Файл: Анкетирование, как метод маркетингового исследования.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Основные понятия анкетирования
1.3. Использование анкетирования
ГЛАВА 2. Виды и организации опросов
2.1. Маркетинговое исследование
2.2. Ошибки при составлении анкеты
ГЛАВА 3. Виды вопросов в анкетировании
3.1. Простое и сложное анкетирование
ГЛАВА 4. Оценка эффективности маркетинговых исследований
4.1. Основные моменты маркетинговых исследований
5.1. Краткая характеристика предприятия
5.2. Маркетинговые исследования и их направления
5.3. Оценка эффективности маркетинговых исследований на основе анкетирования
5.4. Маркетинговые мероприятия по развитию ТОО «WILO Central Asia»
ВВЕДЕНИЕ
Маркетинговые исследования – это систематический сбор, регистрация и анализ данных по проблемам, относящимся к маркетингу. Задачи
исследования маркетинга входят в состав информационной системы
маркетинга, являющейся частью информационной системы управления
предприятием. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Все маркетинговые оценки, в тех или иных маркетинговых параметрах для данного
момента времени и получение их прогнозных значений. [1]
Следует отметить, по мнению экспертов, рецепт для хорошего решения: 90% информации и 10% вдохновения [4]. Особенно это высказывание применимо в маркетинге. Ведь посредством маркетинговых решений компания приспосабливает свою продукцию и услуги к нуждам и желаниям общества.
Под маркетинговыми исследованиями понимается системный сбор и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Доскональное знание потребителя, особенностей и мотивов его поведения позволяет компании успешно развиваться в конкурентной среде. Если компания хочет постоянно отслеживать обратную связь с покупателем, быть на гребне волны, она просто обязана проводить систематически маркетинговые исследования. Зарубежная статистика показывает, что в среднем 50% американских, 86% европейских и 60% японских компаний практикуют маркетинговые исследования для получения информации и аудита своих брэндов. Лидером исследований является Великобритания – 100% фирм с оборотом более 25 млн. фунтов и 47% фирм с оборотом до 1 млн. фунтов тратят свои «кровные денежки» на детальное изучение рынка [6].
Еще в прошлом веке маркетинговые исследования были нужны, так как большинство компаний были мелкими и знали своих клиентов лично. В современном мире появилась необходимость в получении более обширной информации о клиентах и их покупательских потребностях.
Современные издания говорят о том, что проведение маркетинговых исследований – это сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и своевременности результатов которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия. Маркетинговые исследования создают базу для принятия квалифицированных решений управленческим аппаратом компании и ее высшим руководством.
Предмет – анкетирование как наиболее распространенный метод маркетинговых исследований.
Цель – разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности компании ТОО «WILO Central Asia», Алматы (Казахстан).
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Изучить сущность, виды и организацию анкетирование как наиболее распространенного метода маркетинговых исследований.
Разработать план маркетингового исследования в форме опроса на примере компании ТОО «WILO Central Asia».
Провести анализ результатов опроса и предоставить отчет с обоснованием рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности ТОО «WILO Central Asia».
Для написания данной курсовой были использованы зарубежная и отечественная литература, информация с научных интернет ресурсов, а также бухгалтерская отчетность ТОО «WILO Central Asia» за 2016-2017 годы.
ГЛАВА 1. Основные понятия анкетирования
1.1. Что такое анкетирование?
Анкетный опрос – один из основных видов опроса, который предполагает жёстко фиксированный порядок конструирования анкеты. Вопросы в анкете должны быть чётко сформулированы, понятны респонденту, а также содержать список вариантов ответа.
Анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками и последовательностью, т.е. вопросы можно задавать множеством разных способов. Хорошая анкета должна: облегчить ответ опрашиваемого лица; сформулировать вопрос с учётом его влияния на ответ опрашиваемого; позволить легко провести анализ. При этом анкета должна быть опробована, и в ней должны быть устранены все выявленные недостатки [3].
Структура анкеты выглядит следующим образом:
- Служебное поле. В нём указываются дата заполнения, регион, Ф.И.О. интервьюера, другие данные.
- Введение. Служит связующим звеном между респондентом и интервьюером. Оно должно быть чётким, простым, лаконичным. В нём указывается цель исследования, информация о том, кто его проводит. Введение выполняет стимулирующую функцию посредством подчёркивания значимости ответа респондента, указания на материальные стимулы (призы, бонусы, участие в лотерее).
- Тело анкеты. В этой части раскрываются основные вопросы, на которые мы пытаемся получить ответ в процессе исследования.
- Классификационная часть. Содержит информацию об основных социально-экономических характеристиках, которые ложатся в основу сегментирования рынка. Эта часть в общем случае может разбиваться на три области:
1) Область, где вопросы задаются непосредственно респонденту.
Часто возникающей в этой части задачей является определение уровня дохода респондента. Доход можно определить такими путями:
– установить интервальную шкалу доходов, которая корреспондируется с уровнем цен на исследуемую продукцию;
– определить род занятий респондента;
– установить наличие определённых знаковых товаров у респондента, которые могут свидетельствовать об определённом уровне дохода.
2) Область, которая заполняется интервьюером самостоятельно на основе визуальной информации. Это, обычно, возраст, пол и т.д.
3) Название предприятия, адрес, контактный телефон. Если опрос проводится на дому или, если проводится маркетинговое исследование на промышленном рынке, необходимо обязательно указать номер телефона, опрашиваемого [2].
1.2. Применение анкетирования
Анкетирование целесообразно в двух случаях, когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время и респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами опросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов особенно по вопросам не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.
Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер.
Анкетирование на современном этапе применяется не только для исследования потребительских предпочтений, запросов, нужд и т.д., но и для отслеживания мнений экспертов. Часть специалистов области маркетинга сходятся во мнении, что экспертный метод даёт возможность получения разнообразной информации высокой прогностической ценности, что очень важно в области маркетинга, который, как известно, является сферой быстрого устаревания информации. Апробация методики, в которой из полученных экспертных оценок составляется и анализируется матрица, показала, что она позволяет быстро получить количественные оценки достаточно большого числа разнородных факторов. [1]
Если раньше при помощи анкетирования изучали потребительское поведение, то сейчас же использование анкет расширилась, и сейчас к ним прибегают, чтобы отслеживать мнение экспертов по тем или иным направлениям. В современных условиях рынок переполнен однотипными товарам, следовательно, потребитель стремиться их различать уже не по внешнему виду и иным видимым характеристикам, но и по эмоционально-психологическим составляющим. В целом анкетирование является одним из средств сбора первичной информации, которую необходимо быстро обрабатывать, т.к. она быстро устаревает и теряет свою ценностью для исследователя.
В ходе разработки анкеты исследователю необходимо отобрать вопросы, продумывая их формулирование и последовательность, опираясь на основную структуру, состоящую из трех элементов:
- Целевые повременные – содержат данные анкеты, которые непосредственно связаны с главной целью исследования. Они обычно описывают отношение, знание товара и поведение потребителя.
- Классификационные повременные – включают данные, описывающие респондентов.
- Управляемые переменные – используются для того, чтобы помочь исследователю провести анкетирование.
1.3. Использование анкетирования
Анкета — это очень тонкий и гибкий инструмент для сбора первичных данных, поэтому важно составлять несложные вопросы респондентов. Составление анкеты представляет собой исследовательский процесс, включающий в себя выдвижение и обоснование целей, формулирование гипотез, разработку вопросов, определение способа анкетирования, разработку аналитических таблиц для последующей обработки и др. Анкета обычно состоит из трех блоков:
- введения, или преамбулы;
- основной части, состоящей из перечня вопросов;
- заключительной части.
В введении кратко излагаются цели проводимого анкетирования, указывается фирма, для которой оно проводится. Ответы респондентов будут использоваться в их же интересах, т.е. время, потраченное ими на заполнение анкеты, не будет напрасным. Если вопросы касаются каких-либо деликатных обстоятельств, следует обратить особое внимание на анонимность анкетирования, которую необходимо и обеспечить. Также нужно поместить ясную и четкую инструкцию по заполнению анкеты и ее возврату исследователю, а также благодарность респонденту за ее заполнение. [14]
Основная часть анкеты представляет собой совокупность содержательно упорядоченных вопросов. При ее разработке надо уделить особое внимание содержанию вопросов, их типу (видам и разновидностям), числу, последовательности расположения в анкете, наличию или отсутствию контрольных вопросов. Нужно стремиться к тому, чтобы вопросы анкеты отражали существо проблемы, которую необходимо прояснить в ходе исследования. Для этого рекомендуется использовать различные типы вопросов: разнообразие их видов и разновидностей позволяет выявлять и устанавливать весьма неожиданные нюансы в отношениях покупателей к фирме, к производимому ею товару, что при использовании однотипных вопросов не всегда возможно.
Любые вопросы, которые можно использовать при составлении анкет, подразделяют на две группы: открытые и закрытые. Открытые вопросы предполагают свободный ответ, который сам формулирует фразы в ответе, пытаясь выразить то, что чувствует. Открытые вопросы незаменимы при выяснении мотивов, побуждающих людей совершать или не совершать покупки определенных товаров, изменять или не изменять своего отношения к изготовителю этих товаров и т.п. Закрытые же вопросы в отличие от открытых предлагают респондентам выбор одного ответа из ряда возможных. Такие вопросы позволяют исследовать процедуры обработки большого числа анкет, выявляя при этом важные количественные характеристики в отношениях больших групп людей к товару, к услугам и т.п. [12]
Закрытые вопросы в свою очередь подразделяются на разновидности в зависимости от того, каким образом представлены в них варианты предлагаемых ответов. Упорядоченную тем или иным способом совокупность ответов к вопросу иногда называют шкалой, хотя это и не всегда корректно. Шкалой по большому счету она будет являться только в том случае, если в ее структуру заложен тот или иной способ (механизм) измерения. Если же такого механизма нет, то шкалой подобную совокупность ответов можно назвать лишь условно. Тем не менее форма и содержание этих шкал — реальных и условных — и лежат в основе выделения разновидностей закрытых вопросов. Дихотомический вопрос предполагает наличие только двух вариантов ответа типа «да» или «нет». Например: «Собираетесь ли вы в этом году приобрести новый отечественный автомобиль?». Ответ: «да» или «нет».
Такие вопрос разумно помещать после основных с целью уточнения некоторых обстоятельств или более глубокого познания изучаемого явления. Если продолжить пример, то вопрос с ограниченным числом альтернатив может выглядеть следующим образом: «Если «да», то какой марки воду Вы предпочитаете пить? (поставьте символ V в соответствующей клеточке:»
ВИТА |
|
ТАССАЙ |
|
АСАМ |
|
НЕ ПЬЮ ПОКУПНУЮ |
«Насколько важны следующие качество воды (поставьте символ V в соответствующей клеточке)?»
Вкусная |
|
Полезная |
|
Удобная упаковка |
|
Красивая этикетка |
|
Цена |
|
Качество крыши |
|
Срок годности |
Закрытый вопрос, в котором варианты ответов представлены в виде шкалы Лайкерта, позволяет устанавливать степень согласия (или несогласия) респондентов с некоторыми утверждениями, формулируемыми заранее по поводу тех или иных потребительных свойств товара или других обстоятельств, которые необходимо выяснить в процессе исследования и которые помещаются в строках таблицы. Этим шкала Лайкерта и отличается от семантического дифференциала, где по строкам, как показано в предыдущем примере, размещаются те или иные показатели либо товара, либо фирмы, либо других обстоятельств, имеющих практический интерес для исследователей. Другое отличие шкалы Лайкерта от семантического дифференциала заключается в альтернативах, предлагаемых для выбора, — они, как правило, всегда сформулированы почти одинаково, только с разной детализацией в установлении степени согласия. [11]