Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 3
Введение
В деятельности российских предприятий все больше возрастает роль проектного управления, как неотъемлемой составляющей их деятельности. К числу таких компаний можно отнести научно-исследовательские и проектные институты, строительные и девелоперские организации, консалтинговые и многие другие компании. Как правило, реализуемые проекты носят инвестиционный и инновационный характер, не затрагивая основную деятельность предприятия. Однако для некоторых видов бизнеса проектная система управления может стать основным принципом организации деятельности предприятия.
В каждом проекте важно его планирование и контроль исполнения. Для поддержки управления проектами предназначен проектный офис. От его функционирования, в свою очередь, зависит эффективность управления проектами любой сложности.
Вышеизложенными обстоятельствами и объясняется актуальность темы данной курсовой работы.
Цель данной курсовой работы – проанализировать основные базовые вопросы, связанные с проектным офисом, принципами и этапами его формирования. Для достижения цели ставятся следующие задачи: дать определение понятию проект в целом; изучить характеристику проектного офиса, его этапы формирования. Также рассмотреть этапы формирование проектного офиса на примере компании УЗН «Миэль» .
Работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка литературы. Структура работы соответствует последовательности решения поставленных выше задач.
При написании работы были использованы материалы таких учёных, как Попов В.Л., Нешитой А.С., Мескон М., Афоничкина А.И, Кабушкин Н.И.., и другие.
Глава 1. Теоретические основы проектного офиса
1.1. Понятие, сущность и содержание проекта
Проект — это комплексное, не повторяющееся мероприятие, которое предполагает внедрение нового, ограниченное по ресурсам, времени, бюджету, а также четкими указаниями по выполнению, разработанными под потребности заказчика. [1]
Инновационный проект — это комплекс работ и мероприятий по созданию производству и продвижению на рынок новых высокотехнологичных продуктов с указанием исполнителей, используемых ресурсов и их источников, объединенный единой целью, намечаемый к планомерному осуществлению и приуроченный к определенному времени комплекс работ и мероприятий по созданию,.
Жизненный цикл инновационного проекта — строго определенный, последовательный и полный комплекс работ и мероприятий, выполняемых его исполнителями проекта. Жизненный цикл проекта охватывает все стадии его воплощения — от появления замысла, проведения НИОКР, подготовки производства и непосредственного производства продукции до ее реализации. В него могут входить последующая эксплуатация и обслуживание, а порой и утилизация продукта. Работа по проекту характеризуются следующими показателями: [2]
- Вид работы (мощности выполнения, специалисты);
- необходимые ресурсы (финансовые, трудовые, материальные и производственные);
- объем в стоимостном и натуральном выражении
- сроки (продолжительность) выполнения;
- заказчик (он же, как правило, и инвестор), финансирующий работу;
- исполнитель (исполнители).
Заказчики, исполнители и инвесторы составляют круг участников проекта. На данный момент имеется достаточно полно разработана теория управления проектами. Более того, разработан свод знаний по управлению проектами - международный стандарт по управлению проектами — ANSI PMI РМВОКGUIDE2000.
Управление проектом (УП; project management, РМ) — это искусство руководства и координации материальных и людских ресурсов на протяжении всего жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для достижения определенных результатов.
Управление проектами — это управленческая задача по завершению проекта в срок, в рамках установленного бюджета и в соответствии с техническими спецификациями и требованиями. Ответственность за достижение этих результатов возлагается на проект-менеджера .
Отличительными признаками проекта являются:
1) конкретная цель, ограниченная во времени
2) новизна;
3) ограниченность требуемых ресурсов;
4) временная ограниченность продолжительности проекта;
5) неповторимость;
6) бюджет проекта;
7) комплексность решения проблемы;
8) выделение сферы проекта в сфере взаимодействия организации и рынка.
Примером проектов может служить модернизация предприятия, строительство микрорайона с созданием необходимой инфраструктуры, внедрение на предприятии международной системы управления качеством ISO 9000, оптимизация энергопотребления области, создание и обеспечение выпуска нового автомобиля.
Окружение проекта — это совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на достижение результатов проекта. Взаимодействие проекта с его окружением схематично можно изобразить следующим образом (рис. 1.1.)
Рисунок 1.1 - Окружение проекта
Ближнее окружение проекта. Руководство компании ставит цели и определяет основные требования к проекту и порядок их корректировки. Финансовый отдел намечает бюджет проекта, источники финансирования и его смету. Сфера сбыта определяется действиями конкурентов и покупателей. Со сферой производства согласовывают требования к проекту касательно возможностей рынка средств производства. С материальным обеспечением согласовываются требования по обеспечению материалами, сырьем и оборудованием по приемлемым ценам. Сфера инфраструктуры формирует требования к связи и телекоммуникациям, рекламе и информационному, инженерному обеспечению. Требования к охране окружающей природной среды и утилизации отходов относятся к сфере очистки и утилизации отходов. [3]
Дальнее окружение проекта:
- Экономические факторы. К ним можно отнести источники финансирования, развитость рынка, состояние рынка сбыта, сырья и материалов, уровень цен, структура рабочей силы, тарифы и налоги, уровень инфляции, безработица, страховые гарантии, стабильность валюты и др.
- Инфраструктура — средства транспорта, связи и коммуникации, информационные системы и телекоммуникационное оборудование, логистика и материально-техническое снабжение, энергосбережение, коммунальные службы, сбытовая сеть, обслуживающие системы и пр.
- Социальные факторы — свобода слова, свобода перемещения, условия труда и отдыха, уровень жизни, трудовое законодательство, уровень образования, уровень медицины и здравоохранения.
- Политические факторы — это поддержка правительства, политическая стабильность, уровень преступности, межнациональные отношения, межгосударственные проекты, националистические проявления.
- Наука и техника — уровень развития прикладных и фундаментальных наук, уровень информационных технологий и средств компьютеризации, производственных технологий в промышленности.
- Законы и право — это уровень развития и зашиты прав человека, права собственности, права на ведение предпринимательской деятельности, создание и исполнение законов и нормативных актов о предоставлении гарантий и льгот.
- Культура — уровень развития и образованности населения, историческое и культурное наследие, религия, приобщенность к искусству и пр.
- Природные и экологические факторы — это природные ресурсы, природные ископаемые, очистка загрязненных воды и воздуха, обработка почвы, а также законодательство по защите окружающей природной среды.
Управление проектами является четко последовательным процессом, объединяющим различные области знания и управлениями процессом. [4] Как правило, процесс имеет одну или несколько целей, которые достигаются разными способами. Чтобы сравнить эти способы нужны критерии успешности достижения поставленных целей, в число которых обычно входить стоимость проекта и его сроки.
1.2. Характеристика проектного офиса, принципы и этапы его формирования
Проектный офис – специальное структурное подразделение для внедрения и последующего развития единой методологии управления япроектами и их информационного сопровождения.
Проектный офис (РМО) - (Офис проектов, аналитическая служба, Управление координации проектов и т.д.) – подразделение, отвечающее за планирование и контроль исполнения проектов и действующее в интересах первого лица. [5]Этот офис необходим для поддержки управления проектами. В нем разрабатываются методические рекомендации, ведутся архивы проектов , проводится обучение исполнителей, консультации ответственных по проекту, разрабатываются и ведутся компьютерные модели проектов.
Выделяют две базовые модели проектного офиса.
Первая — консультативный проектный офис, выполняющий консалтинговую роль, обучая руководителей и исполнителей проектов в подразделениях.
Вторая модель — централизованный проектный офис, включающий в себя руководителей прокетов по конкретным задачам.
Основные функции проектного офиса следующие:
1. Управление проектом, включающее в себя разработка и осуществление адекватного и стандартизированного процесса.
2. Поддержка проекта.
3. Внутренний консалтинг - советы и рекомендации о лучших методах реализации проектов.
4. Центральный офис для руководства проектами.
5. Обучение и консалтинг руководителей проекта, обучающие программы или составление необходимых требований для привлекаемой консалтинговой компании.
6. . Контроль и регулирование проектов: формирование штата руководителей и распределение между ними ресурсов.
7. Программные средства управления проектом: выбор и поддержка программных средств управления проектами
Подразделениями проектного офиса можно назвать:
- архивы проектной документации;
- аналитический центр, в котором ведутся компьютерные модели проектов;
- методологический центр, в нем разрабатываются базы данных, характеристики типовых операций и назначений, стандарты управления проектами и типовые решения.
Выделяют следующие задачи проектного офиса :
- анализ успешности проектов, управление проектов, структурирование и систематизация приобретенного опыта, ведение базы знаний компании, сохранение истории осуществления проектов и пр.
- управление внутрикорпоративными шаблонами и поддержание их актуальности (!стандартные фрагменты проектных планов)
- методическая и техническая поддержка инструментов
Принципы и нормы проектирования проектного офиса. Объекты проектирования довольно многообразны, но несмотря на такое многообразие процесс проектирования осуществляется по общим принципам, соблюдение которых является неотъемлемой частью для обеспечения высокотехничного и экономического уровней проектных решений. [6]
К такими принципами проектирования относят: вариантность ,последовательность и комплексность проектирования.
1) Вариантность проектирования. Для повышения экономической эффективности проекта разрабатываются несколько вариантов его решений. По технико-экономическому обоснованию выделяется наиболее оптимальный вариант с максимальным эффектом при минимуме затрат.
2) Последовательность проектирования. Последовательность проектирования. Проектно-сметная документации разрабатывается путем использования дедуктивного, т.е. последовательного проектирования от общего к частному.
В процессе проектирования сначала решаются общие задачи, такие как обоснование целесообразности строительства, и только затем определяют основные технологические, объемно-планировочные, конструктивные, архитектурные и другие решения с дальнейшей детализацией вопроса. Принцип последовательности определяет порядок проектирования поэтапно с учетом задач, решаемых на каждом уровне, а также состав проектных материаловов, разрабатываемых на отдельных стадиях проектирования.
3) Комплексность проектирования. Этот принцип включает в себя разработку всех составных частей проекта — сметной, технологической, санитарно-технической и архитектурно-строительной. Этот принцип предопределяет важнейшее требование к организации проектирования предприятий.