Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов ( Понятие и сущность процессного подхода).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современное предприятие является сложной системой, для эффективного управления которой требуется разнообразие применяемых инструментов и способов, направленных в первую очередь на достижение конкретных целей и задач с наименьшими затратами[1]. В качестве базовых элементов, влияющих на успешность предприятия, можно представить множество бизнес-процессов. Бизнес-процесс – это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей.

На предприятиях, где работает более 50 человек, обычно сформировывается функционально-иерархическая система управления. Соответственно при росте компании эффективность управления снижается, что обусловлено спецификой принятия решений, которая для выработки наиболее лучших вариантов требует участия всех руководителей подразделений и в итоге даже для решения задач средней важности предполагает вовлечение высшего руководства. Основные задачи при организации управления:

- организация делегирования полномочий руководителя;

- сохранение пропорций между ростом численности персонала и ростом выручки;

- поиск резервов снижения себестоимости из-за повышения конкуренции;

- координация действий функциональных подразделений на среднем уровне менеджмента.

Объект курсовой работы: бизнес-процессы на предприятии.

Предмет курсовой работы: процессный подход для оптимизации бизнес-процессов на предприятии.

Цель курсовой работы: раскрыть применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов на предприятии.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть теоретические основы процессного подхода: определить сущность, показать эволюцию;

- проанализировать систему управления процессами на предприятии: дать краткую характеристику предприятия, показать систему управления процессами на предприятии;

- представить рекомендации по внедрению регламента выполнения процесса «1С: Зарплата и управление персоналом 8»: дать краткую характеристику модуля, составить смету затрат на ее приобретение;

- по работе обобщается проанализированный материал, делаются соответствующие выводы.

Для написания курсовой работы использована учебная и методическая литература, монографии авторов, таких как: А.Б. Бакурадзе, Я.В. Бондаревой, А.С. Курочкиной, Н.В. Курочкиной, Ж.А. Нем, А.Ю. Павлова, И.В. Станкевич, Ю.С. Циомашко, А.С. Ясакова.


Структура курсовой работы: Содержание, Введение, три раздела, разделены на параграфы, Заключение, Список использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА


1.1. Понятие и сущность процессного подхода

На современном этапе развития экономической теории принято выделять три основных подхода к определению границ бизнес-процессов[2]:

- функциональный;

- ситуационный;

- процессно-ориентированный.

Сущность функционального подхода заключается в том, что управление рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. Ситуационный подход предполагает, что хотя общий процесс управления одинаков, конкретные подходы и приемы, используемые руководителем для эффективного достижения целей организации, могут быть специфичны и значительно различаться в зависимости от конкретной ситуации.

В условиях ускоренного развития информационных технологий и появления современных систем поддержки принятия управленческих решений все большую популярность начинает завоевывать процессно-ориентированное управление, акцентирующее внимание на построение механизмов взаимодействия в рамках процесса как между структурными единицами хозяйствующих субъектов различного уровня, так и с внешней средой функционирования производственной системы. Любая деятельность по реализации функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход наиболее ярко отражает объективную зависимость и взаимосвязь функций управления.

Изучение содержания концепции «процессного подхода» невозможно без уточнения терминов «процесс» и «процедура», используемых также в разных версиях стандартов ИСО 9000 3. Обобщение наиболее часто встречающиеся формулировок, раскрывающих содержание термина «процесса», приведено в таблице 1.1[3].

Таблица 1.1

Анализ термина «процесс»

Сравнение подходов к трактовке термина «процесс»

Источник

Содержание терминов «процесс»

Философский энциклопедический словарь (И.Т. Фролов)

Закономерность, последовательное изменение явления, его переход в другое явление

Стандарт ИСО серии 9000:94

Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы

Всеобщее управление качеством / О.П. Глудкин

Совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которые преобразуют вход процесса в соответствующий его выход

Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / В.А. Лапидус

Любая организованная деятельность, спланированную генерировать предварительно установленный для определенного пользователя выход, обеспечить при этом необходимый вход процесса

Всеобщее управление качеством С. Джордж, А. Ваймерскирх

Группа родственных задач, которые описывают, как создать продукт или услугу, чтобы удовлетворить потребителя

Британский стандарт BS6143:1992. Руководство по экономике качества

Совокупность элементов: входов (материал или информация, преобразуемые процессом для создания выходов) и результатов процесса (продукция, брак, отход, информация о процессе)

Стандарт ИСО 9000:2000. Словарь терминов и определений

Деятельность, направленная на достижение установленной цели, которая имеет количественное и качественное выражение результата


Процессные системы строятся на базе нескольких основополагающих принципов[4]:

- принцип объединения процедур, предполагающий объединение операций, выполнявшихся различными сотрудниками, в одну. Если не удается привести все шаги процесса к одной работе, то создается команда, отвечающая за данный процесс;

- принцип самостоятельности выбора, предполагающий принятие самостоятельных решений исполнителями, которые несут ответственность за получение заданного результата деятельности;

- принцип неразрывной последовательности, предполагающий выполнение отдельных шагов процесса в естественном порядке, в том месте, где это целесообразно, смешанными группами, состоящими из работников различной функциональной принадлежности;

- принцип горизонтального контроля, предполагающий проверку качества результата его потребителем - следующим элементом процессной цепочки; - принцип системности (целостности) управления, предполагающий осуществление управления затратами по месту их возникновения;

- принцип «хозяина» процесса, обеспечивающего единую точку координации и контакта между сложным процессом и его заказчиком.

1.2. Эволюция процессного подхода

Феномен управления возник с появлением первых человеческих общностей. Различные аспекты социального управления возникли в связи с необходимостью решения не только социальных, но и социотехнических задач[5]. Так, в процессе кораблевождения характер совместной работы побуждал мореплавателей руководить и подчиняться, запасаться необходимыми для длительного плавания ресурсами. Возникшие при этом отношения единоначалия, централизма и субординации становились ценными для моряков и определяли образцы социального взаимодействия. Тогда же возникли и представления о качествах, ценных для руководителя, и необходимых для осуществления властных полномочий ресурсов. По мнению Конфуция, к числу таких качеств следует отнести человеколюбие, почтительность, честность, искренность, вежливость, сочетаемые со строгим соблюдением ритуалов, а к числу ресурсов – материальные блага, финансовые и людские ресурсы. Кризисные процессы в древнегреческом обществе, к которым следует отнести прежде всего разрушение полисной демократии, обострили проблемы социального управления. На их разрешение была нацелена концепция «идеального государства» Платона, основу которого составляла жесткая сословная структура. Мысль об организации общества и его составляющих в соответствии с идеальными образцами, развитая в философии Платона, идеи Аристотеля о классификации благ, о ценных качествах личности руководителя («просвещенного государя», «философа») стали основой, благодаря которой в последующем происходило становление классического научного менеджмента. Философское понятие ценностного стало рассматриваться как базовое при анализе управленческой деятельности. Однако проблема результативности и эффективности труда, на решение которой был ориентирован классический научный менеджмент, мыслителями Древнего мира не ставилась. Мыслители Средневековья (Августин, Фома Аквинский и др.) рассматривали ценности управления в контексте проявления божественной сущности. Они отмечали прежде всего божественную природу власти в производственных отношениях, сведя роль человека к выполнению божественных замыслов. Бог вручил руководителю (правителю) необходимые для управления людьми ресурсы и наделил его властью – этот постулат лежал в основе средневековых представлений о происхождении управленческой деятельности. В противовес этой позиции, эпоха Возрождения поставила проблему человека как активного субъекта совершенствования мира. Он стал признаваться в качестве носителя власти в социальной организации. Однако мыслители той эпохи не рассматривали антропологические проблемы в контексте управления трудовой деятельностью. Таким образом, в доклассический период развития управленческой мысли ведущими ценностями управления признавались ресурсы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности социальных общностей, и власть руководителя. Новое время с его бурным ростом промышленного производства сделало актуальным потребность в признании управления как самостоятельного типа социально-практической деятельности. На его изучение стал ориентироваться менеджмент, который начал свое оформление в качестве научной дисциплины. Этому в немалой степени способствовало возникновение на рубеже конца XIX – начала XX в. ряда концепций управления, совокупность которых принято считать классическим менеджментом. К ним в первую очередь относятся школы научного менеджмента Ф. Тейлора, А. Файоля, М. Вебера, школы «человеческих отношений» и «организационного гуманизма».


Для того, чтобы получить наиболее полное представление о том, каким образом в течение многовековой истории развивались и совершенствовались подходы к управлению качеством, необходимо рассмотреть основные этапы их эволюции. Изменения одного подхода к управлению на другой размыты во времени и не всегда четко отделенными и содержательно независимыми. Поэтому этапы эволюции развития управления имеют довольно условный характер. Каждый следующий этап, не исключаю-либо предварительного, впитывает в себя ранее используемые методы и подходы. Рассмотрим эволюционные этапы формирования ходов к управлению, проследив возникновения и пути развития научной мысли относительно процессного подхода[6].

Первый этап. К концу XIX столетия наблюдался период «донаучного менеджмента» (1846 - 1900 гг.), Который характеризовался бессистемным управлением фабрик, работниками, производством, самостоятельностью работника в решении вопросов по выработке продукции требуемого качества.

Второй этап. В начале XX века (1900) общие требования к качеству продукции и ответственность за качество выполненной цехом работы были переведены на мастера цеха. Ответственность за качество выполнения конные операции оставалась на работнику цеха.

Третий этап. Впервые смыслового значения управленью было предоставлено Ф. В. Тейлором как «организации производства». Основные теоретические концепции изложены в его работах «Управление фабрикой» (1903 г.), «Принципы научного управления» (в 1911 г.), «Свидетельство перед специальной комиссией Конгресса» (1912 г.). Первая система Тейлора была предложена в 1905 году, она предусматривала установление технических и воспроизводственных норм специалистами и инженерами, а рабочие только были обязаны их выполнять. Эта система Уста устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков и вводила определенные шаблоны, настроенные на верхнюю и нижнюю границы допусков - проходные и непроходные калибры.

Четвертый этап. В 1924 г. была создана группа под руководством Р. Л. Джонса, заложила основы статистического управления. Это были разработки контрольных карт, выполненные Вальтером Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Г. Доджем и Г. Ромингом, ставших началом статистических методов управления. Авторы Ребрин Ю. И., Скрипко Л. Е. полагают, что именно в этот период были заложены основы процессного подхода в понимании того, что продукция - это результат осуществления производственных процессов, поэтому управлять необходимо процессами.


Пятый этап. Этот период стал переходным от контроля качества к управлению качеством. Первые четыре этапа было ориентировано на контроль качества готовой продукции. С середины 50-х годов произошло смещеныния от контроля к управлению качеством, что связано с предложенной в 1950-х годах концепции TQC (Total Quality Control) американским ученым А. Фейгенбаумом, который опубликовал в 1957 статью «Комплексное управление качеством». Предложенная система качества предполагала интересный непрерывный контроль над всеми ключевыми видами деятельности. Системный подход в 60-х, 70-х гг. Становится универсальною идеологией управления, а системный анализ - общепризнанным инструментарием. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию (фирму) в единстве ее составляющих времени и их динамики. Для обеспечения комплексности контроля и управления качеством необходимо было учитывает все процессы производства, четкая взаимосвязь

Шестой этап. В 80-х гг. Начался переход от Концепции TQC концепции TQM (Total Quality Management). Такое изменение в истории управления качеством означала, что методы оперативного характера, используемые для вы-выполнение требований к качеству, стали распространяться и на долговременные задачи развития организации, решаемые с помощью комплексного подхода к управлению организации.

2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ


2.1. Краткая характеристика предприятия

Рассматриваемое предприятие - глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности - геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти, реализация газа в качестве моторного топлива, а также производство и сбыт тепло- и электроэнергии. Предприятие располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских - 72%. Предприятие входит в четверку крупнейших производителей нефти в РФ. Предприятие также владеет крупными генерирующими активами на территории России. Их суммарная установленная мощность составляет порядка 17% от общей установленной мощности российской энергосистемы. По данным бухгалтерский отчетности о состоянии имущества и источников его образования Предприятия, в курсовой работе представлен анализ некоторых экономических и финансовых результатов Предприятия за три года. Представленный анализ отдельных экономических показателей позволяет реально оценить эффективность деятельности Предприятия.