Файл: Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации,их оптимизация.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 405
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования расходов субъекта РФ
1.1 Состав и структура расходов бюджета субъекта Российской Федерации
1.2 Планирование бюджетных ассигнований бюджета Оренбургской области
Глава 2. Анализ расходов бюджета Оренбургской области
2.1 Анализ исполнения областного бюджета за 2017 год
2.2 Основные направления расходов в бюджете Оренбургской области на 2018-2020 годы
2.3 Оптимизация расходной части бюджета Оренбургской области
ВВЕДЕНИЕ
Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов Федерации.
В экономическом смысле расходы бюджета субъекта Российской Федерации представляют собой отношения, возникающие в процессе распределения бюджета как централизованного фонда данного субъекта. Здесь речь идет об особой разновидности экономических отношений – отношениях по расходованию бюджета как централизованного фонда денежных средств субъекта Российской Федерации, расходных бюджетных отношениях.
Объектом исследования являются расходы бюджета субъекта РФ.
Предметом исследования выступают процесс и особенности финансирования расходов бюджета субъекта РФ.
Целью курсовой работы является исследование и анализ расходов бюджета субъекта РФ, их оптимизация.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотрение состава и структуры расходов бюджета субъекта РФ;
- планирование бюджетных ассигнований бюджета Оренбургской области
- анализ расходов бюджета субъекта РФ;
- оптимизация расходной части бюджета Оренбургской области;
Методологической базой исследования являются взгляды российских экономистов М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Л.Г. Баранова, В.А. Парыгиной, А.А. Тедеева, С.И. Мельникова.
Методологическую основу исследования составили: системный анализ, структурный анализ, горизонтальный анализ, методы обобщения.
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования расходов субъекта РФ
1.1 Состав и структура расходов бюджета субъекта Российской Федерации
Расходы бюджета, согласно Бюджетного Кодекса РФ - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.[2]
Расходы бюджетов представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствии с законами о бюджетах на конкретный финансовый год. Из средств бюджетов субъектов РФ финансируются расходы субъектов РФ на работу органов законодательной и исполнительной власти, реализацию региональных целевых программ, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций. находящихся в ведении органов власти субъектов федерации, оказание помощи местным бюджетам и пр.
Экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Эти расходы включают:
А) Закупки товаров и оплата услуг:
- оплата труда государственных служащих, начисления на оплату труда (страховые взносы на государственное социальное страхование);
- оплата услуг;
- приобретение предметов снабжения и расходных материалов;
- командировки и служебные разъезды;
Б) Выплата процентов:
- по займам, предоставленным ЦБ;
- по займам, предоставленным бюджетами других уровней;
- проценты по государственному внешнему долгу;
- субсидии и текущие трансферты (в том числе трансферты населению, пенсии, пособия, стипендии).[10]
Капитальные расходы бюджета - денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.
Они включают:
- капитальные вложения в основные фонды (приобретение оборудования и предметов длительного пользования);
- капитальное строительство (жилищное, производственное, культурное);
- капитальный ремонт;
- создание государственных запасов и резервов;
- приобретение земли и нематериальных активов;
- предоставление кредитов за вычетом погашения.[15]
Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства, и предусматривает следующие виды расходов:
- капитальные трансферты (бюджеты других уровней и т.п.);
- расходы на исполнительную, законодательную власть, налоговые органы;
- судебная власть;
- международная деятельность (сотрудничество, миротворческая деятельность, культурные, научные, информационные связи);
- национальная оборона (строительство и содержание вооруженных сил и т.д.);
- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности (органы внутренних дел, внутренние войска, уголовно-исполнительная система, органы налоговой полиции, государственной безопасности, пограничной службы, таможенные органы, прокуратура, противопожарная служба):
- фундаментальные исследования и содействие НТП (разработка перспективных технологий, исследование космического пространства);
- промышленность, энергетика и строительная индустрия (топливно-энергетический комплекс, добывающая промышленность, воспроизводство минерально-сырьевой базы, машиностроение, конверсия оборонной промышленности, строительство);
- сельское хозяйство и рыболовство;
- охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, картография, геодезия, стандартизация, метрология;
- транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика:
- развитие рыночной инфраструктуры (малый бизнес и предпринимательство, прочие мероприятия);
- жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство;
- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (государственная программа, предупреждение, гражданская оборона);
- культура, искусство, кинематография;
- средства массовой информации;
- здравоохранение и физическая культура;
- социальная политика;
- обслуживание и погашение государственного долга (внутренний и внешний);
- пополнение государственных запасов и резервов;
- региональное развитие;
- утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение Международных договоров;
- прочие (резервные фонды, проведение выборов и референдумов, финансовая помощь бюджетам других уровней, ссуды, прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам).[11]
Классификация расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат, позволяет рационально использовать бюджетные средства и является необходимой базой для эффективного контроля за использованием бюджетных средств.
Рисунок 1 – Классификация расходов бюджета
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на:
1) текущие расходы
2) капитальные расходы.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую деятельность органов государственной власти регионов, оказание государственной поддержки местным бюджетам.
Капитальные расходы бюджетов - часть бюджетов, которая направляется на финансирование инвестиционной деятельности (капитальные вложения на новое строительство, приобретение основных фондов, капитальный ремонт основных фондов).
Как текущие, так и капитальные расходы определяются в бюджете органами власти субъектов Российской Федерации исходя из задач, стоящих перед ними.
Основная проблема региональных органов власти - обеспечить экономическое и социальное развитие подведомственных им территорий. На решение этой задачи нацелены бюджеты республик, краев, областей, автономных образований
Главное направление использования региональных финансов - финансирование социальной и производственной инфраструктуры.
В расходной части бюджетов может быть предусмотрено создание резервных фондов органов исполнительной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации при утверждении бюджетов субъектов федерации на очередной финансовый год.
В бюджетах регионов занимают значительную долю расходов ассигнования на развитие отраслей народного хозяйства региона (промышленность, энергетика, строительство транспорт). В сельскохозяйственных областях правомерно должен быть отдан приоритет ассигнованиям на развитие сельского хозяйства.
Таким образом, каждый субъект РФ имеет свои особенности в развитии экономики и социально-культурной сферы. Бюджет субъекта РФ - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Расходы бюджетов представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствии с законами о бюджетах на конкретный финансовый год. Экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В соответствии с экономической классификацией выделяют текущие и капитальные расходы. Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства. Классификация расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат, позволяет рационально использовать бюджетные средства и является необходимой базой для эффективного контроля за использованием бюджетных средств.
1.2 Планирование бюджетных ассигнований бюджета Оренбургской области
Общий объем расходов областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов формируется с учетом прогнозируемых темпов роста экономики области, необходимости установления дефицита областного бюджета на уровне, не превышающем 10,0 процентов от общего годового объема доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, а также обеспечения экономически безопасной долговой нагрузки на областной бюджет.
Предельные объемы бюджетных ассигнований для главных распорядителей средств областного бюджета определяются исходя из объемов бюджетных ассигнований, утвержденных Законом Оренбургской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2010 годов», с учетом реализации мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Оренбургской области, оптимизации бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики в Оренбургской области, и отраслевых особенностей формирования расходов бюджета.[7]
В предельных объемах бюджетных ассигнований учтены средства, планируемые к получению из федерального бюджета (согласно закону о федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов) и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также расходы инвестиционного характера.
Основными направлениями оптимизации расходов областного бюджета является сокращение расходов областного бюджета на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд, капитальных вложений в строительство (реконструкцию) объектов государственной собственности, на предоставление муниципальным образованиям субсидий на софинансирование строительства (реконструкции) объектов муниципальной собственности.
При определении предельных объемов бюджетных ассигнований учитывалась необходимость безусловного выполнения публичных обязательств перед населением области (включая платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения области), финансового обеспечения переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Оренбургской области, а также реализации планов мероприятий, обеспечивающих решение задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации и отраженных в «дорожных картах», утвержденных Правительством Оренбургской области.[7]