Файл: Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации,их оптимизация.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 395
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования расходов субъекта РФ
1.1 Состав и структура расходов бюджета субъекта Российской Федерации
1.2 Планирование бюджетных ассигнований бюджета Оренбургской области
Глава 2. Анализ расходов бюджета Оренбургской области
2.1 Анализ исполнения областного бюджета за 2017 год
2.2 Основные направления расходов в бюджете Оренбургской области на 2018-2020 годы
2.3 Оптимизация расходной части бюджета Оренбургской области
Аналогично, неисполнение областной адресной программы сложилось по объектам муниципальной собственности в общем объеме 3 237,8 тыс. рублей (0,1% от общего объема), из которых наибольшее неисполнение по объектам коммунального хозяйства 1 748,3 тыс. рублей (0,6% от предусмотренного объема).
В целом, в инвестиционную программу на 2017 год в окончательном варианте включены объекты государственной и муниципальной собственности со средним объемом расходов на один объект в размере свыше 45 576,2 тыс. рублей (в 2016 году свыше 12 480,5 тыс. рублей). В среднем на один объект в 2017 году направлялись инвестиции от 7 526,0 тыс. рублей по объектам раздела «Культура, кинематография» до 164 797,9 тыс. рублей по объектам раздела «Образование».
Межбюджетные трансферты в истекшем году распределены 33 муниципальным образованиям в общем объеме 1 298 540,9 тыс. рублей, из них: на финансирование объектов в объеме 857 054,6 тыс. рублей и на переселение граждан из аварийного жилья 15 муниципальным образованиям в объеме 441 486,3 тыс. рублей. Кассовые расходы составили 1 295 303,1 тыс. рублей (99,7% от общего объема выделенных средств). Исполнение во всех муниципальных образованиях сложилось в размере не менее 96,7% годовых назначений, за исключением муниципального образования г. Медногорск, где исполнение не произведено в полном объеме годовых назначений.
Из общего перечня объектов инвестирования: 137 объектов инвестирования, строительство которых не начиналось, суммарной сметной стоимостью 9 890 217,7 тыс. рублей и кассовыми расходами с начала реализации инвестиционных проектов в общем объеме 443 125,4 тыс. рублей; 1 объект инвестирования, строительство которого приостановлено без консервации, сметной стоимостью 2 961,8 тыс. рублей и кассовыми расходами с начала реализации инвестиционного проекта в аналогичной сумме; 7 объектов по которым акты на ввод в эксплуатацию отсутствуют, суммарной сметной стоимостью 3 547 109,2 тыс. рублей и кассовыми расходами с начала реализации инвестиционных проектов в общем объеме 1 086 041,4 тыс. рублей; 18 объектов инвестирования подлежащих списанию и сносу, суммарной сметной стоимостью 11 742,3 тыс. рублей.
2.2 Основные направления расходов в бюджете Оренбургской области на 2018-2020 годы
Расходы областного бюджета согласно Закону об областном бюджете составят: в 2018 году – 72 802 963,1 тыс. рублей, в 2019 году – 72 854 869,3 тыс. рублей, в 2020 году – 74 789 401,0 тыс. рублей. [5]
На плановый период предусмотрены условно утвержденные расходы: в 2019 году – 1 800 000,0 тыс. рублей, в 2020 году - 3 600 000,0 тыс. рублей.
Бюджетные ассигнования в 2018 году и плановом периоде в соответствии с ведомственной структурой расходов предусмотрены 28 главным распорядителям бюджетных средств. Основная сумма бюджетных ассигнований (в 2018 году– 87,7%, в 2019 году – 85,0%, в 2020 году – 83,5%) предусмотрена пяти главным распорядителям бюджетных средств: минобразования области, минздрав области, минсоцразвития области, минфин области, минстрой области.
В структуре общего объема расходов наибольший удельный вес составят расходы на социальную политику (в 2018 году – 34,5% от общей суммы расходов; в 2019 году – 34,7%; в 2020 году – 33,9%), образование (в 2018 году – 25,2% от общей суммы расходов; в 2019 году – 24,0%, в 2020 году – 23,4%), национальную экономику (в 2018 году – 13,2% от общей суммы расходов; в 2019 году – 14,0%; в 2020 году – 14,4%) и здравоохранение (в 2018 году - 8,0% от общей суммы расходов; в 2019 году – 7,8%, в 2020 году – 7,4%).
Структура расходов областного бюджета приведена на рисунке 7.[26]
Рисунок 7 - Структура расходов областного бюджета в 2017-2020 годах
В соответствии с частью 3 статьи 32 Закона о бюджетном процессе, статьей 11 Закона установлен общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, который на 2018 год составляет 7 524 467,8 тыс. рублей, на 2019 год –7 678 015,7 тыс. рублей, на 2020 год – 7 759 334,8 тыс. рублей.
Основная доля бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, приходится на раздел 1000 «Социальная политика» (99,8%), и незначительная доля на разделы 0100 «Общегосударственные вопросы» по которому предусмотрена государственная поддержка молодых ученых в форме присуждения персональных стипендий и премий в рамках подпрограммы «Развитие профессионального образования» госпрограммы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014–2020 годы, на раздел 0700 «Образование» по которому предусмотрена выплата стипендий для поддержки способной и талантливой молодежи в рамках подпрограммы «Развитие общего и дополнительного образования детей», и на раздел 1100 «Физическая культура и спорт» по которому предусмотрено материальное стимулирование за достижение высоких спортивных результатов, выплату грантов и стипендий спортсменам и тренерам в рамках подпрограммы «Совершенствование системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений» госпрограммы «Развитие физической культуры, спорта и туризма» на 2014–2020 годы.
Перечень публичных нормативных обязательств и расчет бюджетных ассигнований на их исполнение на очередной финансовый год и плановый период представлен одновременно с законом о бюджете, что соответствует части 4 статьи 33 Закона о бюджетном процессе.
Расходы в 2018 году по сравнению с 2017 годом в целом уменьшаются на 3 301 190,4 тыс. рублей, или на 4,3%.
В разрезе разделов Закона бюджетные ассигнования на 2018 год относительно 2017 года запланированы в сторону увеличения по 8 разделам, в сторону уменьшения – по 6 разделам. Наиболее значительное уменьшение бюджетных ассигнований в относительном выражении предусматривается по разделам: «Средства массовой информации» – на 79,4%, «Национальная экономика» - на 35,8%, «Жилищно-коммунальное хозяйство» – на 24,1%. Увеличение бюджетных ассигнований относительно показателей закона об областном бюджете планируется по разделам: «Общегосударственные вопросы» – на 62,8%, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» – на 25,3% и «Обслуживание государственного и муниципального долга» – на 13,3%. (Таблица 1)[5]
Основные причины уменьшения и увеличения бюджетных ассигнований приведены при описании разделов. В 2019 году расходы по сравнению с 2018 годом увеличиваются на 51 906,2 тыс. рублей, или на 0,1%, в 2020 году сравнению с 2019 годом увеличиваются на 1 934 531,7 тыс. рублей, или на 2,7%.
Таблица 1
Расходы бюджета Оренбургской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, тыс. рублей
Наименование |
Год |
Темп прироста к предыдущему году, % |
||||
2018 |
2019 |
2020 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Общегосударственные вопросы |
2843270,5 |
2269379,4 |
2226604,7 |
62,8 |
-20,2 |
-1,9 |
Национальная оборона |
53331,6 |
53820,4 |
55495,0 |
9,4 |
0,9 |
3,1 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
377388,8 |
384045,7 |
359305,9 |
25,3 |
1,8 |
-6,4 |
Национальная экономика |
9589594,5 |
10215694,8 |
10803791,6 |
-35,8 |
6,5 |
5,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1831979,3 |
1606867,4 |
1388165,6 |
-24,1 |
-12,3 |
-13,6 |
Охрана окружающей среды |
175796,0 |
175927,0 |
176032,2 |
-0,9 |
0,1 |
0,1 |
Образование |
18353192,1 |
17504933,4 |
17535624,8 |
4,2 |
-4,6 |
0,2 |
Культура, кинематография |
741144,5 |
728802,3 |
691964,9 |
-12,6 |
-1,7 |
-5,1 |
Здравоохранение |
5814742,4 |
5709631,5 |
5498578,5 |
4,6 |
-1,8 |
-3,7 |
Социальная политика |
25115734,9 |
25250016,9 |
25345493,2 |
0,8 |
0,5 |
0,4 |
Физическая культура и спорт |
548497,2 |
477361,2 |
433490,3 |
-20,7 |
-13,0 |
-9,2 |
Средства массовой информации |
5310,0 |
5310,0 |
5310,0 |
-79,4 |
0,0 |
0,0 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
1955491,0 |
1946089,0 |
1931168,0 |
13,3 |
-0,5 |
-0,8 |
Межбюджетные трансферты |
5397490,3 |
4726990,3 |
4738376,3 |
6,1 |
-12,4 |
0,2 |
Условно утвержденные расходы |
1800000,0 |
3600000,0 |
- |
- |
100,0 |
|
ИТОГО РАСХОДОВ |
72802963,1 |
72854869,3 |
74789401,0 |
-4,3 |
0,1 |
2,7 |
Для наглядности динамики прогнозных значений, с целью обеспечения сопоставимости в условиях неполного распределения федеральных средств, на рисунке 8 объемы расходов 2018 года приведены как в полном объеме, так и в объеме, уменьшенном на сумму безвозмездных поступлений от федерального бюджета.
Рисунок 8 – Основные показатели бюджета Оренбургской области с поступления федеральных средств
Расходы в 2018 году по сравнению с 2017 годом без учета средств федерального бюджета в целом увеличиваются на 3,5%.
В отношении планируемых расходов на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов можно отметить следующее:
1. На основании внесенных изменений в Закон Оренбургской области «О налоге на имущество организаций» от 25.10.2017, главные распорядители бюджетных средств и учреждения, в отношении которых ГАБСы выступает учредителями, с 01.01.2018 исключены из статьи 10 «Налоговые льготы» (закон подписан 3 ноября 2017 года).
Из информации, представленной главными распорядителями бюджетных средств, следует, что бюджетные ассигнования на уплату налога на имущество в разрезе главных распорядителей бюджетных средств не предусматривались. Бюджетные ассигнования на уплату налога на имущество учтены по минфину области в общем объеме 352 048,2 тыс. рублей.
Учитывая вышеизложенное, бюджетные ассигнования главных распорядителей бюджетных средств области на уплату налога на имущество будут корректироваться в течение 2018 года.
2. В соответствии с распоряжением Губернатора Оренбургской области от 12.09.2016 № 258-р «О централизации бюджетного учета и отчетности в органах исполнительной власти Оренбургской области» в минтруда области, минкультуры области, минсоцразвития области, минсельхозе области, минобразования области и минздраве области с 01.01.2018 запланирована централизация бюджетного учета и отчетности. Вместе с тем, при планировании расходов данное распоряжение Губернатора Оренбургской области не учтено, что подтверждено информацией, представленной минздравом, минсоцразвития, минкультуры и минобразования области.
По информации минсельхоза области проекты по централизации бюджетного учета и отчетности направлены в минфин области для рассмотрения рабочей группой по проведению централизации бюджетного учета и отчетности и по состоянию на 09.11.2017 проходят процедуру согласования.
Из пояснений, представленных минфином области, следует, что готовится проект распоряжения о внесении изменений в распоряжение Губернатора Оренбургской области от 12.09.2016 № 258-р «О централизации бюджетного учета и отчетности в органах исполнительной власти Оренбургской области» согласно которому централизация бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности вышеуказанных министерств и подведомственных им государственных учреждений будет осуществляться в ведомственных централизованных бухгалтериях.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходная часть областного бюджета на 2018 - 2020 годы сформирована в программной структуре.
Перечень госпрограмм Оренбургской области, утвержденный Распоряжением Губернатора Оренбургской области от 08.10.2012 № 373-р (в редакции от 28 июня 2017 года) включает 26 госпрограмм, сгруппированных по 4 направлениям, в том числе:
- в рамках стратегического направления «Новое качество жизни» – 17 госпрограмм;
- в рамках стратегического направления «Инновационное развитие и модернизация экономики» – 5 госпрограмм;
- в рамках стратегического направления «Сбалансированное развитие Оренбургской области» – 2 госпрограммы;
- в рамках стратегического направления «Эффективное государство» – 2 госпрограммы.[5]
В 2018 году расходы областного бюджета планируются в рамках 25 госпрограмм (79 подпрограмм), финансирование госпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Оренбургской области», как и в текущем финансовом году, не предусмотрено. В 2019-2020 годах предусматривается финансирование 24 госпрограмм, по госпрограмме «Профилактика терроризма и экстремизма на территории Оренбургской области» в связи с окончанием срока ее реализации ассигнования на 2019-2020 годы не планируются.
Всего на 2018 год в рамках реализации госпрограмм предусмотрено расходов в объеме 71 936 708,4 тыс. рублей, на 2019 год – 69 878 837,9 тыс. рублей, на 2020 год – 70 348 419,3 тыс. рублей, или 98,8%, 98,3% и 98,8% от общего объема расходов (без учета условно утвержденных расходов) соответственно.
Анализ объемов финансирования, проведенных на реализацию госпрограмм в 2015-2017 годах, приведен в приложении 2.
Относительно 2017 года количество госпрограмм увеличилось - с 2018 года впервые предусматриваются бюджетные ассигнования на госпрограмму «Формирование комфортной городской среды в Оренбургской области» на 2018–2022 годы. В целом расходы, запланированные в рамках госпрограмм, на 2018 год уменьшаются относительно расходов 2017 года на 3 317 074,9 тыс. рублей, или на 4,4%,
Законом на 2018 год предусматривается уменьшение бюджетных ассигнований по сравнению с показателями областного бюджета на 2017 год по 15 госпрограммам, увеличение предусмотрено по 9 госпрограммам.
Наиболее значительное уменьшение в 2018 году по сумме бюджетных ассигнований предусматривается по госпрограммам «Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Оренбургской области в 2014–2020 годах» на 883 001,9 тыс. рублей, или на 73,5% по сравнению с расходами 2017 года, «Управление земельно-имущественным комплексом Оренбургской области» на 2015–2020 годы на 785 277,5 тыс. рублей, или на 84,1%, «Развитие транспортной системы Оренбургской области» на 2015–2020 годы на 3 313 405,7 тыс. рублей, или на 37,21%, «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» на 2013–2020 годы» на 988 062,9 тыс. рублей, или на 24,7%. Наибольшее увеличение планируется по госпрограмме «Управление государственными финансами и государственным долгом Оренбургской области» – на 1 554 691,1 тыс. рублей, или на 21,7%.