Файл: Организация кассовой работы в банке (Сущность и функции расчетно-кассовых операций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О росте результативности деятельности банка также можно судить по динамике численности его клиентов.Численность активных клиентов банка из года в год увеличивается. В 2017 г. численность активных розничных клиентов составила 83,2 млн. чел, а численность активных корпоративных клиентов 1,8 млн. Корпоративные клиенты делятся банком на группы в зависимости от их потребностей: «Малый и микробизнес», «Крупный и средний бизнес», «Региональный государственный сектор», «Оборонно-промышленный комплекс», «Крупнейшие клиенты».

В целях привлечения клиентов и расширения доступа к услугам банка Сбербанк продолжает совершенствовать дистанционные каналы обслуживания. Изменение доли продаж в удаленных каналах обслуживания показано на рисунке 3.

Из данного рисунка видно, что к 2017 г. по сравнению с предыдущим периодом доля продаж в удаленных каналах обслуживания увеличилась почти в 2 раза и составила 32,3%. При этом число клиентов удаленных каналов за год увеличилось с 38,8 млн. чел. до 47,4 млн. чел.

Рисунок 2. Доля продаж в удаленных каналах обслуживания ПАО «Сбербанк»

Для обобщения экономических показателей ПАО «Сбербанк» рассмотрим его позиции в наиболее значимых рейтингах банков: рейтинги по сумме активов, капитала (и его составляющих), привлеченных средств, ликвидных, ссудных и других активов (таблица 2).

Таблица 2

Оценка рейтинговых позиций ПАО «Сбербанк»

№ п/п

Название рейтинга

Значение на 01 Января 2017 г. (тыс.руб.)

Позиция в рейтинге

1

По активам агрегированного баланса

23 101 733 627

1

2

по активам структурного баланса

22 877 854 629

1

3

по активам формы 806 (очищенных от резервов)

22 350 310 023

1

4

по капиталу (по ф. 123 и 134)

3 143 379 443

1

5

по капиталу (по ф.123 - "Базель-III")

3 143 379 443

1

6

по источникам собственных средств (из ф.101)

2 842 091 686

1

7

по прибыли до налогообложения

666 347 329

1

8

по прибыли текущего года после налогообложения

516 987 788

1

9

по расчетным счетам юридических лиц

2 593 271 335

1

10

по обороту по расчетным счетам юридических лиц

21 204 937 884

1

11

по вкладам физических лиц

11 278 299 052

1

12

по всем привлеченным средствам

18 438 580 724

1

13

по средствам в кассе

500 200 236

1

14

по обороту средств в банкоматах

2 958 539 014

1

15

по средствам на корсчете в Банке России

812 236 451

1

16

по кредитам предприятиям (юр.лицам и ИП)

10 429 463 849

1

17

по потребительским кредитам (физ.лицам)

4 336 331 349

1

18

по вложениям в ценные бумаги

2 778 532 534

1

19

по вложениям в имущество

515 173 687

1


Из таблицы видно, что в ведущих рейтингах банков РФ ПАСО «Сберабанк» занимает лидирующие позиции.

2.2 Анализ проведения кассовых операций за 2016-201гг. ПАО Сбербанка России

При составлении расчета по кассовому обслуживанию используются следующие показатели:

привлечение вкладов населения;

поступления безналичными перечислениями в уплату за товары;

денежные подкрепления, полученные от предприятий;

Принятая в расчете сумма подкреплений или сдаваемых излишков, должна быть отражена в тех же размерах в расчете прогноза по операциям предприятий;

поступления от погашения кредитов;

суммы выплат заработной платы своим работникам, пенсий и пособий из федерального бюджета;

суммы поступлений торговой выручки, квартирной платы и коммунальных платежей, выручки от предприятий, оказывающих прочие услуги;

безналичные перечисления во вклады заработной платы рабочих и служащих;

сальдо прочих операций (по приходу или расходу).

В отделении Сберегательного банка ежедневно составляется кассовый план на следующий рабочий день.

Таблица 3

Кассовый план отдела кассовых операций на 18 декабря 2017г. (тыс. руб.)

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Планируемый клиентский приход (ОПВ, РКО)

4550,00

Остаток наличных денег по состоянию на 18-00

450,00

Планируемый остаток на конец дня в кладовой

-

Планируемый остаток на утро следующего дня

6000,00

Поступление денежной наличности в вечернюю кассу

5000,00

Общая заявка на следующий рабочий день

11000,00

Подкрепление в РКЦ

-

Вывоз в РКЦ

-

Установление лимитов происходит с целью оптимизации остатков наличных денежных средств в кассе и затрат на инкассацию по отделениям Сберегательного банка с учетом необходимости качественного и своевременного обслуживания клиентской базы и ограничения неработающих активов.

Максимальный лимит остатка кассы рассчитывается на основе оптимизации соотношения расходов отделения по вызову или подкреплению денежной наличностью и недополученными доходами от возможного размещения временно свободных наличных денежных ресурсов по каждому внутреннему структурному подразделению территориального банка, отделения Сберегательного банка и операционному отделу отделения.


Лимит максимального остатка кассы отделений рассчитывается отдельно в иностранной валюте и в рублях по формуле:

Limрасч (i) =, где

Limрасч (i) - расчетный лимит максимального остатка кассы.

qоптим - количество инкассаций;

N - фактическое количество рабочих дней в расчетном периоде;

- среднедневной расход наличности в расчетный период;

- среднедневной приход наличности в расчетный период;

mod - модуль числа.

Максимальный лимит остатка денежной средств в отделе кассовых операций устанавливаются экспертным путем в размере необходимом для организации кассового обслуживания филиальной сети и клиентской базы с учетом следующих факторов:

состава клиентской базы;

от объема инкассируемой денежной наличности, подготовка разменной монеты для отправки в торговые организации;

от особенностей налично-денежного обращения, в том числе в иностранной валюте.

Лимит максимального остатка денежной наличности в отделе кассовых операций не может превышать 30% от суммы расчетных лимитов.

Для головных отделений, осуществляющие кассовые операции с денежной наличностью других отделений остаток денежной наличности не может превышать 50% от суммы расчетных лимитов.

Лимит максимального остатка денежной наличности в кассе устанавливается в размере меньшем либо равным арифметической сумм, операционного отдела и отдела кассовых операций, скорректированной на коэффициент динамики:

Lim (ВОСБ) где

Кдин. - коэффициент динамики.

Коэффициент динамики - это отражение тенденций среднедневных объемов расхода денежной наличности по отделению.

Рассчитывается отдельно в рублях и в иностранной валюте по формуле:

Кдин = где,

р (ОСБ) - это среднедневной расход наличности в расчетном периоде;

  • р пред (ОСБ) - среднедневной расход наличности в предыдущем расчетном периоде.

Лимиты максимального остатка кассы отделений устанавливаются и пересматриваются уполномоченным органом территориального банка, в подчинении которого находятся данные отделения.

При установлении лимитов необходимо принимать во внимание следующие факторы:

Наличие круглосуточной физической охраны кассового узла и внутреннего структурного подразделения;


размер кладовой ценностей отделения;

максимальный расход и приход по кассе за расчетный период;

экономическую целесообразность кассового узла в отделении;

оптимальность существующих маршрутов инкассации;

состав клиентской базы;

виды и количество иностранных валют, в которых отделение совершает валютно-обменные операции и вклады;

уровень развития регионального межбанковского рынка банкнотных сделок.

Органом территориального банка может быть принято решение, разрешающее отделениям превышения установленных лимитов в следующих случаях:

приход денежной наличности в кассу пересчета по понедельникам;

получение денежной наличности для выплаты значительных сумм по вкладам, а также предварительная подготовка сумм для выплаты пособий пенсий, заработной платы бюджетным и другим организациям;

значительное поступление как рублевых, так и валютных средств по валютно-обменным операциям.

Пересмотр лимитов максимального остатка кассы осуществляется раз в полугодие в последнем месяце текущего полугодия на основании статистических данных за расчетный период.

Вся информация об лимитах доводится до организационно подчиненных отделений не позднее 25-ого числа последнего месяца полугодия.

Контроль за соблюдением установленных лимитов отделения осуществляется на основании балансовых данных, исходя из ежеквартальных остатков.

Структура приходных и расходных кассовых операций банка ведется в банковской ведомости "Учет кассовых операций".

ЦБ РФ установлена пятидневная отчетность по этой ведомости, что позволяет ему определить эмиссионный результат.

Расчетно-кассовый центр и Центральный Банк РФ также осуществляет кассовое обслуживание.

Особенностью формирования результатов расчетно-кассового центра является возможность привлечения денежных средств из хранилищ - резервных фондов, что является не просто возврат денег в обращение за счет выручки, а привлечение дополнительных денежных ресурсов.

Недостатком ресурсов расчетно-кассового центра является пополнение только за счет перечисления средств из резервных фондов, по специальному разрешению Центрального Банка Российской Федерации.

Анализа расчетно-кассового обслуживания параграф не содержит, лучше назвать - Организация расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке


Глава 3. Направления совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов банка

3.1 Перспективы развития расчетно-кассового обслуживания юридических лиц

В настоящее время формы организации безналичных расчетов и в платежные системы, соответствуют современным стандартам, поэтому прежде всего остановимся на совершенствовании организации расчетного и кассового обслуживания.

Электронные расчеты - это расчеты, проводимые с помощью электронных устройств и средств связи.

Данный способ расчетов широко развивается, и существуют такие его виды и формы, как расчеты с помощью интернета и компьютеров, электронные деньги, расчеты с использованием смарт-карт и электронных чеков.

Использование электронных технологий позволяет банкам не только увеличивать скорость расчетов, но и обеспечивать при этом дополнительные удобства для клиентов, предоставлять возможность управления средствами на своих счетах непосредственно со своего рабочего места, и в режиме реального времени.

Система "Банк-Клиент" - это программно-технический комплекс, который позволяет юридическому лицу передавать информацию в обслуживающий его банк, в электронной форме расчетные документы. Основанием для применения расчетных документов является договор между банком и клиентом.

Для работы с данной системой в компьютер клиента загружается специальная программа. Связь с банка осуществляется через телефонную сеть с помощью модема. Каждому клиенту системы "Банк-Клиент" присваивается идентификационное имя и пароль, без них связь с банком невозможна.

Безопасность передачи расчетных документов осуществляется за счет использования специального алгоритма и проверки контрольного ключа по всем реквизитам этих документов. Помимо этого, подлинность расчетных документов и передаваемой информации подтверждается с помощью электронно-цифровой подписи клиента, которая представляет собой набор математических символов.

Преимущество систем "Банк-клиент" заключается в том, что клиенту для непосредственной работы с клиентской частью системы не требуется постоянное подключение к банковской части системы ДБО (дистанционное банковское обслуживание).

У дистанционного банковского обслуживания через Интернет есть ряд как преимуществ, так и недостатков: