Файл: Нормативно-правовое регулирование налогообложения деятельности банковских организаций в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-оформление операций по переуступке по кредитным соглашениям;

-купля-продажа ценных бумаг по поручению клиента за его счет;

-хранение ценных бумаг, тратт, векселей;

-предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

-консультационные, информационные услуги;

-услуги по повышению квалификации и подготовке кадров (в части дохода, полученного банком в виде возмещения сотрудниками оплаченных Банком услуг образовательных организаций по поручению этих сотрудников);

-услуги по инкассации, транспортировке наличных денег и других ценностей;

-услуги по сдаче в аренду имущества, в том числе по лизингу;

-купля-продажа валюты по форвардным и фьючерсным контрактам по поручению клиента за его счет;

-суммы, полученные от сотрудников в качестве возмещения за телефонные разговоры, осуществленные в личных целях данными сотрудниками;

-иные услуги, оказываемые банку, но фактически потребленные физическими лицами и в последующем возмещаемые данными лицами;

-получение банком от юридических лиц сумм в виде возмещения расходов, произведенных банком по хозяйственным операциям;

-получение банком сумм в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на имущество, оказанные услуги по операциям, которые являются объектом налогообложения. При этом суммы санкций, полученные по операциям, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), не являются объектом налогообложения.

Налогообложение производится по налоговой ставке 18%.

Таким образом, налоговая база по НДС и сам НДС составили.

Таблица 6 - Налоговая база по НДС и сам НДС за 2012-2015 гг.

Показатели

2012

2014

2015

Налоговая база, тыс. руб.

1760

2330

1935

НДС, тыс. руб.

316,8

419,4

348,3

Налогообложение имущества коммерческого банка - это форма изъятия в бюджет части прибыли банка в виде прямых платежей, исходя из суммы материальных и нематериальных активов. Объектом налогообложения для российских банков признается движимое и недвижимое имущество (включая объекты, переданные во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенные в совместную деятельность), учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета.


Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.[20]

В Новосибирской области ставка налога на имущество организаций устанавливается в размере 2,2%.

Налоговая база по налогу на имущество составила:

В 2012 г. – 105342 тыс. руб.

В 2014 г. – 132897 тыс. руб.

В 2015 г. – 126592 тыс. руб.

Таким образом, размер налога на имущество банка составил.

Таблица 6 - Размер налога на имущество банка

2012

2014

2015

Налог на имущество, тыс. руб.

2317,524

2923,734

2785,024

Так как у Доволенского отделения Сбербанка России нет ни собственных земельных участков, ни собственных транспортных средств, то отделение не облагается ни транспортным, ни земельным налогами.

Для расчета налога на доходы физических лиц по данному отделению банка недостаточно данных.

Таблица 7 - Структура основных налогов, уплачиваемых Доволенским отделением Сбербанка России за период 2012- 2015 гг.

2012

2014

2015

Налог на прибыль

4825,4

7091,8

6812

НДС

316,8

419,4

348,3

Налог на имущество

2317,524

2923,734

2785,024

Итого налогов

7459,72

10434,934

9945,324

Кроме того можно рассчитать абсолютный прирост и темпы прироста каждого налога (табл. 8)

Таблица 8 - Абсолютный прирост и темп прироста основных налогов, уплачиваемых Доволенским отделением Сбербанка России за период с 2012 по 2015 гг.

абсолютный прирост с 2012 по 2015 гг., тыс. руб.

Темп прироста с 2012 по 2015 гг., %

Налог на прибыль

1986,6

41,17

НДС

31,5

9,94

Налог на имущество

467,5

20,17

Итого

2485,6

33,32

Исходя из расчетов, можно сделать выводы о том, что большую часть в структуре налогов, уплачиваемых отделением банка, составляет налог на прибыль. При этом его темп прироста с 2012 по 2015 гг. составил 41,17%, т.е.налог на прибыль вырос на 43%, а значит и прибыль также увеличилась. Важное место в структуре занимает налог на имущество. Размер налога на имущество, уплачиваемого в бюджет, увеличился на 20,17%. НДС в структуре налогов занимает меньшее место, чем другие, поскольку большинство операций банка освобождаются от уплаты НДС.


Общая сумма уплаченных налогов с 2012 по 2015 гг. увеличилась на 33,32%.

Заключение

В контексте общего анализа экономических отношений между коммерческими банками и государством было проведено исследование действующей системы налогообложения коммерческих банков с целью выявления методик по совершенствованию этой системы и этих экономических отношений.

Формирование действующей налоговой системы привело к тому, что коммерческие банки и другие кредитные учреждения как субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налог на прибыль; налог на добавленную стоимость; налог на имущество; транспортный налог; ряд местных налогов. Наибольшую значимость и особенности исчисления кредитными организациями в Российской Федерации имеют налог на прибыль банков, налог на добавленную стоимость и налог на имущество банков.

Анализ налогообложения коммерческих банков и других кредитных учреждений в Российской Федерации позволяет сделать вывод о необходимости детального изучения правовых основ банковской деятельности. Банковский сектор не должен иметь каких-либо льгот и привилегий по линии налогообложения. Вместе с тем, условия налогообложения в отношении кредитных организаций не могут быть хуже, чем для других юридических лиц. Также необходимо устранять несовершенства законодательства, регулирующего банковские отношения.

Развитие банковского дела в России и совершенствование налоговой системы - два параллельных и взаимосвязанных пути. С помощью государственного регулирования налогообложения кредитных организаций, проявления стимулирующей функции налогов можно достичь значительных успехов в уменьшении финансового дисбаланса и стабилизации экономики.

Из конкретных направлений совершенствования действующего механизма налогового регулирования можно выделить следующие:

1. Расширение прав банков по созданию резервных фондов за счет себестоимости. Это позволит банкам более активно проникать на еще не освоенные рынки России (а впоследствии и зарубежные - особенно рынки развивающихся стран), принимать участие в кредитовании реального сектора экономики.

2. Ввести единый порядок учета для целей налогообложения процентов по привлеченным средствам - проценты по займам аналогично процентам по кредитам и депозитам должны уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Одной из главных остается проблема разработки стратегически грамотной, осмотрительной и последовательной учетной политики для целей налогообложения кредитной организации.


Крайне актуальным вопросом на данный момент является вопрос об изменении порядка учета доходов и расходов в целях расчета налога на прибыль.

Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что проведение рыночных преобразований в России невозможно без создания эффективной системы налогообложения, в том числе и в сфере налогообложения коммерческих банков. Проблема формирования доходов бюджета и собираемости налогов неразрывно связана с совершенствованием налоговой системы в целом, в том числе и с совершенствованием налогообложения кредитных организаций банковского типа и исполнения ими функций налоговых и расчетных актов.

Предлагаемые меры по совершенствованию налогообложения коммерческих банков помогут, на наш взгляд, решить некоторые назревшие проблемы в системе налогообложения, что в конечном итоге приведет к повышению стабильности в банковской сфере, являющейся главной целью реформирования налогообложения на 2015 и 2016 годов.

Библиография

  1. Шувалова Е.Б. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: учеб. пособие.// Т.А.Ефимова. – М.: изд.центр ЕАОИ, 2010. – 352 с.
  2. Дадашев А.З. Налогообложение коммерческих банков в РФ: учеб. пособие. – М.: «Книжный мир», 2015. – 88 с.
  3. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: уч.пособие. – М. Эксмо, 2009. – 480 с.
  4. Шувалова Е.Б. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: учеб. пособие.// под ред. Е.Б.Шуваловой. – 2-е изд. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 176 с.
  5. Ксенофонтов А.А. Структура основных налогов и сборов России: монография. – М. изд. «Палеолит», 2014. – 124 с.
  6. Муравлева Т.В.Налогообложение банков: учеб. пособие. – М.: 2015. – 79 с.
  7. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учеб. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 520 с.
  8. Иванов В.В Деньги, кредит, банки: учеб. – М.: Проспект.,2010. – 625 с.
  9. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2009. – 331 с.
  10. Колчин С.П. Налогообложение: учеб. пособие. – М.: ИПБ-БИНФА, 2015. – 144 с.
  11. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие. – М.: изд-во «МарТ»., 2015. - 367 с.
  12. Качур О.В Налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: «Кно-Рус», 2012. – 384 с.
  13. Налоговый кодекс РФ: части первая и вторая. – М.: изд. «Омега-Л, 2014. – 735 с.
  14. Сбербанк России: отделения и банкоматы. Режим доступа: http://www.sbrf.ru/novosibirsk/ru/about/branch/list_branch/ - Загл. с экрана.
  15. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-o-bankah/ - Загл. с экрана.
  16. Федеральная налоговая служба. Режим доступа: http://www.nalog.ru
  17. Росстат. Режим доступа: https://www.gks.ru
  18. Банк России. Режим доступа: http://www.cbr.ru/
  19. http://slovari.yandex.ru
  20. Клюкович С.В. Налогообложение коммерческих банков в российской налоговой системе// Terra Economicus 2012 № 1-2. – Ростов-на-Дону.: изд. «Южный федеральный университет» – 70-72 с.
  21. Романовский М.В. Факторы обеспечения устойчивости национальной финансовой системы//Известия Санкт-Петербургского экономики и финансов 2014 №3 – Спб.: изд. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. – 15-26 с.
  22. Романовский М.В., Иванова Н.Г. Финансовая система и финансовая безопасность России// Балтийский экономический журнал 2009 №2– Спб.: изд. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. – 19-30 с.
  23. Алиев Б.Х., Аликберова А.М. Основные направления совершенствования налогового регулирования банковской деятельности на современном этапе//Финансы и кредит 2014 №28. – М.: Издательский дом «Финансы и кредит". – 10-14 с.
  24. Арсланбекова А.З. Правовое регулирование ответственности банков за нарушение законодательства о налогах и сборах. //Вестник Дагестана 2009 №2. – Дагестан.: Дагестанский государственный университет. – 50-55 с.
  25. Борцова Е.С. Уплата налогов с помощью современных услуг банка//Альманах современной науки и образования 2014 №2.- М.: Грамота. – 122-124 с.
  26. Моисеев С.Р. Специальное налогообложение банков.// Банковское дело 2010 №9. – М.: Капитал-Инфо. – 34-38 с.
  27. Абидова И.К. Особенности налогообложения коммерческих банков// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований 2010 №8. – Пенза: Издательский Дом "Академия Естествознания". – 143-144 с.
  28. Борисенко С.П. Развитие реформ в сфере налогообложения коммерческих банков // Балтийский экономический журнал 2012 №1 (июнь). – Калининград: Балтийский институт экономики и финансов. – 14-17 с.
  29. Мотовилова О.А. Особенности налогообложения коммерческих банков // Инновационное развитие экономики 2012 №5. – Йошкар-Ола: Научно-консалтинговый центр. - 44-46 с.
  30. Клюкович С.В. Воздействие государства на развитие банковского налогообложения// Вестник РИНХ 2010 № 32. – Ростов-на-Дону.: изд. «РИНХ» – 173-180с.
  31. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.