Файл: Процессы принятия решений в организации (Теоретические аспекты принятия решений).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты принятия решений
1.1 Понятие и типология управленческих решений
2 Принятие управленческих решений в ПАО «Т Плюс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО «Т Плюс»
2.2 Особенности формирования механизма принятия решений
2.3 Принятие инвестиционных решений в ПАО «Т Плюс»
3 Совершенствование процессов принятия решений
3.1 Автоматизация принятия решений в ПАО «Т Плюс»
3.2 Построение моделей принятия управленческих решений
Введение
Современный этап рыночных преобразований экономической системы России, обусловленный постиндустриальной глобализацией экономических отношений, несовершенством законодательной базы, неопределенностью конкурентных тенденций развития корпоративных управленческих структур, деформированием системы хозяйственных связей, «старением» производственно-технической базы, формирует весьма противоречивую, с высокой степенью неопределенности среду функционирования хозяйствующих субъектов.
Это предопределяет необходимость исследования действия факторов разработки системы поддержки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность регионального менеджмента.
Несомненно, что эффективность корпоративного и регионального менеджмента требует разработки и внедрения в практику современных информационных технологий, математических моделей и методов, составляющих основу систем поддержки управленческих решений. Важная роль в этом отводится разработке моделей, удобных для принятия решений в координатах современной региональной экономики с учетом реальных тенденций и закономерностей ее развития.
Анализируя развитие современных концепций эффективного менеджмента, следует отметить, что его теоретические основы все больше эволюционируют к совершенствованию современных технологий принятия решений.
В отечественной литературе в силу ряда объективных причин ощущается недостаток в теоретических и методических разработках по вопросам принятия решений в условиях риска и неопределенности. В разное время проблемам принятия решений посвящались фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых: М.Альберта, В.П. Афанасьева, Э.Й. Вилкаса, Н.Н. Воробьева, Ю. Гермейера, Л.Г. Евланова, Е. Лемана, Р.Д. Льюса, Дж. Кейнса, КО. Моргенштерна, Л. Планкетта, X. Райфаа, Я.Р. Рельяна, Г. Хейла, Дж. Ходжес и др.
Важная роль в системе поддержки управленческих решений отводится разработке моделей, удобных для принятия решений. В теории принятия решений в настоящее время сформирована значительная методологическая ба-
за, включающая в себя такие методы, как максимизация ожидаемой полезности, минимаксная теория, методы максимального правдоподобия, теория игр, статистический анализ и др. Вместе с тем большинство указанных методов позволяет производить выбор наилучшего из множества альтернативных решений лишь в условиях одного конкретного вида неопределенности или в условиях полной определенности.
Цель курсовой работы заключается в исследовании процессов принятия решений в организации.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- рассмотреть понятие и типологию управленческих решений;
- выделить подходы к принятию управленческих решений;
- рассмотреть основы принятия решений в организации;
- исследовать процедуру автоматизации принятия решений.
Предметом исследования являются процессы анализа, обоснования и разработки технологий поддержки и принятия решений менеджерами организаций. Объект исследования - ПАО «Т Плюс».
Теоретической и методологической основой исследования являются методологические принципы, теоретические положения и выводы, содержащиеся в исследованиях зарубежных и отечественных ученых по проблемам разработки, обоснования и принятия решений на различных уровнях иерархии управления.
1 Теоретические аспекты принятия решений
1.1 Понятие и типология управленческих решений
Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.
Принятие эффективных решений — одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации.[30]
Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности.
Поэтому вслед за возникновением и развитием теории управления возникла и развивалась теория принятия решений.
Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория принятия управленческих решений возникли после того, как появились организации в современном понимании.
Встречаются два определения теории принятия решений: расширенное и узкое.
В расширенном определении принятие решений отождествляется со всем процессом управления. В узком определении принятие решений понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов Многие не соглашаются с узким определением, считая, что принятие решений не может ограничиваться лишь выбором наилучшего решения. В теорию принятия решений имеет смысл включать также и их исполнение, контроль и анализ результатов действий, последовавших за принятым решением
Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления , связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является её квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.
Решение - это выбор альтернативы. Ежедневно мы принимаем сотни решений, даже не задумываясь, каким образом это делаем. Дело в том, что цена таких решений, как правило, невысока, да и цену эту определяет сам субъект, их принявший. Конечно, существует ряд проблем, касающихся отношений между людьми, здоровья, семейного бюджета, неудачное решение которых может повлечь далеко идущие последствия, но это скорее исключение, чем правило.[16]
Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь.
Управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления.
Цель управленческого решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Основными критериями отличающими управленческие решения являются:
1.Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.
2.Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга , выбирает направление действий не только для себя , но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально - экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.
3.Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет , то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений , а другие (исполнители) - реализацией уже принятых решений.
4.Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений - гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.[28]
Чисто интуитивное решение — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, приним[ающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием "за" и "против" по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. То, что мы называем озарением или «шестым чувством», и есть интуитивные решения. Специалист по управлению Питер Шодербек указывает, что, "в то время как увеличение количества информации о проблеме может оказывать заметную помощь в принятии решений руководителям среднего звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходится опираться на интуитивные суждения. Более того, ЭВМ позволяют руководству уделять больше внимания данным, но не отменяют освященного временем управленческого интуитивного ноу-хау".
Решения, основанные на суждениях. Такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении, — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Однако здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.[9]
Суждение как основа управленческого решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому покорению. В этом случае ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде, что является основным достоинством запрограммированных решений.
Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее.
1.2 Этапы принятия решений
1. Диагностика проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы — определение или диагноз, полный и правильный. Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Другими словами, вы узнаете о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Поступая так, вы сглаживаете отклонения от нормы, как это показано в гл. 1. К примеру, мастер может установить, что производительность его участка ниже нормы. Это будет реактивное управление, его необходимость очевидна. Однако слишком часто руководители рассматривают в качестве проблем только ситуации, в которых что-то должно произойти, но не произошло. Как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность. Например, активный поиск способов повышения эффективности какого-то подразделения, даже если дела идут хорошо, будет упреждающим управлением. В этом случае вы осознаете проблему, когда поймете — кое-что можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для извлечения выгоды из представляющейся возможности. Поступая таким образом, вы выступаете в качестве менеджера-предпринимателя. Специалист по управлению Питер Друкер подчеркивает это, указывая, что разрешение проблемы только восстанавливает норму, результаты же «должны быть следствием использования возможностей».[5]
Первая фаза в диагностировании сложной проблемы — осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей. Понятие «симптом» употребляется здесь во вполне медицинском смысле. Некоторые общие симптомы болезни организации — низкие прибыль, сбыт, производительность и качество, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты в организации и большая текучесть кадров. Обычно несколько симптомов дополняют друг друга. Чрезмерные издержки и низкая прибыль, к примеру, часто неразлучны.
Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю (относительно организации) информацию. Такую информацию можно собирать на основе формальных методов, используя, например, вне организации анализ рынка, а внутри нее — компьютерный анализ финансовых отчетов, интервьюирование, приглашение консультантов по управлению или опросы работников. Информацию можно собирать и неформально, ведя беседы о сложившейся ситуации и делая личные наблюдения. Например, мастер может обсудить проблему производительности с рабочими и передать полученную информацию наверх.