Файл: Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации,их оптимизация.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 403
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования расходов субъекта РФ
1.1 Состав и структура расходов бюджета субъекта Российской Федерации
1.2 Планирование бюджетных ассигнований бюджета Оренбургской области
Глава 2. Анализ расходов бюджета Оренбургской области
2.1 Анализ исполнения областного бюджета за 2017 год
2.2 Основные направления расходов в бюджете Оренбургской области на 2018-2020 годы
2.3 Оптимизация расходной части бюджета Оренбургской области
Уменьшение расходов по госпрограмме «Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Оренбургской области в 2014–2020 годах» обусловлено в основном прекращением срока реализации подпрограммы «Формирование современной городской среды в муниципальных образованиях Оренбургской области на 2017 год». Увеличение по госпрограмме «Управление государственными финансами и государственным долгом Оренбургской области» сложилось в результате планируемого основного мероприятия «Стабилизация финансовой ситуации и финансовое обеспечение непредвиденных расходов в Оренбургской области».
Законом по всем госпрограмм вносятся изменения в объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными на момент проведения экспертизы объемами в паспортах госпрограмм. Относительно объемов финансирования, утвержденных паспортами программ на 2018 год, увеличение предусмотрено по 22 госпрограммам, уменьшение по 2 госпрограммам: «Воспроизводство и использование природных ресурсов Оренбургской области» на 2014–2020 годы и «Развитие транспортной системы Оренбургской области» на 2015–2020 годы.
Бюджетные ассигнования на осуществление непрограммных мероприятий предусмотрены в Законе на 2018 год в общем объеме 866 254,7 тыс. рублей, что на 15 884,5 тыс. рублей, или на 1,9% больше бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на 2017 год (850 370,2 тыс. рублей). Бюджетные ассигнования на 2019 год предусмотрены в объеме 1 179 031,4 тыс. рублей, что на 35,8% больше по сравнению с предыдущим годом, на 2020 год – 840 981,7 тыс. рублей, что на 28,5% меньше по сравнению с предыдущим годом.
Увеличение непрограммых расходов в 2019 году обусловлено планированием ассигнований по целевой статье «Проведение выборов в Оренбургской области».
Основную долю в непрограммной части бюджета на 2018–2020 годы составляют расходы по целевым статьям «Центральный аппарат», «Обеспечение деятельности аппарата мировых судей Оренбургской области» и «Материально-техническое и хозяйственное обеспечение деятельности мировых судей Оренбургской области». Наибольшая сумма бюджетных ассигнований по непрограммным мероприятиям предусмотрена по следующим видам расходов «Расходы на выплату персоналу государственных (муниципальных) органов» и «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
2.3 Оптимизация расходной части бюджета Оренбургской области
В целях повышения эффективности бюджетного планирования, а также обеспечения полноты финансирования государственных полномочий Оренбургской областью с 2014 года в рамках осуществления бюджетного процесса проводится работа по формированию реестра расходных обязательств Оренбургской области.
В рамках реализации Программы реформирования порядок составления проекта областного бюджета был дополнен:
- принципом «скользящей трехлетки», в котором закреплены механизмы корректировки показателей бюджета на очередной финансовый год и первый год планового периода с учетом показателей бюджета текущего года, а также добавления показателей второго года планового периода;
- мероприятием по проведению публичных слушаний по проекту областного бюджета.
Ключевыми принципами установленного порядка планирования бюджетных ассигнований являются:
- планирование деятельности органов государственной власти в разрезе государственных функций, структурированных по типам (выработка государственной политики, контроль и надзор, управление имуществом, оказание государственных услуг);
- взаимоувязка с реестром расходных обязательств оренбургской области и установленными государственными полномочиями оренбургской области как субъекта Российской Федерации;
- ежегодная инвентаризация органами государственной власти осуществляемых функций путем анализа изменений и дополнений в действующее законодательство российской федерации и оренбургской области, влияющее на перечень и содержание государственных полномочий субъектов Российской Федерации;
- разделение расходных обязательств на действующие и принимаемые;
- группировка бюджетных ассигнований по видам в соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации;
- необходимость установления показателей результатов использования бюджетных ассигнований.
Порядком также закреплена методика планирования по каждому виду бюджетных ассигнований, которые установлены в Бюджетном кодексе Российской Федерации, методы расчетов объемов бюджетных ассигнований и общие подходы к распределению бюджета принимаемых обязательств.
Порядок конкурсного распределения бюджета принимаемых обязательств. В соответствии с порядком распределение бюджета принимаемых обязательств должно осуществляться на основании подготавливаемых органами исполнительной власти обоснований необходимости осуществления бюджетных ассигнований, которые оформляются в виде проекта, и расчетов объемов финансирования.
Для каждого проекта рассчитываются показатели эффективности (социальной, бюджетной, экономической). Окончательное распределение бюджета принимаемых обязательств осуществляется уполномоченной комиссией с учетом уровня соответствия каждого проекта приоритетам социально-экономического развития области.
Как видно из анализа текущей ситуации, в Оренбургской области сформированы механизмы среднесрочного финансового планирования, которые нацелены на повышение объективности, целесообразности и эффективности распределения бюджетных средств:
- реестра расходных обязательств;
- порядок планирования бюджетных ассигнований;
- порядок распределения бюджета принимаемых обязательств;
- составление проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Однако, принимая во внимание достигнутые результаты, стоит выделить ряд актуальных задач, которые будут способствовать дальнейшему совершенствованию практики распределения бюджетных средств:
- увязка инструмента формирования и ведения реестра расходных обязательств с:
- - реестром государственных контрактов;
- - перечнем государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями;
- - реестром государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти;
- - государственными функциями, исполняемыми органами исполнительной власти области;
- разработка формализованного порядка и системы критериев, на основании которых определяются предельные объемы бюджетных ассигнований, доводимых до главных распорядителей средств областного бюджета в процессе составления проекта областного бюджета. В соответствующей системе показателей необходимо заложить программно-целевые принципы распределения бюджетных средств в соответствии со стратегическими целями и задачами развития региона;
- закрепление и внедрение практики формирования главными распорядителями средств областного бюджета обоснований бюджетных ассигнований в процессе планирования областного бюджета. В основу соответствующей практики должны быть положены инструменты управленческого учета в органах исполнительной власти области и формирования нормативов затрат на предоставление государственных услуг.
В ходе реализации Программы планируется осуществление следующих мероприятий по данному направлению:
- разработка методики разделения расходных обязательств на действующие и принимаемые и увязки их с реестром государственных контрактов;
- разработка и утверждение порядка определения предельных объемов бюджетных ассигнований, доводимых до главных распорядителей бюджетных средств области в процессе составления проекта бюджета;
- совершенствование порядка планирования бюджетных ассигнований в части представления главными распорядителями средств областного бюджета обоснований бюджетных ассигнований;
- законодательное закрепление обязательности представления перечня целевых программ (долгосрочных, ведомственных, государственных) в составе материалов, представляемых в законодательное собрание оренбургской области с проектом бюджета;
- ежегодная оценка целевого индикатора «процент абсолютного отклонения утвержденного объема расходов областного бюджета на первый год планового периода от объема расходов соответствующего года при его утверждении на очередной финансовый год»;
- ежегодная оценка целевого индикатора «доля условно утвержденных на плановый период расходов областного бюджета».
Планируемыми результатами реализации Программы по данному направлению являются:
- наличие установленного порядка определения предельных объемов бюджетных ассигнований оренбургской области, доводимых до главных распорядителей бюджетных средств в процессе составления проекта бюджета;
- внедрение практики предоставления обоснований бюджетных ассигнований при планировании областного бюджета;
- значение целевого индикатора «процент абсолютного отклонения утвержденного объема расходов областного бюджета на первый год планового периода от объема расходов соответствующего года при его утверждении на очередной финансовый год» составляет менее 3 процентов;
- значение целевого индикатора «доля условно утвержденных на плановый период расходов областного бюджета» составляет более 11,5 процента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджет субъекта РФ - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Расходы бюджетов представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствии с законами о бюджетах на конкретный финансовый год. Экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В соответствии с экономической классификацией выделяют текущие и капитальные расходы. Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства. Классификация расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат, позволяет рационально использовать бюджетные средства и является необходимой базой для эффективного контроля за использованием бюджетных средств.
Субъект Российской Федерации предоставляет денежные средства субъекту бюджетного финансирования не в силу существующего между ними денежного обязательства, а в силу того, что субъект Российской Федерации в процессе предоставления этих денежных средств реализует свою функцию публичного характера, выступая в качестве политического субъекта.
Расходы областного бюджета в 2017 году составили 75,5 млрд руб. Основные средства были направлены на социальную политику, образование, здравоохранение, что подтверждает социальную направленность бюджетных расходов. Финансирование поддержки сельского хозяйства, с учетом субсидий из федерального бюджета, составило 3,6 млрд руб., всех видов транспорта, вместе с межбюджетными трансфертами – 600 млн руб., дорожной деятельности и осуществления безопасности дорожного движения – 8,9 млрд руб. Областной бюджет исполнен с дефицитом в сумме 52,7 млн рублей.
Государственный внутренний долг региона по сравнению с 1 января 2017 уменьшился на 1,4 млрд рублей и по состоянию на 1 января этого года составил 27 миллиардов.
Расходы областного бюджета согласно Закону об областном бюджете составят: в 2018 году – 72 802 963,1 тыс. рублей, в 2019 году – 72 854 869,3 тыс. рублей, в 2020 году – 74 789 401,0 тыс. рублей.
Основная сумма бюджетных ассигнований (в 2018 году– 87,7%, в 2019 году – 85,0%, в 2020 году – 83,5%) предусмотрена пяти главным распорядителям бюджетных средств: минобразования области, минздрав области, минсоцразвития области, минфин области, минстрой области. В структуре общего объема расходов наибольший удельный вес составят расходы на социальную политику (в 2018 году – 34,5% от общей суммы расходов; в 2019 году – 34,7%; в 2020 году – 33,9%), образование (в 2018 году – 25,2% от общей суммы расходов; в 2019 году – 24,0%, в 2020 году – 23,4%), национальную экономику (в 2018 году – 13,2% от общей суммы расходов; в 2019 году – 14,0%; в 2020 году – 14,4%) и здравоохранение (в 2018 году - 8,0% от общей суммы расходов; в 2019 году – 7,8%, в 2020 году – 7,4%).
Обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием реализации государственной политики. Для этого должен быть подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться, их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.