Файл: ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПОКУПКЕ ( Основные факторы влияющие на потребительские привычки).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Основные факторы влияющие на потребительские привычки
1.2 Основные теории мотивации потребителей
ГЛАВА 2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПОКУПКЕ
2.1. Этапы принятия решения о покупке
2.2 Обстоятельства, подталкивающие человека к принятию решения о покупке
2.3 Анализ моделей потребительского поведения
Осознание проблемы. Процесс покупки начинается с того, что проблема осознается как нужда. Нужда возбуждается также внешними раздражителями. Рыночному деятелю нужно выяснить обстоятельства, подталкивающие человека к осознанию проблемы:
1) какие нужды возникли;
2) чем это вызвано;
3) как нужда вывела человека на конкретный товар.
Находя такую информацию, выявляются раздражители, привлекающие интерес к товару. После разрабатывается маркетинговый план с использованием выявленных раздражителей.
Поиск информации. Возбужденный потребитель ищет (или нет, если товар легкодоступен) информацию через:
1) личные источники (семья, соседи, знакомые);
2) коммерческие источники (реклама, продавцы, дилеры, выставки);
3) общедоступные источники (средства массовой информации);
4) источники эмпирического опыта (осязание, изучение, использование товара).
Основная информация исходит от коммерческих источников, так как они находятся под сильным влиянием деятелей рынка. Самые эффективные — личные источники.
Оценка вариантов. Каждому свойству товара потребитель приписывает функцию полезности (степень ожидаемой удовлетворенности каждым свойством товара). Комбинация свойств с наивысшей полезностью дает портрет идеального товара.
Решение о покупке. От намерений купить до принятия решения в дело могут вмешаться два фактора: отношения других людей и непредвиденные обстоятельства, такие как потеря работы, потребность в другой покупке, разочарование в покупке.
Работа маркетолога не заканчивается актом покупки, она продолжается и в послепродажный период, включая изучение реакции на покупку, которая зависит от эксплуатационных свойств товара. Продавец должен говорить о свойствах товара либо достоверно, либо занижать их с целью получения более высокого удовлетворения от покупки.
Продавец нужно знать, что делают с его товаром (используют в новых целях (что можно отразить в рекламе) или откладывают про запас), а также, как избавляются от товара (с целью выявления новых возможностей).
Принятие решения о покупке нового товара. Большую роль в восприятии новинки играет личное влияние (эффект, который производит заявление о товаре другого человека). На темп восприятия новинки влияют пять ее характеристик:
1) сравнительное преимущество;
2) совместимость (соответствие предпочтениям и опыту потребителя);
3) сложность (степень трудности понимания ее сути и использования);
4) делимость процесса знакомства с ней (возможность апробирования ее в ограниченных масштабах);
5) коммуникационная наглядность (степень возможности описания других результатов использования новинки).
На темпы восприятия новинки влияют:
-начальная цена,
-доля риска и неопределенности,
-научная достоверность,
-одобрение со стороны общества.
2.3 Анализ моделей потребительского поведения
Моделирование поведения потребителей - один из основных методов маркетинговых исследований, который, помимо всего прочего, является базой для разработки и использования моделей отклика рынка и моделей для выработки маркетинговой политики.
Считается, что люди, которые приобретают товары и услуги на профессиональной основе, ведут себя более рационально, чем средний розничный покупатель. Но это не значит, что на "профессиональных" покупателей производят впечатление только рациональные и экономические аргументы.
Многие, если не все, приобретения товаров являются частично результатом иррациональных оценок и субъективных решений между различными альтернативами. И, следовательно, немаловажно, как выглядит компьютер или какой цвет у станка. Не позволяйте иррациональным характеристикам сглаживаться рациональными и аналитическими величинами.
Для изучения моделей поведения покупателей необходимо проанализировать процесс покупки в организации.
В данном случае процесс покупки делится на 3 стадии
первая - признание наличия потребности;
вторая - принятие решения о способах удовлетворения возникшей потребности (поиск, оценка и выбор поставщика);
третья - заключение сделки.
Рисунок 2. Ступени процесса принятия покупательского решения
На первой стадии выявляется потребность. Ее составляют пользователи товара.
Вторая стадия делится на 2 этапа:
- анализ имеющихся альтернативных возможностей;
- выбор одного или нескольких конкретных поставщиков;
Именно на этой стадии необходимо решить, что лучше - купить или изготовить самим.
На первой стадии - возникновение потребности - главными лицами являются пользователи товара, который необходимо купить. Это могут быть кто угодно - мастера участков, начальники цеха, рабочие, инженеры, технологи, маркетологи и т.п. Продавцу важно выяснить кто именно является конкретным пользователем его товара чтобы послать информацию конкретно этим людям.
Формулируются конкретные характеристики и параметры. Товароведы грамотно могут сформулировать потребность и составить спецификации.
После возникновения потребности заказ на анализ имеющихся поставщиков товара передают в отдел снабжения или коммерческой логистики. Теперь продавцу важно донести информацию о своем товаре до снабженца, занимающегося этой товарной группой. Однако, снабженец чаще всего не принимает решения единолично. Он нуждается в советниках - начальник отдела снабжения, коммерческий директор, финансовый директор, технический директор - в зависимости от того какой приобретается товар и на какую сумму.
Исследование, проведенное фирмой «Макгроу Хилл", которое охватило 106 промышленных фирм, показало, что более чем в 38% фирм по крайней мере четверо служащих влияли на решение о закупке, а в почти 78% случаев таких служащих было не менее 3-х.
Коллективный характер решения о закупке имеет важное значение для поставщика. Он означает, что поставщик не может ограничиться поддержанием деловых контактов лишь с тем подразделением перспективного покупателя, которое официально производит закупку. Он должен в структуре каждого покупателя выявить тех служащих, от которых фактически зависит решение о закупке его товара (лица, принимающие решение), и тех, кто оказывает на принятие этого решения существенное влияние (советники). После поставщик должен изыскать способы контакта и также передать им информацию о своем товаре.
В процесс принятия решения о покупке вовлечено больше одного лица. При этом закупка также осуществляется более, чем для одного лица. Коллективный характер решения о покупке является характерной особенностью промышленного покупателя.
Описанный выше анализ процесса закупки, целью которого является выявление всех лиц, участвующих в процессе принятия решения о закупке, представляет собой модель поведения промышленного покупателя с выделением "покупающего центра" Рис.3
Рисунок 3. Модель покупающего центра
«Покупающим центром» являются все лица, участвующие и взаимодействующие при принятии решения о закупке. Это только одна из многочисленных моделей.
До сих пор не выявили всеобщей принятой модели поведения промышленного покупателя. В 60-70-е годы ученые характеризовали создавшуюся ситуацию следующим образом: процессы покупки промышленных товаров столь отличны друг от друга, что обобщения невозможны; создание единой модели поведения покупателей промышленной продукции сталкивается с проблемами методологических издержек, нехватки ясно выраженных гипотез, трудности сбора информации, трудности в определении критериев, отсутствия всеобщего направления (Фергюсон, 1978, Вебстер, 1969).
При этом Фергюсон изучил поведение 10 фирм США и пришел к выводу, что процесс покупки оказался не похожим на ожидаемый и не столь рациональным как предполагалось. Основные результаты исследования были следующие
1. «Инерция» - наиболее влиятельный фактор. Но в этом случае должна присутствовать предыдущая покупка.
2. Роль управляющих среднего звена недооценивается.
3. Роли высшего руководства и отдела закупок переоцениваются.
Следует отметить, что не все решения являются продуктом процесса принятия решения. Некоторые решения о промышленных закупках основываются на наборе ситуационных факторов, для которых создание теории или модели не будет ни достоверно, ни полезно.
Существующие в мировой практике модели можно объединить в три группы:
1. Модель разделения с выделением «покупающего центра».
2. Двухэлементная модель - взаимодействующие отношения покупатель-продавец.
3. Системная модель - анализ всего процесса.
Указанные модели перечисляются в порядке роста степени их сложности, то есть роста количества факторов, реально влияющих на процесс принятия решения. Не стоит говорить о причислении существующих моделей к вышеозначенным группам. Создано множество промежуточных моделей. Важным является то, какая степень сложности модели была приемлема для ученых при построении теории, адекватно отражающей действительность, и почему они удовлетворились именно выбранным набором факторов, обуславливающих принятое покупающей фирмой решение. Обсуждение модели разделения - двухэлементной модели - системной модели предполагает, что индивидуальные решения о покупке вызваны рациональными причинами как социальными, так и экономическими.
По этому поводу учеными высказывались следующие мнения.
“Недостаточно рассматривать только одну сторону - покупающий центр, необходимо принимать во внимание взаимосвязь с продавцом. Хотя системная модель может быть предпочтительнее, но она слишком всеобъемлющая, поэтому двухэлементная модель наиболее удобна” Бонома и Джонсон, 1978г.
“Индивидуальное и институциональное поведение при покупке должно рассматриваться как организационный процесс” Вебстер и Винд, 1972г.
“При изучении поведения промышленных покупателей трудность заключается в недостаточности теории о взаимодействии. Кажется достаточно простым идентифицировать участников покупающего центра, но трудно проанализировать их динамику и отношения. Поэтому, правильно утверждать, что в основном для нас остаются неизвестными характеристики покупающего центра, его структура, динамика и т.д.” Джонстон и Бонома 1981г.
“Сама организация должна рассматриваться как объединение, принимающее решение” Вебстер и Винд 1972г
Подход, делающий акцент на взаимодействии покупающей организации и продавца, получил развитие в середине 70-х в работах Хоканссона.
Хоканссон одним из первых переходит к рассмотрению взаимоотношений между покупателями и продавцами на индустриальных рынках. При чем объектом исследований становятся достаточно сложные виды промышленной продукции, такой как тяжелое оборудование. Автор утверждает, что данные отношения всегда близкие, комплексные и долгосрочные. Понимание этих отношений важнее, чем проведение традиционных маркетинговых мероприятий. При этом подразумевается наличие стабильности промышленных рынков. Понимание состояния промышленных рынков может быть достигнуто только при помощи одновременного анализа покупающей и продающей сторон. Теорию стабильных взаимоотношений применяется в ситуациях повторной покупки. Данная модель, предложенная Хоканссоном, по степени сложности выходит за пределы двухэлементной модели и подходит вплотную к концепции системной модели Бономы и Джонстона. Однако степень охвата подхода Хоканссона значительно выше. Если все предыдущие теории были основаны на относительно несложных продуктах, по некоторым параметрам близким к товарам народного потребления, то здесь наблюдается попытка включения сложных товаров.
Таким образом, фирма-производитель или продавец не может использовать существующие модели поведения промышленных покупателей вследствие невозможности их адаптации к конкретной ситуации. Но фирма-производитель, изучая общие теоретические подходы к данной проблеме, должна создавать собственные модели. При этом она должна избрать степень глубины и сложности проводимого анализа, ориентируясь на ключевые модели: разделения, двухэлементную и системную.
Кроме описательных моделей поведения потребителей, существует также множество моделей, предлагающих математический аппарат. Огромное значение этих моделей не вызывает сомнения при условии наличия доверия к математическим моделям в целом.
Рассмотрим одну из таких моделей - модель диффузии, предложенную Бассетом в 1969 году, которая до сих пор является популярной благодаря своей простоте и естественности интерпретации и возможности эффективной экспериментальной проверки. Она предназначена для изучения объема сбыта новых товаров и предполагает, что количество покупателей совпадает или пропорционально количеству проданного товара. Данное допущение оправдано для товаров широкого потребления длительного пользования. Модель может быть использована и в случае, когда фирма пытается с помощью комплекса маркетингового инструмента расширить круг своих постоянных клиентов.