Файл: Опекунство (общая характеристика) (Понятие опеки и попечительства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если, в общем определить функцию органов опеки и попечительства, то она заключается в защите и содействии лицам, которые в опеке и попечительстве нуждаются. Поэтому, на данные органы возлагаются следующие функции:

  • учет имеющихся детей-сирот, а также таких детей, которые остались полностью без родительской опеки, их обнаружение;
  • создание базы данных, в которой числятся будущие опекуны, попечители и/или приемные родители;
  • обустройство детей-сирот в специальные заведения (детдома, интернаты и прочее) и в приемные семьи;
  • защита прав несовершеннолетних;
  • урегулирование конфликтных ситуаций между родителями ребенка;
  • контроль за управлением собственностью и имуществом своих подопечных и некоторые другие[38].

Требование к лицам, замещающим должности в органах опеки и попечительства, определяются Приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 680н[39], детальные рекомендации деятельности определены Письмом Минобрнауки РФ[40].

На органы опеки и попечительства возложены правоохранные, контрольные и надзорные полномочия. В сфере правоохраны, данные органы осуществляют охрану и защиту прав несовершеннолетних лиц оставшихся без попечения родителей, осуществляют содействие в передаче таких детей под опекунство или попечение, содействуют семьям в которых находятся опекаемые в получении образования, медицинской помощи и других социальных, культурных браг. Кроме этого, органы опеки и попечительства задействованы также и в охране имущественных интересов детей, включая тех, кто не нуждается в опеке, а растет в полных семьях. Так, для продажи имущества несовершеннолетних в обязательном порядке требуется согласие органа опеки и попечительства.

Надзорная компетенция осуществляется за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане.

Контроль осуществляется за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Функции органов опеки и попечительства направлены, прежде всего, на заботу о сохранении жизни, здоровья лиц, подпавших под их юрисдикцию. Исходя из выполняемых функций, как отмечают исследователи, у органов опеки и попечительства есть все необходимые полномочия, чей круг достаточно широк для решения практически всех проблем затрагиваемого спектра[41].


Будучи ветвью исполнительной власти, органы опеки взаимодействуют в своей работе и с другими органами власти. Например, они могут подавать заявления в суды о признании гражданина России недееспособным (или же частично дееспособным).

Если обстоятельства, ограничивающие дееспособность указанного лица, потеряли актуальность, именно органы попечительства подают заявление в суд о необходимости признания какого-либо лица полностью или частично дееспособным. Также органы опеки заключают договора на право доверительного управления собственностью и имуществом подопечных, выдают разрешение на совершение с имуществом сделок.

Органы опеки имеют законное право на представление интересов несовершеннолетних либо лиц с ограниченной дееспособностью в случаях, когда действия опекунов противоречат либо букве закона, либо самим интересам защищаемых лиц. Основная обязанность органов опеки и попечительства – защита подопечного как в физическом, так и в социальном и имущественном смысле со всей объективностью и справедливостью.

Кроме того, в сферу полномочий этих органов входит также контроль деятельности попечителей, проверка фактических условий жизни подопечных, сохранность их здоровья, жизни и имущественных интересов. Таким образом, все органы опеки имеют право проводить инспекции и проверки, причем не только в случае работы с частными лицами-опекунами, но и в случаях с организациями, в стены которых были помещены подопечные. То есть проверка действительных условий жизни в детских домах, психлечебницах, домах престарелых и других подобных заведениях.

Широта полномочий органов опеки и попечительства обусловлена тем, что именно они устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетним или недееспособным лицом. При этом органы опеки имеют право лишать любых лиц, даже родных родителей, прав опеки, если жизни подопечного и его здоровью угрожает опасность. И именно они определяют возможность лиц стать усыновителями.

В обязанности органов опеки и попечительства входит также передача информации о подопечном при изменении им места жительства в соответствующие инстанции данного территориального субъекта России.

Что касается ответственности органов опеки и попечительства, то ей посвящена только одна статья ФЗ «Об опеке и попечительстве», которая гласит, что они несут ответственность за незаконные действия непосредственно органа или должностного лица органа в рамках гражданско-правовой ответственности за причиненный вред органами власти.


Обжаловать действие или бездействие органов опеки и попечительство можно в суде. Кроме этого, надзор за реализацией прав несовершеннолетних осуществляет прокуратура, которая также может осуществить защиту лиц, в отношении которых органами опеки и попечительства были совершены незаконные действия или бездействия.

Как видим из статьи, определяющей ответственность органов опеки и попечительства, данные органы и их должностные лица несут ответственность только в случае незаконных действий. Однако, анализ действующего федерального законодательства об опеке и попечительстве многие вопросы определяет не детально, при этом отмечая, что решения должны приниматься в интересах детей. в этой связи существует противоречивая судебная практика по поводу признания либо непризнания действия органов опеки и попечительства незаконными. Это касается и вопросов установления опеки, обеспечения жильем детей сирот и ряда других.

Заключение

Институт опеки и попечительства является важной составляющей в механизме защиты и охраны прав несовершеннолетних и недееспособных (либо ограниченного дееспособных) граждан. По своей сущности он призван восполнять дееспособность, которая в силу возраста либо болезни отсутствует у опекаемого лица. Данный институт играет большую роль в устройстве детей оставшихся без попечения родителей на индивидуальной основе в семью.

Институт опеки и попечительства, а также патронажа, которые в связи с последними изменениями законодательства в данной сфере стал самостоятельным, а не видовым институтом, имеет длительную историю и основан на межотраслевом регулировании с использование частноправовых и публично-правовых средств.

Опека и попечительство имеют разные назначения в гражданском и семейном праве, представляют собой деятельность государственных органов по защите прав и интересов недееспособных лиц, либо несовершеннолетних оставшихся без попечения родителей, форму защиты прав несовершеннолетних или совершеннолетних недееспособных лиц, а также восполнение дееспособности в участии в гражданско-правовых отношениях. Кроме этого, опека и попечительства представляет собой правовой институт, регулирующий сложные отношения по опеки и попечительству.

Опека и попечительство назначается над различными группами лиц, на разное время, в связи с этим она может быть классифицирована по различным основаниям. Новшеством в законодательстве также является договорная основа, и возможность осуществлять опеку и попечительство на возмездной основе.


Институт опеки и попечительства сочетает императивные (обязательные для сторон правила, безапелляционно установленные законом или иными правовыми актами, которые не могут быть изменены соглашением сторон) и диспозитивные начала, что позволяет ему одновременно учитывать интересы подопечных, опекунов, государства и общества в целом.

Анализ правоотношений в сфере опеки, позволил осуществить их классификацию по разным основаниям.

- по предмету правового регулирования - на материальные (основные) и процедурные (производные). К первым относятся правоотношения по поводу исполнения прав сторонами опеки. Ко вторым - правоотношения по поводу установления юридических фактов, установления опеки, ее отмены;

- по характеру осуществляемых функций – на регулятивные и охранительные.

- по степени определенности участников правоотношения - на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях точно определены все участники - правомочные и обязанные лица. В абсолютных правоотношениях известен лишь носитель субъективного права, а все остальные лица обязаны не препятствовать осуществлению этого права.

- по характеру действия обязанного лица - активные и пассивные. В первых обязанное лицо должно совершить определенные действия, а в других - воздерживаться от совершения конкретных действий.

- по количественному составу субъектов - простые (правоотношения только между двумя участниками) и сложные (правоотношения между тремя и более участниками).

Действия органов опеки и попечительства, направленные на достижение целей опеки и попечительства, по организационному признаку разделены в работе на три группы: направленные на установление, на контроль и на прекращение опеки и попечительства.

Анализ действующего федерального законодательства об опеке и попечительстве многие вопросы определяет не детально, при этом отмечая, что решения должны приниматься в интересах детей. в этой связи существует противоречивая судебная практика по поводу признания либо непризнания действия органов опеки и попечительства незаконными.

По нашему мнению, является не удачной законодательная конструкция определения прав опекаемых и лиц, находящихся под патронажем, так как специальная статья в федеральном законе «Об опеке и попечительстве» отсутствует. Также, по нашему мнению, в СК РФ необходимо восстановить ранее действующую статью, определяющую обязанности опекуна и попечителя, а также более подробно определить в отдельной статье права опекаемых.


Литература и нормативный материал

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. 5 апреля.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международные нормативные акты о правах человека. М., 1998.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.

Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ в ред. от 01.10.2019 // Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ в ред. от 29.05.2019// Российская газета N 17, 27.01.1996

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 26.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ в ред. От 04.11.2019 // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ в ред. от 04.11.2019 // "Российская газета", N 256, 31.12.2001

  1. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "Об опеке и попечительстве" // "Российская газета", N 94, 30.04.2008
  2. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 16.10.2019) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // "Российская газета", N 147, 05.08.1998.
  3. Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 680н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 N 30850)
  4. <Письмо> Минобрнауки России от 18.06.2013 N ИР-590/07 "О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (вместе с "Рекомендациями по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечению этих организаций к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей")

Судебная практика

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 (ред. от 17.12.2013) "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей"