Файл: Опекунство (общая характеристика) (Понятие опеки и попечительства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что опека и попечительство имеют разные назначения в гражданском и семейном праве, представляют собой сложные институты и представляют собой деятельность государственных органов по защите прав и интересов недееспособных лиц либо несовершеннолетних оставшихся без попечения родителей, форму защиты прав несовершеннолетних или совершеннолетних недееспособных лиц, а также восполнение дееспособности в участии в гражданско-правовых отношениях. Кроме этого, опека и попечительства представляет собой правовой институт, регулирующий сложные отношения по опеки и попечительству.

В российской правовой доктрине и в теоретической исследовательской литературе, «опека» и «попечительство», объединяются, нередко, в единое понятие «опека», под которым, прежде всего, понимается устройство граждан, нуждающихся в особой правовой защите ввиду их неполной гражданской дееспособности. В этом смысле опека и попечительство являются средствами восполнения недостающей дееспособности граждан. Именно в таком качестве институт опеки и попечительства и получил свое развитие как социальный и как правовой институт. Таким образом, с момента образования данных институтов, основной целью опеки и попечительства была и остается защита прав и законных интересов лиц, не обладающих полной гражданской дееспособностью. В российской правовой доктрине опека и попечительство также означают и форму устройства несовершеннолетних оставшихся без попечения родителей.

Опека и попечительство как в законодательном, так и в доктринальном плане рассматриваются как родовые понятия, которые охватывает приемную семью, патронат и иные формы семейного устройства детей, которые могут устанавливаться субъектам Федерации самостоятельно[15]. В законодательстве и практике устройства детей оставшихся без попечения родителей различаются индивидуальные формы устройства детей, т.е. патронатная семья, усыновление, которое является приоритетной формой и др. и неиндивидуальные - помещение ребенка в соответствующее учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В действующем законодательстве ученые отмечают сходство между физическим лицом – опекуном (попечителем) – и специальным детским учреждением, в котором пребывает ребенок. Данное сходство проявляется только в совпадении круга обязанностей по отношении к ребенку.


1.2. Правовое регулирование опеки и попечительства

Современные цивилизованные государства в своем законодательном регулировании внутригосударственных вопросов основываются на признанных международных Конвенциях, среди которых можно выделить Всеобщую декларацию прав человека (1948г.)[16], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.)[17], Конвенцию ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989г[18]. и другие[19]. Их значимость определяется тем, что в общих Конвенциях в сфере прав человека, определены основные приоритетные права, которые должны соблюдаться государствами, присоединившимися к данным Конвенциям. Специальный акт – Конвенция о правах ребенка, устанавливает такое значимое право, как право на воспитание в семье, а также обязанность государств по защите его прав.

Основным внутригосударственным актом в данной сфере является Конституция РФ[20], которая определяет, как нами отмечалось, равенство граждан, определяет Россию как социальное государство, как правовое государство, в котором действует приоритет защиты и охраны прав и свобод любого человека. Кроме этого, Основной закон определяет повышенную охрану несовершеннолетних, материнства и детства.

Основным правовым актом в сфере определения понятия, регулирования прав и обязанностей сторон отношений по опеке, попечительству и патронату, является СК РФ, особенности применения норм которого определены в Постановлении Пленума ВС РФ[21].

Большое значение в регулировании исследуемых институтов имеет ГК РФ, который, определяя понятие дееспособность, вводит несколько категорий: недееспособные, ограничено дееспособные, которые могут совершать определенные юридические действия с согласия своих законных представителей, и полностью дееспособные. При чем к последней группе могут быть отнесены и не достигшие возраста 18 лет, а в соответствии с действующим законодательством, эмансипированные.

Как нами отмечалось, с принятием Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»[22] законодатель признал, что патронаж не является формой попечительства. Несомненно, эта позиция законодателя является достижением цивилистической науки, поскольку еще при «старом» законодательстве некоторые авторы утверждали, что патронаж представляет собой новый институт гражданского права, посредством которого гражданам оказывается содействие в осуществлении их имущественных прав.


Исследуемые отношения, относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ, поэтому, в данной сфере действуют и не федеральные законы, а не противоречащие федеральным законам законодательные акты субъектов, среди актов Пермского Края можно выделить Закон «Об организации работы по опеке и попечительству в Пермском крае»[23] и др.

Среди актов федерального уровня также следует отметить и ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»[24]

Большое значение в данной сфере имеют подзаконные акты – Указы Президента и Постановления Правительства.

Охрана правоотношений в данной сфере осуществляется УК РФ[25], КоАП РФ[26].

Это, безусловно, далеко не полный перечень источников правового регулирования рассматриваемых в работе институтов. Однако, приведенные законодательные и подзаконные акты являются основными, определяющими как правовой статус сторон исследуемых отношений, так и их защиту и охрану. Следует отметить, что как и ГК РФ, СК РФ, так и ФЗ «об опеке и попечительству», в ряде норм делает отсылку, т.е. использует бланкетный способ построения норм правового регулирования, к другим действующим законодательным актам.

Следует отметить, что в советской науке не был выработан единый подход к определению места института опеки и попечительства. В.А. Рясенцев считал[27], что законодательство об опеке и попечительстве как особая совокупность норм включает семейно-правовой и гражданско-правовой институты опеки и попечительства. Таким образом, он допускал одновременное существование двух институтов опеки и попечительства, с чем нельзя согласиться, поскольку и гражданско-правовые, и установленные семейным законодательством обязанности опекунов охвачены общими задачам, общим назначением.

Институт опеки и попечительства сочетает императивные (обязательные для сторон правила, безапелляционно установленные законом или иными правовыми актами, которые не могут быть изменены соглашением сторон) и диспозитивные начала, что позволяет ему одновременно учитывать интересы подопечных, опекунов, государства и общества в целом. В Конвенции о правах ребенка провозглашено, что родители (усыновители, опекуны, попечители) несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны быть предметом основной заботы родителей, или заменяемых ими усыновителей, опекунов, попечителей. Это положение нашло закрепление не только в семейном законодательстве, но и в основных законах многих государств.


В юридической литературе по зарубежному праву опеку и попечительство прямо называют гражданско-правовым институтом, состоящий из комплекса мер охраны личных и имущественных прав несовершеннолетних[28]. Исходя из того, что нормы, регулирующие опекунские отношения, не действуют автономно, а является единым комплексом взаимодействующих и взаимосвязанных правовых элементов, каждый из которых сохраняет свои основные свойства и имеет целью обеспечение беспрепятственного осуществления имущественных прав определенных категорий лиц, институт опеки является комплексным правовым институтом. В результате такой комплексности и направленности устанавливается единый порядок регулирования опекунских правоотношений, достигается целостность и эффективность правового воздействия на их участников и других субъектов, вступающих с ними в гражданские правоотношения[29]. Считаем, что гражданско-правовыми необходимо признавать и те нормы, регулирующие отношения, связанные с установлением опеки над лицами, чья гражданская дееспособность ограничена и опеки над лицами, признанными судом недееспособными. Также следует отметить, что институт опеки и попечительства охватывает и административно-правовые нормы, регулирующие отношения между органами опеки и попечительства - с одной стороны и опекунами и попечителями - с другой.

Как видим из приведенного ранее перечня источников правового регулирования институтов опеки, его регулирование осуществляется как частноправовыми, так и публично-правовыми средствами. Такое законодательное регулирование, по нашему мнению, дает максимальную возможность одновременно достичь и цели индивидуализации данных отношений и определенного уровня защиты опекаемых и патронируемых, как более уязвимой сторона правоотношений.

Глава 2 Теоретико-правовая характеристика правоотношений по опеке, их возникновение, правовой статус сторон


2.1. Особенность правоотношений опеки и статус опекунов, попечителей и лиц в отношении которых осуществляется опека и попечительство

Понятие правоотношений в теории права является не только наиболее значимой категорией, но и той, по поводу определения которой многие десятилетия ведутся бурные научные дискуссии.

Наиболее распространенной точкой зрения является определение правоотношений как общественных отношений, урегулированных правовыми нормами. Таким образом, различие между общественными отношениями и правоотношениями заключается в отсутствии или наличии правового регулирования[30].

Рассматриваются правоотношения в двух смыслах: широком и узком. В широком понимании под правоотношениями понимается особая форма социального взаимодействия, при которой участники наделяются взаимными правами и обязанностями. Осуществление правоотношения обеспечивается самими его участниками, а не государством. Реализация субъективных прав и обязанностей в этом правоотношении не может противоречить воле государства и происходит в особом порядке. В этом случае правоотношения возникают не в смысле воздействия норм права на общественные отношения, а в связи с естественно-исторической необходимостью. В таком правоотношении реализуются естественные права человека.

Правоотношения в сфере опеки можно классифицировать на определенные виды по критериям, применяемым в теории права и гражданском и семейном праве. Каждый вид этих правоотношений, в свою очередь, делится на отдельные группы. Учитывая это, считаем, что возникающие правоотношения по опеке можно классифицировать следующим образом:

- по предмету правового регулирования - на материальные (основные) и процедурные (производные). К первым относятся правоотношения по поводу исполнения прав сторонами опеки. Ко вторым - правоотношения по поводу установления юридических фактов, установления опеки, ее отмены;

- по характеру осуществляемых функций – на регулятивные и охранительные.

Регулятивными являются такие правоотношения, которые возникают из правомерного поведения физических лиц и органов опеки и попечительства при реализации принадлежащих им прав и обязанностей. Охранительные правоотношения, наоборот, возникают в связи с не правомерным поведением субъектов рассматриваемых отношений и направлены на принудительное исполнение возложенных на них обязанностей и восстановления нарушенных ими прав и законных интересов.