Файл: Управление рентабельностью организаций гостиничного, ресторанного бизнеса (ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ В ГОСТИНИЧНОМ И РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Эффективность экономической деятельности измеряется при помощи показателей рентабельности – прибыльности или доходности капитала, ресурсов и продукции. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Показатели прибыльности и рентабельности являются основными обобщающими показателями финансовых результатов деятельности предприятия. Следует отметить, что показатели рентабельности более полно, чем показатели прибыли характеризуют результаты деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Рентабельность, отражая результаты деятельности предприятия, позволяет измерять эффективность использования ресурсов, контролировать уровень доходности, планировать финансовые результаты на долгосрочную перспективу, то есть управлять деятельностью предприятия.

Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Цель работы: проведение анализа и разработка предложений по увеличению рентабельности ресторана «Velada».

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

– рассмотреть теоретические управления рентабельностью;

– провести анализ показателей рентабельности ресторана «Velada»;

– предложить и оценить эффективность мероприятий по увеличению рентабельности исследуемого ресторана.

Объектом исследования выступает ресторан «Velada».

Предметом исследования являются показатели рентабельности.

Поставленные цели и задачи исследования предопределили структуру работы, которая представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложениями.

Информационной базой исследования послужили: годовая бухгалтерская финансовая отчётность, нормативные документы по основной производственно-хозяйственной деятельности ООО «Velada»; труды в области финансового менеджмента; научные статьи в современной экономической и периодической печати.


Анализ деятельности ООО «Velada» проводится за три календарных года: 2014, 2015, 2016.

В качестве методов исследования послужили системный подход, приемы логического и сравнительного анализа и синтеза, теоретический анализ литературы, коэффициентный анализ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ В ГОСТИНИЧНОМ И РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ

1.1. Понятие и виды рентабельности

Финансово-хозяйственные результаты деятельности любого предприятия можно охарактеризовать с помощью абсолютных и относительных показателей. Так, к абсолютным показателям относятся: валовая прибыль, прибыль от реализации продукции, прибыль (убыток) от прочей реализации, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Они характеризуют абсолютную прибыль хозяйствования.

Прибыль выражается в абсолютной сумме, которая не показывает, насколько эффективна деятельность организации. Для этого используют относительный показатель прибыльности хозяйственной деятельности – рентабельность[1].

Микульчик А. А. указывает, что рентабельность называют синтетическим показателем, отражающим многие стороны деятельности организаций за определенный период и характеризующим эффективность, прибыльность использования ресурсов и текущих затрат[2].

По мнению Е. Станиславчика рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль[3].

Для того, чтобы оценить рентабельность, рассчитывают различные показатели как выраженное в процентах отношение прибыли к розничному товарообороту, к основным средствам, к оборотным средствам, к фонду заработной платы, к функционирующему капиталу, к экономическим ресурсам, к текущим затратам. Некоторые показатели рентабельности применяются для оценки текущего положения организации, некоторые – при проведении динамического и сравнительного анализа.


Показатели рентабельности представляют частное от деления двух величин. Многочисленные варианты числителя возникают при соединении прибыли с другими элементами бухгалтерской отчетности. Весьма разнообразны и варианты знаменателя.

Рентабельность выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.

Экономическое содержание рентабельности тождественно понятию «прибавочная стоимость». Как экономическая категория рентабельность отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода.

Чем больше прибыль и выше рентабельность, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние[4].

1.2. Методы управления рентабельностью организации

Перечислим систему основных показателей рентабельности: коэффициент рентабельности продаж; коэффициент рентабельности собственного капитала; коэффициент рентабельности текущих активов; рентабельность внеоборотных активов; рентабельность инвестиций.

Коэффициент рентабельности продаж:

(1)

где П – прибыль от продаж;

N – выручка[5].

Рентабельность продаж демонстрирует долю прибыли в объеме продаж предприятия (рисунок 1) и характеризует эффективность его деятельности.

Рисунок 1 – Формирование показателя рентабельности продаж[6]

С помощью рентабельности можно оценить прибыльность не только всей деятельности, но и отдельных видов.

Коэффициент рентабельности собственного капитала[7]:

(2)

где СК – собственный капитал.

Рентабельность собственного капитала является критерием эффективности использования инвестированных предприятием средств. Самый значимый показатель деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На основе этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная чистая прибыль, которая будет распределена между владельцами (акционерами) предприятия.


Коэффициент рентабельности текущих активов:

(3)

где ОС – оборотные средства.

Чем выше значение коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.

Коэффициент рентабельности текущих активов:

(4)

Рентабельность внеоборотных активов показывает способность предприятия обеспечить достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Характеризует эффективность использования основных средств.

Ковалёв В. В. отмечает, что рентабельность инвестиций отражает спрос на продукцию предприятия. Снижение данного показателя свидетельствует о падающем спросе. Коэффициент рентабельности инвестиций показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности[8].

Детерминированная модель зависимости рентабельности расходов от факторов:

(5)

где Р – рентабельность расходов;

Расх – расходы;

Дох – доходы;

N – выручка.

Чаще всего сравнивают показатели рентабельности предыдущего и отчетного периодов, отслеживая изменения финансовых результатов. Сравнение плановых показателей с фактическими дает возможность оценить выполнение поставленных задач. Не менее важно сопоставить показатели рентабельности предприятия и его конкурентов (при наличии информации).

В качестве обобщающего выступает рентабельность, рассчитанная по отношению ко всем ресурсам (экономическому потенциалу) и текущим затратам (расходам на реализацию). Рентабельность экономических ресурсов:

(6)

где П – прибыль за отчетный период;

ОФ – среднегодовая стоимость основных средств;

ОС – среднегодовая стоимость оборотных средств, р.;

РОТ – расходы на оплату труда;

ОФ + ОС + РОТ – стоимость экономических ресурсов (ЭР).

Показатель рентабельности расходов более полно отражает эффективность использования собственных и арендованных ресурсов.

Для повышения эффективности деятельности предприятия финансовая служба предприятия может использовать различные методы анализа прибыли, предлагаемые специалистами или на их основе разработать собственные наиболее подходящие для данного предприятия. Связь прибыльности с финансовым анализом организации отмечает Е. Станиславчик[9]. Автор указывает, что для обоснованных выводов по результатам расчета показателей рентабельности необходимо также принимать во внимание следующие факторы:


1. Временной аспект – важный фактор при расчете показателей рентабельности.

Коэффициенты рентабельности статичны, отражают результативность работы отдельного периода и не учитывают перспективную отдачу от долгосрочных инвестиций, необходимо оценивать развитие предприятия в динамике, прогнозируя денежные потоки.

2. Несопоставимость расчетов.

Числитель и знаменатель рентабельности выражены в «неравноценных» денежных единицах. Прибыль отражает текущие результаты, а сумма капитала (активов) складывалась в течение нескольких лет. Поэтому для принятия решений необходимо учитывать также индикаторы рыночной стоимости компании.

3 Проблема риска.

Высокая рентабельность может быть достигнута ценой рискованных действий, поэтому параллельно анализируют структуру текущих затрат, коэффициенты финансовой устойчивости, операционный и финансовый рычаги.

Управление рентабельностью – это составная часть тактики управления финансовым равновесием или финансовой устойчивостью. Динамичное развитие бизнеса и финансовое равновесие как условие реализации стратегических и тактических целей достигаются балансированием между стремлением к высокой доходности и уклонением от риска, между рентабельностью и ликвидностью.

1.3. Пути повышения рентабельности продукции и услуг на рынке общественного питания

Современный россиянин всё чаще свой досуг проводит в различных кафе, ресторанах, клубах, которые относят к предприятиям сферы общественного питания. На сегодняшний день индустрия общественного питания в России представляет собой огромное количество предприятий с различным уровнем обслуживания, качеством продукции, разнообразием используемого оборудования, в связи с чем растет товарооборот предприятий общественного питания, а само развитие отрасли является фактором, дающим интегральную оценку социально-экономического уровня общества, а понимание его состояния необходимо для формирования перспективных планов для представителей отрасли[10].

Уровень рентабельности являются основными показателями, характеризующими финансовые результаты предприятия общественного питания. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие и устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса[11].