Файл: Социально - психологический портрет современного руководителя.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика руководителя
1.1. Понятие о руководителе, его роли в организации
1.2. Социально-психологические качества руководителя
1.3. Лидерский статус руководителя и методы его диагностики
Глава 2. Исследование социально-психологических качеств руководителя
2.1. Методика исследования социально-психологического портрета руководителя
Введение
Экономика и общество России переживают период глубоких преобразований. Непрерывная перестройка организационных структур, децентрализация управления, обновление технологий, стиля и методов руководства усиливают значение деятельности руководителя, развивая в нём качества творца и лидера инноваций. Активность и успех деятельности любого предприятия, организации, прежде всего, зависит от работы руководителя. Эффективный труд руководителя – это органический сплав науки и искусства, тесное сочетание мастерства, которому можно и нужно научить, и таланта организатора, с которым нужно родиться и который нужно развивать и совершенствовать. Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках установленных полномочий выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы. Таким образом, сущность деятельности руководителя состоит в организаторской работе. Это особый вид творческой деятельности, причём по мере роста должности требования к творчеству увеличиваются. Творческая сторона в труде руководителя развивается также и под воздействием НТР.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т. п. Эти свойства формируются при жизни человека. На сколько эффективно развиваются эти качества, на столько будет определена его дорога в жизни, одни становятся управляющими, другие – управляемыми.
Актуальность. В условиях современного общества большое значение имеет повышение эффективности функционирования производственных организаций с учетом жесткой конкуренции на рынке товаров и услуг. Методологической основой психологического анализа организационных процессов является системный подход. Он предполагает рассмотрение организации как системы, состоящей из нескольких взаимосвязанных подсистем, которые образуют целостность, внутреннее единство. Любая организация представляется открытой системой, взаимодействующей с внешней средой. В качестве основных организационных подсистем называются структурно-функциональные единицы (отделы), подсистемы производственных и межличностных отношений, подсистемы руководства и подчинения и т. д.
Решение задачи оптимизации взаимоотношений в звене «руководитель – подчиненный», несомненно, предполагает оптимизацию процессов осуществления организационной кадровой политики. Одной из основных задач. Адекватное формулирование психологических требований к потенциальным кандидатам на этапе проведения экспертизы вакансии, качественная оценка соответствия реальных кандидатов этим требованиям позволяет значительно оптимизировать процесс адаптации новых работников, повысить качество их профессиональной деятельности, а также снизить риск увольнения.
Степень разработанности темы. С начала XX века эта проблематика стала разрабатываться в рамках общей теории менеджмента главным образом в связи с управлением персоналом. Свой вклад в развитие представлений об управлении персоналом внесли: школа «научного управления» (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, супруги Гилбрет, Г. Эмерсон, Г. Форд), «административная» школа (А. Файоль), школа «человеческих отношений» (М. Фоллетт, Э. Мэйо) и «поведенческих наук» (А. Маслоу, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг). Развитие этих подходов привело в 60-х годах к выделению в системе менеджмента особой управленческой функции, получившей название «управление персоналом». С тех пор проблемы управления персоналом в странах Запада занимают значительное место в научной литературе и служат важной теоретической базой для научных исследований.
Работы исследователей, рассматривающих проблему управления персоналом с точки зрения менеджмента (как науки управления), оказались полезными при изучении эволюции роли руководителя и выделении на этой основе универсальных черт современного руководителя.
Цель работы: исследовать социально-психологический портрет современного руководителя. Для достижения поставленной в работе цели необходимо выполнить ряд задач:
- рассмотреть понятие о руководителе, его роли в организации;
- изучить социально-психологические качества руководителя;
- исследовать характеристики идеального руководителя.
Объект: руководитель как лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности.
Предмет: социально-психологический портрет современного руководителя.
Методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, исторический, наблюдение, анкетирование, опрос, изучение документов.
Практическая значимость работы. Практическая значимость исследования в первую очередь касается самих руководителей предприятий. Речь идет о новой системе управления персоналом, которая является необходимым условием выживания российского предприятия. Мы прекрасно осознаем, что предлагаемая система в силу целого ряда факторов не может сразу стать доминирующей на российских предприятиях. Необходимо обратить внимание, что именно профессиональная и психологическая неподготовленность к переходу на новую систему чревата серьезными потерями в экономической и социальной сферах. Материалы работы могут быть также использованы в учебных курсах по профессиональной подготовке и переподготовке российских руководящих кадров.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Общая характеристика руководителя
1.1. Понятие о руководителе, его роли в организации
Руководитель – это должностной статус (положение) человека, который обязан влиять на других (подчиненных) таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную фирмой [7, с. 45].
Должности руководителя свойственна двойственность правового статуса. С одной стороны, руководитель и организация часто отождествляются, потому как действия руководителя – это акты самого юридического лица. Полномочия руководителя устанавливаются гражданским законодательством и Трудовым кодексом. С другой стороны, менеджер считается наемным работником, реализующим особую трудовую функцию – реализацию актов, в которых воплощается деятельность организации. Двойственность порождает юридическое противоречие между необходимостью защищать права акционеров и учредителей компании от неграмотных и низкоквалифицированных действий руководителя и важностью защиты прав самого менеджера как наемного работника.
Статус определяет поведение и действия руководителя в рамках должностных структур и полномочий. Он характеризует функциональную и социальную роль (модель) поведения руководителя, то есть ожидаемые действия руководителя в различных управленческих ситуациях.
Руководитель в системе управления занимает ключевое положение. Чем сложнее и совершеннее система управления, тем выше и жестче требования к руководителю.
Это верно хотя бы потому, что здесь при возможной ошибке руководителя издержки системы оказываются более существенными.
Справедливо считается: как порядок, так и беспорядок в фирме начинается с руководителя. Известен афоризм: «Фирма не может быть лучше, чем ее руководители».
Определяющая роль руководителя исходит из того, что руководитель – лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения. Это тот, кто решает, что делать, как делать и несет за это ответственность.
Роль руководителя безлична. Она возлагает на человека определенные обязанности, нормы поведения и предоставляет ему права.
Но каждый человек, приняв роль, относится к ней по-своему. Поэтому качество выполнения роли – дело сугубо индивидуальное.
Важно, чтобы каждый работник знал свои обязанности и хотел бы их выполнять полностью и вовремя. Привести деятельность каждого работника фирмы в соответствие с ее целями и интересами – такова главная задача руководителя-организатора трудового коллектива.
Поведение руководителя должно оцениваться в зависимости от предвосхищения ожидаемых последствий и определенных действий в каждой конкретной обстановке. При этом целесообразно учитывать те факторы, которые регламентируют и регулируют поведение человека.
Умение подчинить отношения интересам дела зависят от ролевых особенностей личности. Роль и сознание человека являются регуляторами его поведения [1, с. 248].
Существуют линейные и функциональные руководители.
Линейные руководители возглавляют относительно обособленные производственные и хозяйственные подразделения (фирму, цех, отдел, бюро). Каждый из них посредством приданного ему аппарата управления координирует деятельность своих подчиненных, принимает решения, касающиеся вопросов, определяющих работу его подразделения.
Функциональные руководители – это начальники специализированных функциональных служб всех уровней управления (главный инженер, начальники планово-экономического отдела, отдела труда и зарплаты и т. д.). В их обязанности входит подготовка рекомендаций линейным руководителям для принятия управленческих решений. Такие руководители являются одновременно и линейными по отношению к возглавляемым ими службам.
Любой менеджер предприятия независимо от уровня должен выполнять следующие функции:
- Определение основной цели и постановка задач, которые позволят достичь поставленной цели.
- Распределение обязанностей между подчиненными в соответствии с их компетенциями.
- Мотивация сотрудников на достижение поставленной цели. Мотивация может быть материальной (сотрудник получает денежную премию сверх основного оклада) и нематериальной (возможны такие инструменты, как доска почета, грамота).
- Создание благоприятного психологического климата в коллективе. Руководитель должен предупреждать намечающиеся конфликты и разрешать разногласия между членами коллектива.
- Поощрение кооперации (объединения внутри и вне группы, способствующего более эффективному выполнению задач) и инициативы (стремления сотрудников высказывать свои идеи и предложения).
- Принятие управленческих решений и ответственности за них.
- Создание таких условий труда, чтобы работникам ничего не мешало трудиться с полной самоотдачей.
- Формирование системы наказаний за дисциплинарные нарушения (если это необходимо).
Функции руководителя не исчерпываются приведенным выше списком, однако, этот список демонстрирует их широту. Функции руководителя опираются на базовые компетенции, в число которых входят умение убеждать, обучать, демонстрировать высокую квалификацию. Есть и ряд специфических навыков, которыми должен обладать руководитель:
- Информирование. Руководитель должен сообщать подчиненным всю информацию, которая известна ему самому – утаивание сведений приведет к разобщенности коллектива и возникновению недоверия к действиям самого менеджера.
- Оценка. Руководитель должен владеть несколькими методами оценки результатов как каждого отдельного подчиненного, так и всей группы. Также менеджер должен понимать, какие мероприятия позволят изменить ситуацию к лучшему в случае отставания от плана.
- Чувство перспективы. Руководитель должен уметь абстрагироваться от оперативных проблем (например, текучки кадров) и понимать, насколько далеко от поставленной цели он находится.
- Планирование. Важно не только поставить задачи, но и разработать подробный (детальный) план их выполнения. В этом руководителю могут помочь такие инструменты, как дерево целей и диаграмма Исикавы.
- Контроль и координация. Менеджер должен обеспечить достижение согласованности в работе разных звеньев организации и регулярно проверять их результаты.
- Делегирование. Эффективность работы руководителя организации зависит от его умения поручать выполнение рутинных обязанностей заместителям или рядовым работникам.
Какими же качествами должен обладать идеальный руководитель?
Во-первых, это умение принимать решения – это ключевое качество современного руководителя и его самая ответственная задача. Руководитель придерживается одного из двух возможных стилей принятия решений в зависимости от того, находится он на публике или нет. В первом случае – например, участвуя в переговорах, выстраивая отношения, проводя презентации, определяя задачи, отстаивая свою точку зрения – он понимает, что окружающие его оценивают, и, сознательно или нет, стремится выглядеть убедительно, вызывать доверие и уважение. Во втором случае, когда руководитель работает либо в одиночку, либо в окружении ближайших помощников, не беспокоясь о том, какое впечатление производит, он всецело сосредоточивается на решении задачи: анализирует информацию, изыскивает нестандартные подходы, планирует оптимальные действия, рассчитывает сроки и бюджеты и т. п.