Файл: Организация кассовой работы в банке (Сущность и функции расчетно-кассовых операций).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты расчетно-кассового обслуживания физических и юридических лиц
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций
1.2 Кассовые операции: понятие, виды и порядок ведения
Глава 2. Анализ проведения расчетно-кассовых операций Сбербанка России
2.2 Анализ проведения кассовых операций за 2016-201гг. ПАО Сбербанка России
Глава 3. Направления совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов банка
3.1 Перспективы развития расчетно-кассового обслуживания юридических лиц
3.2 Пути совершенствования расчетно-кассового обслуживания Сбербанка РФ
О росте результативности деятельности банка также можно судить по динамике численности его клиентов.Численность активных клиентов банка из года в год увеличивается. В 2017 г. численность активных розничных клиентов составила 83,2 млн. чел, а численность активных корпоративных клиентов 1,8 млн. Корпоративные клиенты делятся банком на группы в зависимости от их потребностей: «Малый и микробизнес», «Крупный и средний бизнес», «Региональный государственный сектор», «Оборонно-промышленный комплекс», «Крупнейшие клиенты».
В целях привлечения клиентов и расширения доступа к услугам банка Сбербанк продолжает совершенствовать дистанционные каналы обслуживания. Изменение доли продаж в удаленных каналах обслуживания показано на рисунке 3.
Из данного рисунка видно, что к 2017 г. по сравнению с предыдущим периодом доля продаж в удаленных каналах обслуживания увеличилась почти в 2 раза и составила 32,3%. При этом число клиентов удаленных каналов за год увеличилось с 38,8 млн. чел. до 47,4 млн. чел.
Рисунок 2. Доля продаж в удаленных каналах обслуживания ПАО «Сбербанк»
Для обобщения экономических показателей ПАО «Сбербанк» рассмотрим его позиции в наиболее значимых рейтингах банков: рейтинги по сумме активов, капитала (и его составляющих), привлеченных средств, ликвидных, ссудных и других активов (таблица 2).
Таблица 2
Оценка рейтинговых позиций ПАО «Сбербанк»
№ п/п |
Название рейтинга |
Значение на 01 Января 2017 г. (тыс.руб.) |
Позиция в рейтинге |
1 |
По активам агрегированного баланса |
23 101 733 627 |
1 |
2 |
по активам структурного баланса |
22 877 854 629 |
1 |
3 |
по активам формы 806 (очищенных от резервов) |
22 350 310 023 |
1 |
4 |
по капиталу (по ф. 123 и 134) |
3 143 379 443 |
1 |
5 |
по капиталу (по ф.123 - "Базель-III") |
3 143 379 443 |
1 |
6 |
по источникам собственных средств (из ф.101) |
2 842 091 686 |
1 |
7 |
по прибыли до налогообложения |
666 347 329 |
1 |
8 |
по прибыли текущего года после налогообложения |
516 987 788 |
1 |
9 |
по расчетным счетам юридических лиц |
2 593 271 335 |
1 |
10 |
по обороту по расчетным счетам юридических лиц |
21 204 937 884 |
1 |
11 |
по вкладам физических лиц |
11 278 299 052 |
1 |
12 |
по всем привлеченным средствам |
18 438 580 724 |
1 |
13 |
по средствам в кассе |
500 200 236 |
1 |
14 |
по обороту средств в банкоматах |
2 958 539 014 |
1 |
15 |
по средствам на корсчете в Банке России |
812 236 451 |
1 |
16 |
по кредитам предприятиям (юр.лицам и ИП) |
10 429 463 849 |
1 |
17 |
по потребительским кредитам (физ.лицам) |
4 336 331 349 |
1 |
18 |
по вложениям в ценные бумаги |
2 778 532 534 |
1 |
19 |
по вложениям в имущество |
515 173 687 |
1 |
Из таблицы видно, что в ведущих рейтингах банков РФ ПАСО «Сберабанк» занимает лидирующие позиции.
2.2 Анализ проведения кассовых операций за 2016-201гг. ПАО Сбербанка России
При составлении расчета по кассовому обслуживанию используются следующие показатели:
привлечение вкладов населения;
поступления безналичными перечислениями в уплату за товары;
денежные подкрепления, полученные от предприятий;
Принятая в расчете сумма подкреплений или сдаваемых излишков, должна быть отражена в тех же размерах в расчете прогноза по операциям предприятий;
поступления от погашения кредитов;
суммы выплат заработной платы своим работникам, пенсий и пособий из федерального бюджета;
суммы поступлений торговой выручки, квартирной платы и коммунальных платежей, выручки от предприятий, оказывающих прочие услуги;
безналичные перечисления во вклады заработной платы рабочих и служащих;
сальдо прочих операций (по приходу или расходу).
В отделении Сберегательного банка ежедневно составляется кассовый план на следующий рабочий день.
Таблица 3
Кассовый план отдела кассовых операций на 18 декабря 2017г. (тыс. руб.)
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
Планируемый клиентский приход (ОПВ, РКО) |
4550,00 |
Остаток наличных денег по состоянию на 18-00 |
450,00 |
Планируемый остаток на конец дня в кладовой |
- |
Планируемый остаток на утро следующего дня |
6000,00 |
Поступление денежной наличности в вечернюю кассу |
5000,00 |
Общая заявка на следующий рабочий день |
11000,00 |
Подкрепление в РКЦ |
- |
Вывоз в РКЦ |
- |
Установление лимитов происходит с целью оптимизации остатков наличных денежных средств в кассе и затрат на инкассацию по отделениям Сберегательного банка с учетом необходимости качественного и своевременного обслуживания клиентской базы и ограничения неработающих активов.
Максимальный лимит остатка кассы рассчитывается на основе оптимизации соотношения расходов отделения по вызову или подкреплению денежной наличностью и недополученными доходами от возможного размещения временно свободных наличных денежных ресурсов по каждому внутреннему структурному подразделению территориального банка, отделения Сберегательного банка и операционному отделу отделения.
Лимит максимального остатка кассы отделений рассчитывается отдельно в иностранной валюте и в рублях по формуле:
Limрасч (i) =, где
Limрасч (i) - расчетный лимит максимального остатка кассы.
qоптим - количество инкассаций;
N - фактическое количество рабочих дней в расчетном периоде;
- среднедневной расход наличности в расчетный период;
- среднедневной приход наличности в расчетный период;
mod - модуль числа.
Максимальный лимит остатка денежной средств в отделе кассовых операций устанавливаются экспертным путем в размере необходимом для организации кассового обслуживания филиальной сети и клиентской базы с учетом следующих факторов:
состава клиентской базы;
от объема инкассируемой денежной наличности, подготовка разменной монеты для отправки в торговые организации;
от особенностей налично-денежного обращения, в том числе в иностранной валюте.
Лимит максимального остатка денежной наличности в отделе кассовых операций не может превышать 30% от суммы расчетных лимитов.
Для головных отделений, осуществляющие кассовые операции с денежной наличностью других отделений остаток денежной наличности не может превышать 50% от суммы расчетных лимитов.
Лимит максимального остатка денежной наличности в кассе устанавливается в размере меньшем либо равным арифметической сумм, операционного отдела и отдела кассовых операций, скорректированной на коэффициент динамики:
Lim (ВОСБ) где
Кдин. - коэффициент динамики.
Коэффициент динамики - это отражение тенденций среднедневных объемов расхода денежной наличности по отделению.
Рассчитывается отдельно в рублях и в иностранной валюте по формуле:
Кдин = где,
р (ОСБ) - это среднедневной расход наличности в расчетном периоде;
- р пред (ОСБ) - среднедневной расход наличности в предыдущем расчетном периоде.
Лимиты максимального остатка кассы отделений устанавливаются и пересматриваются уполномоченным органом территориального банка, в подчинении которого находятся данные отделения.
При установлении лимитов необходимо принимать во внимание следующие факторы:
Наличие круглосуточной физической охраны кассового узла и внутреннего структурного подразделения;
размер кладовой ценностей отделения;
максимальный расход и приход по кассе за расчетный период;
экономическую целесообразность кассового узла в отделении;
оптимальность существующих маршрутов инкассации;
состав клиентской базы;
виды и количество иностранных валют, в которых отделение совершает валютно-обменные операции и вклады;
уровень развития регионального межбанковского рынка банкнотных сделок.
Органом территориального банка может быть принято решение, разрешающее отделениям превышения установленных лимитов в следующих случаях:
приход денежной наличности в кассу пересчета по понедельникам;
получение денежной наличности для выплаты значительных сумм по вкладам, а также предварительная подготовка сумм для выплаты пособий пенсий, заработной платы бюджетным и другим организациям;
значительное поступление как рублевых, так и валютных средств по валютно-обменным операциям.
Пересмотр лимитов максимального остатка кассы осуществляется раз в полугодие в последнем месяце текущего полугодия на основании статистических данных за расчетный период.
Вся информация об лимитах доводится до организационно подчиненных отделений не позднее 25-ого числа последнего месяца полугодия.
Контроль за соблюдением установленных лимитов отделения осуществляется на основании балансовых данных, исходя из ежеквартальных остатков.
Структура приходных и расходных кассовых операций банка ведется в банковской ведомости "Учет кассовых операций".
ЦБ РФ установлена пятидневная отчетность по этой ведомости, что позволяет ему определить эмиссионный результат.
Расчетно-кассовый центр и Центральный Банк РФ также осуществляет кассовое обслуживание.
Особенностью формирования результатов расчетно-кассового центра является возможность привлечения денежных средств из хранилищ - резервных фондов, что является не просто возврат денег в обращение за счет выручки, а привлечение дополнительных денежных ресурсов.
Недостатком ресурсов расчетно-кассового центра является пополнение только за счет перечисления средств из резервных фондов, по специальному разрешению Центрального Банка Российской Федерации.
Анализа расчетно-кассового обслуживания параграф не содержит, лучше назвать - Организация расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке
Глава 3. Направления совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов банка
3.1 Перспективы развития расчетно-кассового обслуживания юридических лиц
В настоящее время формы организации безналичных расчетов и в платежные системы, соответствуют современным стандартам, поэтому прежде всего остановимся на совершенствовании организации расчетного и кассового обслуживания.
Электронные расчеты - это расчеты, проводимые с помощью электронных устройств и средств связи.
Данный способ расчетов широко развивается, и существуют такие его виды и формы, как расчеты с помощью интернета и компьютеров, электронные деньги, расчеты с использованием смарт-карт и электронных чеков.
Использование электронных технологий позволяет банкам не только увеличивать скорость расчетов, но и обеспечивать при этом дополнительные удобства для клиентов, предоставлять возможность управления средствами на своих счетах непосредственно со своего рабочего места, и в режиме реального времени.
Система "Банк-Клиент" - это программно-технический комплекс, который позволяет юридическому лицу передавать информацию в обслуживающий его банк, в электронной форме расчетные документы. Основанием для применения расчетных документов является договор между банком и клиентом.
Для работы с данной системой в компьютер клиента загружается специальная программа. Связь с банка осуществляется через телефонную сеть с помощью модема. Каждому клиенту системы "Банк-Клиент" присваивается идентификационное имя и пароль, без них связь с банком невозможна.
Безопасность передачи расчетных документов осуществляется за счет использования специального алгоритма и проверки контрольного ключа по всем реквизитам этих документов. Помимо этого, подлинность расчетных документов и передаваемой информации подтверждается с помощью электронно-цифровой подписи клиента, которая представляет собой набор математических символов.
Преимущество систем "Банк-клиент" заключается в том, что клиенту для непосредственной работы с клиентской частью системы не требуется постоянное подключение к банковской части системы ДБО (дистанционное банковское обслуживание).
У дистанционного банковского обслуживания через Интернет есть ряд как преимуществ, так и недостатков: