы главная цель была достигнута необходимо выполнить такие основные задачи как:
- дать характеристику проектированию организационных систем;
- раскрыть основные аспекты организационного проектирования на основании учета трансакционных издержек;
- рассмотреть ключевые методы проектирования организационных структур;
- изучить формы проектирования организационных систем в зависимости от типа производства;
- исследовать ключевые задачи проектирования организационных систем;
- раскрыть значимость методов проектирования организационных систем.
Гипотеза работы определяется положением о том, что изучение основ проектирования должно занимать главное место на предприятии, потому как является немаловажным в системе управления.
Методологической основой курсовой работы являются методы анализа и синтеза.
Практическая значимость работы заключается в возможности более глубокого изучения темы, посвященной основам проектирования организационных систем.
Структура работы содержит в себе такие части как введение, две главы, заключение, глоссарий, список использованных источников и приложения.
Глава 1 Характеристика проектирования организационных систем: основные аспекты и методы
1.1 Характеристика проектирования организационных систем
Проектирование организационной системы - это процесс формирования прообраза будущей организации. При этом оно должно содержать в себе не только описание организации на первоначальный момент ее существования, но и прогноз ее последующего развития. Особенное место в данном процессе отводится созданию организационной структуры.
Так, процессы проектирования организационных систем главным образом связаны с надобностью корректировки структур уже функционирующих организаций. Тем самым процесс организационного проектирования заключается в последовательном сближении целесообразной структуры управления с ее эталонной моделью. Значимо то, что данный процесс происходит не только на этапе создания организации, но и после начала ее деятельности. Наряду с этим методы проектирования дают возможность реализовывать как оценку, так и выбор более эффективных вариантов организационных решений, один из которых может быть принят к практической реализации.[1, С. 56]
Особенной значимостью в результате проектирования организационной системы располагает воздействие внешней среды на построение организации, а также система связей элементов структуры с элементами внешней среды.
Одним из основных недостатков, использовавшихся методик проектирования организационных структур управления, выступает их функциональная направленность, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов. В современных условиях рыночных отношений, как состав, так и содержание функций управления изменяются. Таким образом, значимым условием в результате проектирования организационной структуры выступают как цели, так и взаимосвязи самых разнообразных звеньев системы управления.
Тем не менее, организационное проектирование используется на стадии формирования новых организаций, а также разработки инвестиционных проектов, в особенности связанных с реструктуризацией организаций, внедрением новой техники и технологии, выпуском новой продукции. В том и ином случае может быть составлен реальный документ: раздел бизнес-плана, организационный проект как составная часть технического проекта реконструкции и т. п. Однако как функция менеджмента организационное проектирование зачастую используется в функционирующей организации для ее улучшения. В данном случае проектированию организационных связей, в основном, предшествует анализ функционирования существующей системы.
Отметим, что процесс формирования организационных структур содержит в себе такие основные стадии как: [4, С. 30]
1. Создание общей структурной схемы аппарата управления назначает основные характеристики организации; направленности, по которым должно реализовываться детальное проектирование, как организационной структуры, так и внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения.
2. Разработка состава главных подразделений и связей между ними. Данный этап предусматривает осуществление организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и по самостоятельным (базовым) подразделениям аппарата управления; распределение определенных задач между ними; построение внутриорганизационных связей.
3. Регламентация организационной структуры полагает установление количественных характеристик аппарата управления; перечень процедур управленческой деятельности; назначение состава внутренних элементов основных подразделений; определение проектной численности подразделений, трудоемкости основных видов работ, состав исполнителей, распределение работ между исполнителями, определение ответственности за их выполнение и т.д.
Стоит сказать, что проектирование организационных структур управления реализовывается на основании таких основных методов как: [9, С. 52]
1. Метод аналогий заключается в использовании организационных как форм, так и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками по отношению к проектируемой организации (целями, технологией, спецификой, размерами и т. д.). К методу аналогии относится разработка типовых структур управления, а также установление границ и условий их использования.
2. Экспертно-аналитический метод заключается как в обследовании, так и в аналитическом исследовании организации силами квалифицированных специалистов, с привлечением руководителей, что дает возможность раскрывать специфические особенности проблем и «узкие места» в деятельности аппарата управления.
3. Структуризация целей предусматривает выработку системы, как целей, так и подцелей организации, включая их количественную, а также качественную формулировку и дальнейший анализ организационных структур с позиций их соответствия системе целей.
4. Организационное моделирование - это разработка формализованных математических, графических, машинных и иных моделей распределения, как полномочий, так и ответственности в организации.
С целью проектирования организационных структур новых организаций главным образом применяются формально-аналитические как методы, так и модели. С целью улучшения функционирующих организаций – методы диагностических обследований и экспертного исследования организационной системы.
Данный процесс можно организовать по трем крупным стадиям, а именно:
- создание общей структурной схемы аппарата управления;
- разработка состава главных подразделений и связей между ними;
- регламентация организационной структуры.
Создание общей структурной схемы во всех случаях располагает принципиальной значимостью, потому как тем самым назначаются основные характеристики организации, а также направленности, согласно которым должно быть реализовано наиболее подробное проектирование, как организационной структуры, так и иных главнейших аспектов системы (внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения).
Проектирование организационной системы представлена в Приложении А работы.
Тем не менее, к принципиальным характеристикам организационной структуры, которые назначаются на данной стадии, можно отнести цели производственно-хозяйственной системы и проблемы, которые подлежат решению; общую спецификацию функциональных и программно-целевых подсистем, обеспечивающих их достижение; число уровней в системе управления; степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на различных уровнях управления; главные формы взаимоотношений данной организации с внешней средой; требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы. [2, С. 67]
Главная особенность второй стадии процесса проектирования организационной структуры управления заключается в разработки состава основных подразделений, а также связей между ними — состоит в том, что предусматривается осуществление организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и по самостоятельным (базовым) подразделениям аппарата управления, распределение конкретных задач между ними и построение внутриорганизационных связей. Под основными подразделениями разумеются тем самым самостоятельные структурные единицы (отделы, управления, бюро, сектора, лаборатории), на которые организационно подразделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Основные подразделения могут иметь собственную внутреннюю структуру.
Третья стадия — регламентация организационной структуры — предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она содержит: назначение состава внутренних элементов основных подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделении, трудоемкости главных видов работ и квалификационного состава исполнителей; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; определение ответственности за их исполнение; разработку процедур исполнения управленческих работ в подразделениях (в том числе на основании автоматизированной обработки информации); разработку порядка взаимодействия подразделений в результате исполнения взаимосвязанных комплексов работ; расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры.
1.2 Основные аспекты организационного проектирования на основании учета трансакционных издержек
Необходимо сказать, что решение проблемы организационного проектирования представляет последовательное решение задач установления размеров, определения границ экономического как объекта, так и способа упорядочивания элементов структуры.
Так, под трансакционными издержками разумеются издержки, которые возникают в ходе взаимодействия между экономическими объектами. При этом выделяют как внутренние, так и внешние виды трансакционных издержек. Издержками, которые относятся к категории внешних издержек, являются: [3, С. 61]