Файл: Нормативно-правовое регулирование налогообложения деятельности банковских организаций в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях рыночной экономики деятельность банковского сектора имеет огромное значение. Все, что происходит в банковской системе, так или иначе, затрагивает всю экономику в целом. С точки зрения налоговой системы банковский сектор является значительным источником налоговых поступлений во многих странах. Помимо функций налогоплательщика, банки выполняют в налогообложении функцию экономического агента и платежного посредника, что накладывает на них особую ответственность. Поэтому налоговая политика государства в условиях рыночной экономики направлена на поощрение и финансовую поддержку банковского сектора.

Я считаю данную тему актуальной, так как банки все больше и больше проникают в нашу жизнь, а также являются своего рода связующим звеном в хозяйственной деятельности страны. А эффективное налогообложение банковского сектора является одним из условий успешного функционирования банковской системы, а значит и всей экономики в целом.

Цель данного исследования – подробно проанализировать особенности определения налоговой базы НДС банками. Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • оценить роль налогообложения банковского сектора в налоговой системе РФ;
  • рассмотреть нормативно-правовое регулирование налогообложения деятельности банковских организаций в РФ;
  • проанализировать общий и специальные режимы уплаты НДС банками;
  • проанализировать систему налогообложения, и в т.ч. особенностей НДС в отдельно взятой организации (Доволенское отделение Сбербанка России).

Предметом данного исследования является налоговая база НДС. В качестве объекта исследования рассматривается финансово-экономическая деятельность организаций банковского сектора.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

В ходе проведенного исследования применены следующие методы исследования: индуктивные, дедуктивные, математические и статистические методы, а также теоретические, включающие в себя изучение литературы.

При написании курсовой работы использованы книги и учебники отечественных авторов, журнальные статьи, налоговый кодекс РФ, информация с сайтов Федеральной налоговой службы, Сбербанка РФ.

Глава 1 Теоретические основы налогообложения банковского сектора


1.1.Роль налогообложения банковского сектора в налоговой системе РФ

Налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства. В рыночной экономике налоги – один из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы.[1]

Отношения, возникающие между государством в лице его органов законодательной и исполнительной власти и налогоплательщиками, по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов на территории данного государства, являются налоговыми отношениями.  
Лиц, являющихся участниками налоговых отношений, можно подразделить на две основные группы:

1. Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, которое вводит те или иные налоги и сборы, взимает их и контролирует правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджеты различных уровней. 

2. Хозяйствующие субъекты, т. е. налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты, которые обязаны в силу закона правильно исчислять и своевременно перечислять налоги и сборы в соответствующие бюджеты. 

Банк как участник налоговых отношений относится ко II группе.

Банк — особый кредитный институт, специализирующийся на аккумулировании денежных средств и размещении их от своего имени с целью извлечения прибыли. Основным назначением банков является посредничество в платежах и в кредите. [2]

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации банки – коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации.[3] Таким образом, понятие «банк» в налоговом законодательстве включает также и небанковские кредитные организации.

Банки являются непростыми участниками налоговых правоотношений, которым принадлежит особая роль в финансово-кредитной сфере и экономической системе страны. «Посредническая» миссия банков в экономической системе позволяет налоговым органам в установленном порядке использовать банковскую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, принуждения налогоплательщика выполнять свои обязательства перед государством и его бюджетной системой.  


Таблица 1 – Состав налоговых отношений

Роль банков в системе налоговых отношений

Состав налоговых отношений

  1. Банки в роли:
    1. налогоплательщиков;
    2. налоговых агентов.
    1. Налоговые отношения банков с государством в качестве налогоплательщиков.
    2. Налоговые отношения банков с государством в качестве налоговых агентов по исчислению, удержанию у источника выплаты дохода и перечислению налогов в бюджетную систему.
  1. Банки в роли финансовых посредников между государством и другими налогоплательщиками.
  1. Налоговые отношения банков в части исполнения в установленные сроки поручений налогоплательщиков по уплате налогов и сборов в бюджетную систему.
  2. Налоговые отношения банков по учету открываемых налогоплательщиками счетов и контролю за соблюдением законодательства по налогам и сборам банков при осуществлении расчетных и кассовых операций.

Таким образом, в своей деятельности банк выступает одновременно налогоплательщиком по своим налоговым обязательствам, налоговым агентом и лицом, способствующим уплате налогов другими налогоплательщиками, являясь финансовым посредником между конкретным налогоплательщиком и государством.[4]

Налоговый Кодекс в отдельных статьях устанавливает статус, права и обязанности коммерческих банков, что фактически определяет их важнейшую роль в отечественной налоговой системе.[5]

Налогообложение в свою очередь оказывает существенное влияние как на функционирование банковской системы, так и на экономику страны в целом. Налоги в силу их экономической сущности не могут носить адресный характер как инструменты, применяемые Банком России. Тем не менее недооценивать их влияние на функционирование банковской системы страны нельзя. Налоги влияют на ликвидность кредитных организаций, с их помощью можно регулировать рентабельность операций банков (делая их невыгодными для банков, например, через обложение НДС, как это происходит с рынком драгоценных металлов, или, наоборот, повышая их привлекательность), они оказывают воздействие на размер собственных средств банков, влияния на их стабильность и устойчивость.[6]

Налоги в банковской системе занимают важное место как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства и призваны наилучшим образом обеспечить:


1. Фискальную политику, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (федеральном, республиканском, краевом. областном, местном), необходимых для финансирования различных мероприятий. осуществляемых за счет государственного и местного бюджетов.

2. Взаимоотношения предприятий с бюджетом. Переход к налоговым методам регулирования финансовых взаимоотношений государства с предприятиями предполагает единство калькулирования затрат на производство и реализацию продукции и исчисления прибыли.

3. Защиту хозрасчетных, коммерческих интересов предпринимателя (предприятия) и покупателей в условиях рыночной экономики.

4. Создание мотивации в связи со стремлением получить прибыль для внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции.

5. Формирование косвенных методов регулирования перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения приоритетного развития отдельных отраслей, народнохозяйственных комплексов и регионов, важнейших научно-технических программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений, реализации экономической политики государства. Это достигается при помощи различных льгот и пониженных ставок налогообложения.

6. Проведение (через ставки, льготы) антимонопольной политики, ограничение экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, включенных в государственный реестр России.

7. Приближение методов распределения доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой, что является одной из экономических предпосылок участия в мирохозяйственных связях. Однако это в полной мере может быть решено лишь при сопоставимости других показателей и, в первую очередь, уровня оплаты труда.

Банковская деятельность имеет свою специфику, которая учитывается при разработке порядка исчисления налога на прибыль, например, при определении налогооблагаемой базы, при предоставлении льгот по налогу на прибыль и т.д.[7]

Наиболее отражаются на деятельности банков налог на прибыль и единый социальный налог. Но с точки зрения налогового регулирования банковской деятельности особое значение имеют налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.[8]

Нормативно-правовое регулирование налогообложения деятельности банковских организаций в РФ


Российская банковская система, является важнейшим институтом, обеспечивающим денежно-кредитные отношения субъектов рыночной экономики.

Основными нормативными документами, регулирующими банковскую деятельность, является Закон РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», а также Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Кредитные организации – юридические лица, уплачивают налоги в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.[9]

Налоги, уплачиваемые кредитными организациями:

- как налогоплательщиком:

  1. налог на прибыль организаций;
  2. налог на имущество организаций;
  3. транспортный налог (при наличии транспортных средств);
  4. земельный налог (при наличии в собственности земельных участков);
  5. государственная пошлина (при осуществлении юридически значимых действий);

- как налоговым агентом:

1) налог на доходы физических лиц;

2) налог на добавленную стоимость.

Основным налогом, который уплачивают кредитные организации, является налог на прибыль организаций. В налоговом законодательстве особенности исчисления налога на прибыль кредитными организациями предусмотрены отдельными статьями 25 главы НК РФ.

Следует также отметить, что по операциям, не связанным с банковской деятельностью (консультационные, информационные услуги и др.), кредитные организации могут уплачивать налог на добавленную стоимость.[10]

Главой 25 Налогового кодекса РФ предусмотрены общие положения взимания налога на прибыль с организаций, а также особенности формирования доходов и расходов, налогооблагаемых баз для отдельных видов деятельности.

Прибыль - одно из ключевых показателей эффективности деятельности предприятия. Бухгалтерские приемы, устанавливающие порядок получения доходов и списания затрат, имеют, с одной стороны, прямую связь с формированием финансового результата предприятия или банка, а с другой, - с его налогообложением. Поэтому, изменяя учетную политику в дозволенных законом рамках, можно выбирать наиболее выгодный для себя способ учета - тот, который несколько улучшает финансовое положение, или тот, который позволяет снизить налог на прибыль.

Однако наиболее типичным моментом при принятии решения о величине прибыли является минимизация налогообложения. Исходя из этого формирование учетной политики зачастую связано с возможностью получения налоговых экономий вследствие уменьшения балансовой прибыли и изменения сроков уплаты налога на прибыль. Такое положение (в отличие от западной классической схемы) приводит не к прозрачности отчетности, а, наоборот, - к искажению учетных данных о реальном финансовом состоянии объекта.