Файл: Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации,их оптимизация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 407

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При отсутствии возможностей для наращивания общего объема расходов областного бюджета органы исполнительной власти (главные распорядители средств областного бюджета), распределяя предельные объемы бюджетных ассигнований, самостоятельно осуществляют распределение бюджетных ассигнований исходя из приоритета вышеуказанных направлений.

Распределение предельных объемов бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Оренбургской области осуществляется с учетом необходимости достижения наилучших значений показателей, установленных для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 года № 1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Областной бюджет на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов формируется на основе государственных программ Оренбургской области, в связи с чем формируется распределение ассигнований по государственным программам (подпрограммам), разделам, подразделам и видам расходов (группам, подгруппам).[5]

Расходы на реализацию мероприятий, включенных в государственные программы Оренбургской области, определяются с учетом предельных объемов бюджетных ассигнований, доведенных до главных распорядителей средств областного бюджета (ответственным исполнителям, соисполнителям, участникам государственных программ) и достижения целевых показателей.

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий государственных программ планируются с учетом предполагаемых изменений в государственные программы, направленных на достижение значений индикативных показателей.

Расходы областного бюджета на обеспечение выполнения функций, оказание государственных услуг (выполнение работ) областными государственными учреждениями формируются исходя из нормативов их финансового обеспечения с учетом результатов оценки потребности в оказании государственными учреждениями Оренбургской области государственных услуг в порядке, установленном постановлением Правительства Оренбургской области от 15 мая 2012 года № 408-п «Об утверждении порядка проведения ежегодной оценки потребности в оказании государственными учреждениями Оренбургской области государственных услуг и учета результатов оценки при формировании расходов областного бюджета».


Объемы бюджетных ассигнований для предоставления их в виде межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов формируются с учетом реализации задач по повышению уровня и качества жизни граждан, улучшению условий жизни человека, решению социальных проблем, обеспечению исполнения социальных обязательств перед инвалидами, другими наиболее незащищенными категориями граждан, повышению адресности и эффективности социальной политики. [7]

Субсидии муниципальным образованиям из областного бюджета предусматриваются в соответствии с перечнем расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, целевых показателей результативности предоставления субсидий и их значений.

Средства на обеспечение выплаты уральского коэффициента сверх минимального размера оплаты труда предусматриваются главными распорядителями средств областного бюджета в пределах средств, доведенных до них в виде предельных объемов бюджетных ассигнований.

Глава 2. Анализ расходов бюджета Оренбургской области

2.1 Анализ исполнения областного бюджета за 2017 год

Бюджет Оренбургской области на 2017 год исполнялся на основании Закона Оренбургской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 20.12.2017. Далее в Закон об областном бюджете 7 раз вносились изменения. В результате вносимых изменений доходы областного бюджета увеличены на 4 826 486,8 тыс. рублей, или на 6,8% и утверждены в сумме 75 327 306,3 тыс. рублей, расходы увеличены на 3 982 641,0 тыс. рублей, или на 5,5% и утверждены в сумме 76 335 443,7 тыс. рублей, дефицит уменьшен на 843 845,8 тыс. рублей, или на 45,6% и утвержден в сумме 1 008 137,4 тыс. рублей.

Относительно 2016 года доходы увеличились на 0,6%, или на 479 767,9 тыс. рублей, расходы на 51 243,7 тыс. рублей, дефицит уменьшился на 428 524,3 тыс. рублей, или на 89,1%. (Рисунок 2)[6]

Рисунок 2 - Основные параметры исполнения бюджета Оренбургской области в 2015-2017 годах


Законом об областном бюджете бюджетные назначения на 2017 год по расходам предусмотрены в объеме 76 335 443,7 тыс. рублей.

В 2017 году областной бюджет по расходам исполнен в объеме 75 469 132,3 тыс. рублей, что составляет 98,8% от бюджетных назначений, предусмотренных росписью (76 353 656,8 тыс. рублей), и 98,9% от суммы расходов, утвержденных Законом об областном бюджете (76 335 443,7 тыс. рублей). Объем неисполненных бюджетных назначений составил 884 524,6 тыс. рублей от назначений росписи и 866 311,4 тыс. рублей от назначений, утвержденных Законом об областном бюджете. (Рисунок 3)[6]

Рисунок 3 – Исполнение бюджета Оренбургской области по расходам по сравнению с годовыми назначениями, млн. руб.

Основными причинами, обусловившими неисполнение бюджетных назначений по расходам в полном объеме, являются:

- финансирование расходов в объеме, меньше прогнозируемого уровня, в связи с заявительным характером выплаты пособий, компенсации, мер социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам;

- уточнение бюджетных ассигнований в декабре 2017 года на сумму дополнительных поступлений доходов, образующих параметры дорожного фонда,

- оплата работ и услуг на основании актов выполненных работ; длительность конкурсных процедур; экономия по итогам проведения конкурсных процедур.

В структуре произведенных в отчетном периоде расходов областного бюджета наибольший удельный вес приходится на расходы по разделам 1000 «Социальная политика» – 32,1% (24 198 435,5 тыс. рублей), 0700 «Образование» – 23,4% (17 622 401,7 тыс. рублей), 0400 «Национальная экономика» – 19,9% ( 14 986 556,2 тыс. рублей).(Рисунок 4)[26]

Рисунок 4 – Структура исполнения областного бюджета по расходам в 2017 году

По сравнению с уровнем 2016 года (75 417 888,6 тыс. рублей) расходы областного бюджета в 2017 году увеличились на 0,1%, или на 51 243,7 тыс. рублей. Исполнение расходов областного бюджета осуществлялось 28 главными распорядителями бюджетных средств. Большая часть ассигнований предусмотрена минобразования области, на долю которого приходится 24,1% (18 183 570,9 тыс. рублей) и минздрав области – 22,4% (16 908 854,7 тыс. рублей).

Структура расходов, произведенных за 2017 год, в разрезе видов расходов характеризуется высокой долей финансирования по кодам 530 «Субвенции» – 20,2% (15 221 065,8 тыс. рублей), 324 «Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения» – 12,8% (9 625 149,3 тыс. рублей), 313 «Пособия, компенсации, меры социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам» и 611 «Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)» – по 9,0% (6 772 227,2 тыс. рублей и 6 764 133,9 тыс. рублей соответственно), 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» – 8,3% (6 294 981,9 тыс. рублей).


Бюджетные назначения на реализацию программных мероприятий в 2017 году согласно данным сводной бюджетной росписи предусмотрены в общей сумме 75 498 839,0 тыс. рублей, Законом об областном бюджете ассигнования на реализацию госпрограмм утверждены в размере 75 487 891,7 тыс. рублей. Финансирование расходов областного бюджета осуществлялось в рамках 25 госпрограмм. Общая сумма расходов на реализацию госпрограмм составила 74 623 886,4 тыс. рублей, или 98,8% к назначениям, утвержденным сводной бюджетной росписью.

Рисунок 5 – Распределение бюджетных ассигнований в текущем году на реализацию основных направлений развития Оренбургской области в рамках госпрограмм в 2017 году

Доля расходов на программную часть в общих расходах областного бюджета составляет 98,9%, что на 0,4% больше, чем в 2016 году. Доля непрограммных расходов бюджета в 2017 году составила 1,1% (в 2016 году 1,5%).

В течение 2017 года по всем госпрограммам вносились изменения (количество раз от 1 до 4). Наибольшее количество изменений, было внесено в госпрограммы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014 – 2020 годы, «Развитие культуры Оренбургской области» на 2014 – 2020 годы – 4 раза.

Наибольший объем финансирования по государственным программам Оренбургской области приходится на социальную сферу (образование, здравоохранение, социальную поддержку населения) – 62,8%. Расходы на экономику и промышленность составили 20,8%, государственное управление – 10,2%.

Несмотря на проводимую корректировку, объемы бюджетных ассигнований пяти госпрограмм отличаются от назначений, предусмотренных Законом об областном бюджете на реализацию данных программ.

По госпрограммам «Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Оренбургской области на 2014 – 2020 годы», «Защита населения и территории Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Оренбургской области» на 2015 –2020 годы объем финансирования на 2017 год был изменен в марте 2018 года. По госпрограммам «Информационное общество Оренбургской области» на 2014–2020 годы, «Реализация региональной политики в Оренбургской области» на 2014 год и на перспективу до 2020 года, «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014–2020 годах» изменения не вносились.

По отношению к показателям сводной бюджетной росписи уровень исполнения расходов в рамках госпрограмм в 2017 году составил 98,8%. В полном объеме расходы на реализацию программных мероприятий исполнены по 4 госпрограммам: «Оказание содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014–2016 годы, «Развитие физической культуры, спорта и туризма» на 2014–2020 годы, «Содействие созданию новых мест с целью ликвидации второй смены в общеобразовательных организациях Оренбургской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения» на 2016–2025 годы, «Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан в Оренбургской области» на 2017–2020 годы, по 13 госпрограммам исполнение сложилось на уровне выше 98% от бюджетных назначений, предусмотренных бюджетной росписью. Самое низкое исполнение бюджетных назначений сложилось по госпрограмме «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Оренбургской области» на 2014 - 2020 годы– 86,7%. Законом об областном бюджете не запланировано финансирование госпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Оренбургской области» на 2015-2020 годы.


По результатам оценки эффективности реализации госпрограмм в 2017 году, согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 23.04.2018 № 2239-пп «Об утверждении годового отчета о реализации государственных программ Оренбургской области за 2017 год» 2 госпрограммы получили коэффициент 1. Коэффициент от 0,95 до 0,99 получили 10 госпрограмм; 12 госпрограмм от 0,86 до 0,95, 1 госпрограмма - 0,84. Таким образом, эффективность реализации 12 госпрограмм признается высокой, 12 госпрограмм – средней и 1 госпрограммы удовлетворительной.

Всего на областную адресную инвестиционную программу бюджетные назначения на 2017 год предусмотрены в объеме 5 272 564,7 тыс. рублей. С 2017 года областная адресная программа формируется с учетом средств федерального бюджета.

В течение года 6 раз вносились изменения в Закон об областном бюджете, в части корректировки объемов инвестиций, расходы относительно первоначально утвержденной величины (3 349 485,3 тыс. рублей) увеличены на 1 923 079,4 тыс. рублей (57,4%) из них, увеличены объемы инвестиций по объектам государственной собственности суммарно на 930 405,1 тыс. рублей и объектам муниципальной собственности суммарно на 992 674,3 тыс. рублей.

Исполнение расходов составило 5 211 265,6 тыс. рублей, или 98,8% от объемов, предусмотренных бюджетом.

Удельный вес расходов на инвестиционную программу в общей сумме расходов годового бюджета составил 6,9% (в 2016 году – 3,5%). По сравнению с 2016 годом (2 605 807,0 тыс. рублей) кассовые расходы увеличились на 2 605 458,6 тыс. рублей, или в 2 раза, из которых по объектам государственной собственности увеличились на 1 272 281,4 тыс. рублей и объектам муниципальной собственности на 1 333 177,2 тыс. рублей. Наибольшее увеличение произведено по разделам: «Национальная экономика» на 1 460 506,6 тыс. рублей и «Образование» на 1 061 745,0 тыс. рублей и значительное уменьшение произведено по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 175 847,1 тыс. рублей. Расходы областного бюджета на инвестиционную программу в 2016-2017 годах отражены на рисунке 6.[4]

в млн. рублей

Рисунок 6 - Расходы областного бюджета на инвестиционную программу в 2016-2017 годах

Неисполнение областной адресной программы сложилось по объектам государственной собственности в общем объеме 58 061,3 тыс. рублей (2,2% от общего объема), из которых наибольшее неисполнение по объектам дорожного хозяйства 33 463,9 тыс. рублей (1,7% от предусмотренного объема) и культуры 24 000,1 тыс. рублей (81,2% от предусмотренного объема). Из 58 объектов государственной собственности по 3 объектам с планируемым объемом финансирования в размере 6 697,9 тыс. рублей кассовый расход не производился и по 7 объектам с планируемым общим объемом финансирования в размере 47 419,8 тыс. рублей кассовый расход произведен на сумму не превышающую 50% от запланированного объема на каждый объект.