Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации (Понятие и признаки государственного управления и муниципального управления (.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Организационные основы и взаимодействие Государственного и Муниципального управления
1.1 Понятие и признаки государственного управления и муниципального управления (самоуправление)
Глава 2 Сферы государственного и уровня управления
2.1 основа местного в контексте органов государственной и органов самоуправления
2.2 Органов государственного и органов самоуправления в сфере
3 Пути оптимизации органов государственной с органами самоуправления
Вместе с тем местное самоуправление не может противостоять государственной власти, поскольку оно обязано действовать в рамках федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства, актов субъектов РФ. Речь не может идти об абсолютном разделении государственного управления и местного самоуправления.
Местное самоуправление рассматривается Конституцией как одна из основ государственного устройства России. Согласно ст.12 Конституции РФ в «Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Это означает, что без местного самоуправления Россия не может быть демократическим правовым государством, а ограничение его прерогатив должно рассматриваться как посягательство на основы конституционного строя РФ.
Конституция РФ в статье 18 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. В отношении местного самоуправления это конституционное требование не просто является дополнением к государственным процедурам обеспечения соблюдения и защиты прав и свобод, а отражает и сущность и целевое предназначение муниципальной власти как самостоятельной формы народовластия.
Установление «пределов полномочий» едва ли не самое сложный процесс, здесь возможно чрезмерное разнообразие вариантов, поскольку установление общих принципов местного самоуправления согласно Конституции входит в совместное ведение Федерации и её субъектов (п.1 ст.72). Однако, органы местного самоуправления вправе самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью и решать ряд вопросов по развитию систем обслуживания населения . Вмешательство в эти вопросы органов государственной власти субъектов Федерации или самой Федерации недопустимо, так как местное самоуправление не только берёт на себя решение всех вопросов местного значения, но и позволяет федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов сконцентрироваться на решении общегосударственных и региональных проблем.
Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что местное самоуправление осуществляется как непосредственно – путем выборов, местного референдума, собрания (сходов), – так и через выборные и другие органы местного самоуправления, а также органы территориального общественного самоуправления.
Местное самоуправление занимает особое место в общей системе управления государством. Оно осуществляет связь между государством и населением. Местное самоуправление обладает всеми признаками власти и прежде всего главным - обязательностью его решений для населения, проживающего на территории муниципального образования. Осуществление местного самоуправления обеспечивается посредством реализации функций муниципального управления. Для этого муниципальными сообществами создаются органы местного самоуправления. Являясь неотъемлемой частью общего механизма управления государством, местное самоуправление имеет отличительные особенности от органов государственной власти, а именно[8]:
- является властью подзаконной, действующей в рамках законодательства, принимаемого органами государственной власти;
- возникает лишь в том случае, когда определены предметы его ведения;
- должно иметь достаточные собственные материально-финансовые ресурсы для решения вопросов местного значения;
- требует обязательного наличия представительства населения в муниципальных органах власти.
В настоящих условиях формирования российской государственности местное самоуправление признается самостоятельной властью, производной от государственной, действующей с позволения государства и в рамках государственных законов.
Определение предметов ведения органов местного самоуправления происходит как за счет предложений населения соответствующей территории, так и в русле единой государственной политики. Государство возлагает на органы местного самоуправления право и обязанность ответственно исполнять часть общественных дел самостоятельно и ряд государственных функций с передачей или делегированием полномочий по принятию от имени государства общеобязательных решений.
Таким образом, муниципальное управление - это деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах; организованный процесс руководства, регулирования и контроля со стороны органов местного самоуправления за развитием общественной жизни на данной территории.
Государственное и муниципальное управления различаются не только тем, что осуществляются на разных уровнях организации власти, но также отличаются по целям, задачам, субъектам и объектам управления, реализуемым функциям, полномочиям и управленческим технологиям и процедурам. В рамках государственного управления реализуются функции управления в различных сферах общественной жизнедеятельности: политической, экономической, социальной и т.д.
1.2 Принципы взаимодействия
Государственное управление подразумевает не только управляющее воздействие, но и организационное сотрудничество государства и его субъектов с местным самоуправлением, обеспечивающее целенаправленное и эффективное функционирование муниципальных образований. В прямых связях основными являются управляющие воздействия. В обратных связях на первое место выдвигаются моменты сотрудничества и взаимодействия, инициативы снизу, восприятия и результативность прямых связей. В системе государственного управления, важное значение имеет оптимальное сочетание прямых и обратных связей.
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления подразумевает, что они как партнеры, по крайней мере, равны в отношении главного объекта управления, и оно осуществляется ради достижения общей цели – повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом.
Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место практически на всех этапах развития местного самоуправления как в России, так в других странах.
Конституция России закрепила организационную обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, но на практике эффективное управление во всех сферах жизни общества невозможно без четко отлаженного механизма их взаимодействия. Большинство наших неудач в экономике, социальной сфере связано именно с тем, что этот механизм дает сбои[9].
Очевидным является тот факт, что вопросы местного значения неотделимы от государственного интереса, не остаются и не могут остаться без влияния государства.
На федеральном уровне в отношении местного самоуправления решаются две задачи - обеспечение гарантий местного самоуправления и выработка единой государственной политики в сфере местного самоуправления. Они решаются следующими способами:
1) на федеральном уровне законодательно устанавливается общие принципы организации местного самоуправления;
2) федеральные органы государственной власти принимает программы государственной поддержки местного самоуправления;
3) для обеспечения федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" принимаются ряд федеральных законов.
В становлении и развитии местного самоуправления большую роль играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Взаимодействие последних с органами местного самоуправления в значительной степени определяет эффективность осуществления региональной политики - решения экономических, политических и социальных проблем развития муниципального образования и субъекта в целом. С другой стороны, такое взаимодействие обеспечивает результативность муниципальной политики, способствуя через решение вопросов местного значения реализации государственных задач: укрепление основ народовластия, создание условий для обеспечения жизненных интересов населения, проведение мероприятий по социальной защите населения, стабилизация политической системы, подготовка кадров для муниципальных органов.
Признание местного самоуправления означает, что государство видит в нем некий социальный институт, не обладающий свойствами государственной структуры. Децентрализация управления - это способ не просто сохранения целостности России, но и эффективной защиты общества и граждан, гармоничного развития духовных, культурных, экономических связей между всеми частями Российского государства.
Взаимодействие самоуправления с верховной властью прослеживается с самого начала зарождения государства на Руси. Действовавшее на Руси общинное самоуправление, земство всегда находились в тесном контакте с городским вече и княжеской властью. Они как бы поддерживали и уравновешивали друг друга.
Сегодня взаимодействие региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на основе принципов:
- законности,
- сочетания интересов населения субъекта и соответствующего муниципального образования, учета исторических и местных традиций,
- самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий,
- взаимного согласия органов государственной власти и органов местного самоуправления при выработке совместного решения;
- обеспеченности финансовыми и материальными ресурсами при реализации вопросов, требующих совместного решения,
- добровольности заключения договоров и соглашений; -взаимной ответственности,
- гласности.
Содержание и характер полномочий региональной власти позволяет на их основе определить основные направления взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации органов местного :
1) правовое регулирование и деятельности самоуправления и исполнения соответствующего ;
2) разработка и региональных программ местного самоуправления,
3) разграничения компетенции органов и местного самоуправления,
4) финансово-экономической местного самоуправления,
5) сохранению и исторических и местных традиций,
6) прав граждан осуществление местного .
Глава 2 Сферы государственного и уровня управления
2.1 основа местного в контексте органов государственной и органов самоуправления
Крупным , который должно государство во с местным , является формирование базы местного . Попытаемся сформулировать подходы к необходимой базы отметим два проблемы - формирование основы местного и формирование материальной базы.
формировании финансовой местного самоуправления контексте взаимодействия государственной власти органов местного требуют решения вопроса: как рационально разделить доходов между субъекта Российской и местными , и каковы взаимодействия уровней при закреплении источников местных [10].
К органам власти РФ, реализацию и проведения единой политики, относятся:
1) (представительные) органы. соответствии с . «а» п. 1 . 114 Конституции РФ ведении Государственной РФ находятся и утверждение бюджета, отчета его исполнении, нормативно-правовых по бюджетным , рассмотрение и отчета об внебюджетных государственных фондов и другие функции[11]. роль отводится Государственной Думы бюджету, налогам, и финансам Комитету Совета по бюджету, , валютному и регулированию; 2) исполнительные . Среди них исполнительный орган компетенции - Правительство , которое в с Законом Правительстве РФ контроль за и исполнением бюджета, проведением финансовой, кредитной денежной политики, валютный контроль. этого, Правительство обладает правом и контролировать федеральных исполнительных отраслевой компетенции, также исполнительных общей и компетенции субъектов .
Значительная роль федеральных органов области бюджетного отведена отраслевым органам - таким : Министерство финансов , Федеральная налоговая , Контрольно-ревизионное , Федеральное казначейство др. Помимо органов, некоторыми в области дела обладает контрольное управление РФ. Кроме , согласно п. 5 . 101 Конституции РФ осуществления контроля исполнением федерального Совет Федерации Государственная Дума Счетную палату [12].