Файл: Опекунство (общая характеристика) (Понятие опеки и попечительства).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
- по степени определенности участников правоотношения - на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях точно определены все участники - правомочные и обязанные лица. В абсолютных правоотношениях известен лишь носитель субъективного права, а все остальные лица обязаны не препятствовать осуществлению этого права.
- по характеру действия обязанного лица - активные и пассивные. В первых обязанное лицо должно совершить определенные действия, а в других - воздерживаться от совершения конкретных действий.
- по количественному составу субъектов - простые (правоотношения только между двумя участниками) и сложные (правоотношения между тремя и более участниками).
В предмет института опеки и попечительства входят следующие отношения:
1. Отношения по установлению опеки и попечительства, возникающие с того момента, как в предусмотренном законом порядке для лица, нуждающегося в социальной помощи, выбрана необходимая форма устройства - опека или попечительство. В этой группе присутствуют отношения, которые предшествуют установлению опеки или попечительства, в том числе те, которые заключаются в отборе лиц, желающих принять обязанности по опеке или попечительству, и установлении соответствия этих граждан требованиям, предъявляемым законом. На данном этапе правоотношений носят организационный характер. В них принимают участие органы опеки и попечительства, другие органы и организации, а также граждане. К содержанию правоотношений входят обязанности органа опеки и попечительства по подбору в кратчайшие сроки кандидатуры опекуна или попечителя, а также по проверке обстоятельств,
К этой же группе относятся и отношения с непосредственного установления опеки или попечительства, складывающиеся между органом опеки и попечительства и конкретным лицом, которое изъявило желание стать опекуном или попечителем, и которые имеют на то основания, допустимые законом.
2. Отношения по осуществлению опеки и попечительства. Данные отношения длятся от факта установления опеки или попечительства к факту их прекращения. Участниками таких отношений являются органы опеки и попечительства, опекуны и попечители, а в отдельных случаях и сами подопечные. Отношения по осуществлению опеки и попечительства - центральные в предмете института.
3. Отношения, связанные с прекращением опеки и попечительства. С целью максимальной охраны интересов подопечного в институте опеки и попечительства должны также присутствовать нормы об основаниях, порядке и последствия прекращения опеки или попечительства. Установление и прекращение опеки осуществляется в судебном порядке, что регулируется ГПК РФ[31].
Правовой статус субъектов права складывается из установления их прав и обязанностей, а также из определенных признаков, которые позволяют определить, какие именно лица подпадают под статус субъектов того или иного правового института.
В отношении опеки и попечительства. Следует отметить, что действующее законодательство, правовая литература использует такие общеупотребляемые категории как несовершеннолетний, ребенок, подросток, и другие. Однако, ГR РФ оперирует понятиями малолетние и несовершеннолетние. Последние – это лица, которыми не являются совершеннолетними, а именно не достигшими возраста 18-лет и не эмансипированные, при условии не достижения данного возраста. Однако, определяя дееспособность несовершеннолетних, ГК РФ отмечает, что лица, с возраста 14 лет уже имеют ряд прав и обязанностей, которые присущи совершеннолетним гражданам. Однако, так как само выделение несовершеннолетних в отдельную категорию субъектов права связано с тем, что они в силу возраста, незрелости физической, психологической, отсутствием необходимого жизненного опыта во многих сферах, не могут адекватно принимать решение по важным вопросам, гражданское законодательство определяет те сферы, в которых данные лица могут действовать самостоятельно, и также те сферы, в которых за данных лиц действуют их законные представители[32]. К последним чаще всего относятся родители. При их отсутствии – это опекуны и попечители.
Попечение институт по правовым возможностям уже, чем опека, которая устанавливается над лицами, не достигшими возраста 14 лет.
С данного возрастного рубежа, подросток приобретает большое количество прав – трудовых (имеет право устроиться на работу), материальных (имеет право распоряжаться своими доходами). Однако, он не может совершать крупные сделки, не должен жить самостоятельно и т.д.
Как нами отмечалось, опека и попечительство являются не только социальными институтами, которые определяют формы устройства несовершеннолетних оставшихся без попечения родителей, но и институт восполнения дееспособности. Соответственно, чем меньше дееспособность, что связано с возрастом несовершеннолетнего, тем больше правоспособность опекуна или попечителя[33].
Рассматривая права и обязанности субъектов, следует отметить, что определение прав опекаемых и лиц находящихся под опекой, в федеральном законе «Об опеке и попечительстве», отсутствует. По нашему мнению, ссылка на СК РФ, не смотря на то, что она восполняет данный пробел, не совсем является удачной, так как при наличии подраздела обязанности опекуна и попечителя, более полного регулирования отношений, можно было бы достичь при выделении также подраздела права опекаемых и лиц находящихся под попечительством. Также следует отметить, что в СК РФ, правам этих лиц посвящена всего одна статья, в которой указывается, что данные лица обладают всеми правами присущими детям воспитывающимися в семье и кроме этого, они обладают рядом специальных прав. Данная конструкция позволяет подразделить права опекаемых лиц на общие, присущие несовершеннолетним в РФ в соответствии с действующим законодательством и специальные, присущие исключительно данной категории лиц. Что касается обязанностей, то они не выделены в отдельную статью правового регулирования по понятным причинам, у лиц до 14 лет юридические обязанности не устанавливаются, ввиду отсутствия деликтроспособности[34]. Они не могут нести ответственность за их невыполнение. Что же касается лиц с 14 летнего возраста, то они в принципе обладают многими обязанностями, которые присущи гражданам РФ, например, если данное лицо работает, он обязан платить налоги. Все обязаны соблюдать законодательство, тем более, что по ряду преступлений, лицо с 14 летнего возраста уже может являться субъектом и поэтому может нести уголовную ответственность что касается отношений по патронажу, то субъект – патронируемый, должен быть совершеннолетним, дееспособным, т.е. вменяемым лицом, который не может совершать ряд значимых юридических, социальных, бытовых действий в силу различных обстоятельств. Как правило, это пожилые люди. Отношения между патронируемым и лицом осуществляющим патронаж строятся на договорной основе, что и определяет в конечном итоге набор прав и обязанностей сторон этого договора, которым может быть договор поручения или договор доверительного управления имуществом. К данным видам договора относятся все правила регулирования договорных отношений гражданского законодательства, в том числе и право расторжения договора в случае виновного его нарушения контрагентом.
В законодательстве отмечается, что права и обязанности опекунов и попечителей идентичны правам и обязанностям родителей. Рассматривая категорию обязанностей, можно отметить, что они корреспондируются правами ребенка, находящегося под опекой и попечительством. Так, право на получение воспитания и содержания, обуславливают обязанности опекунов и попечителей осуществлять такое воспитание, содержать своих подопечных. Право на социально-культурное развитие обязывает опекунов и попечителей предоставить детям такую возможность.
Определение прав и обязанностей опекунов в законодательстве, позволяет их разделить на три группы: первая – определенные в семейном законодательстве и касающиеся воспитания и образования опекаемых, вторая – определенные в ГК РФ и касающиеся имущества и представительства опекаемых, третьи – определяемые в ФЗ «Об опеке и попечительстве»[35].
Что касается образования и воспитания, как нами отмечалось, права и обязанности идентичны с правами и обязанностями родителей. Права и обязанности в имущественной сфере в принципе также не многим отличаются от обязанности родителей. Законодатель определяет, что опекуны и попечители должны осуществлять охрану имущества, приумножать имущество, но не уменьшать его. Как отмечается в литературе, под охраной имущества подопечного в рамках существующей отечественной правовой системы предлагается понимать комплекс мер, обеспеченных закрепленными законом правами и обязанностями органов опеки и попечительства, опекунов (попечителей), подопечных и иных лиц, направленных на защиту прав несовершеннолетних и признанных недееспособными граждан, связанных с имуществом, в отношении которого законодателем установлен специальный гражданско-правовой режим[36].
Законодатель регулирует особый статус имущества, определяет возможности распоряжения им, осуществления хранения, получение и распоряжения доходами.
Здесь, пожалуй, следует обратить внимание на то, что распоряжение имуществом может происходить исключительно с согласия органов опеки. Однако, законодатель, устанавливает возможность препятствования в распоряжении только недвижимым имуществом – нельзя продать квартиру, например, без согласия органов опеки и попечительства, но нет возможности отслеживать другое имущество. Ввиду этого, по нашему мнению, в законодательстве должен быть определен четкий порядок учета имущества несовершеннолетнего. Так, при поступлении сведений в органы опеки и попечительства о несовершеннолетнем, который лишился родителей, должен быть составлен перечень имущества, куда должны быть включены все ценные вещи, которые наследует несовершеннолетний (это могут быть драгоценности, картины, техника и др.). Сегодня регулируется только процедура описи имущества в момент получения опекуном своего статуса. Кроме этого, законодатель, к сожалению, не обращает внимание на факт того, что сегодня по наследству могут переходить не только ценные вещи, продажа которых осуществляется через специальные органы или по специальной процедуре – недвижимость, акции, доли в частных предприятиях и т.д. Таким образом, определение полного перечня наследуемого имущества, по нашему мнению, позволит существенно защитить имущественные права несовершеннолетних, и лишившихся опеки в силу смерти родителей. Законодатель определяет, что составляется опись имущества, один из экземпляров которой храниться в деле опекаемого лица. Однако, нет ни указаний закона, ни процедуры проверки сохранности данного имущества.
Что касается прав и обязанностей определенных в ФЗ «Об опеке и попечительству», то к ним относятся права и обязанности в силу закона и договора. так, в соответствии с ч. 4 ст. 15 определяется, что в интересах подопечного орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна (попечителя) или в заключаемом договоре об осуществлении опеки (попечительства) может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель не имеет право совершать. Это касается запрета опекуну (попечителю) изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна (попечителя), в том числе требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.
В дополнительные обязанности опекунов входит сообщение о перемене местожительства подопечного, а также дополнительные права на помощь от органа опеки и попечительства в осуществлении своих прав и обязанностей в отношении несовершеннолетнего. К сожалению, законодатель не конкретизирует, в чем должна заключаться данная помощь.
Также среди специальных обязанностей опекуна следует выделить ежегодные отчеты по пользованию и распоряжению имуществом и доходами опекаемого, которые должны предоставляться в орган опеки с чеками, подтверждающими расходы. Законодатель не определяет контроль за данными отчетами, а только говорит о том, что они подписываются начальником органа опеки и попечительства.
Законодатель определяет, что опекун и попечитель должны содействовать реализации прав несовершеннолетних лиц, которые находятся под их опекой и попечением. Для такого содействия, данные лица должны располагать четкой информацией о таких правах, в том числе и социальных, например, о пособиях, льготах. В связи с этим, по нашему мнению, в ФЗ «об опеке и попечительству», необходимо определить обязанность органа опеки и попечительства сообщать и разъяснять права опекунов и попечителей, а при изменении законодательства, незамедлительно сообщать данным лицам о дополнительных правах или изменении объема уже существующих.
Незнание прав порождает ситуации, когда несовершеннолетний не может их реализовать. Приведем пример из практики, который иллюстрирует вышеизложенное.
Качурина С.Н. обратилась в суд о предоставлении жилья, так как является сиротой, но реализовала свое право в определенный законодательством период времени ввиду того, что не знала о такой государственной программе как поддержка детей-сирот и обеспечения их жильем. В этом случае, суд, исследовав материалы дела отметил, что обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом РФ от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
В период нахождения Качуриной С.Н. в возрасте до 23 лет, в период обучения ее в образовательных учреждениях, органы опеки и попечительства и должностные лица постановкой истца на учет не занимались. Совершенно очевидно, что сама Качурина С.Н. не знала о своих правах, поэтому своевременно на учет не встала. Суд принял решение о признании пропуска срока обоснованным и обязал органы власти предоставить ей положенное жилье[37]
Рассматривая права и обязанности опекуна и попечителя, также хотелось бы остановиться на таком моменте как право на доходы с имущества.
В силу ч. 1 ст. 37 ГК РФ, опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".
Основания прекращения опеки и попечительства можно разделить на три группы:
– приобретение подопечным гражданской дееспособности в необходимом объеме.
– освобождение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей (п. 1 и 2 ст. 39 ГК);
– отстранение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей (п. 3 ст. 39 ГК).
2.2. Статус органов опеки и попечительства
Правовой статус органов опеки и попечительства определяется главой 2 ФЗ «Об опеке и попечительству». В соответствии с данным законодательным актом, органы опеки и попечительства – это органы исполнительной власти субъектов, специально образованные для реализации поставленных перед ними задач. При отсутствии специализированного органа, их функции могут выполнять органы власти субъекта, при чем, в данном случае он в статусе приравнивается к данным органам, т.е. имеет те же права, обязанности, ответственность. Деятельность органов опеки и попечительства определяется также гражданским и семейным законодательством. Более подробно деятельность данного органа, его формирование, порядок и процедуры деятельности определяются законодательными актами субъектов РФ.