Файл: Интеграционные процессы управления инновационным проектом.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие инновационной деятельности предприятия
1.2. Основные подходы к интеграции процессов управления инновационными проектами
Глава 2. Анализ управления инновационной деятельностью на примере ПАО «Альфа-Банк»
2.1. Краткая характеристика ПАО «Альфа-Банк»
2.2. Анализ инновационной деятельности в банке
Глава 3. Разработка инновационного проекта, направленного на развитие ПАО «Альфа-Банк»
Социально-психологический эффект определяется реакцией населения на внедренные банком нововведений (чем выше степень удовлетворенности населения услугами банка и уровень финансовой грамотности, тем выше социальный эффект от внедрения финансовых инноваций).
Для выявления реакции населения на финансовые инновации было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 120 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет неоконченного высшего, высшего и средне специального образования. Всем предлагалось ответить на вопросы анкеты, касающиеся отношения населения к финансовым инновациям в банках и уровня финансовой грамотности населения. Так, при ответе на вопрос «Как вы оцениваете уровень инноваций в финансовой сфере» 14,3 % опрошенных ответили, что высокий; 9,1 % - низкий; 40,3 % - скорее низкий; 36,4 % - скорее высокий (см. рис. 2).
Рисунок 2 – Уровень финансовых инноваций в ПАО «Альфа-Банк» по мнению опрошенных
Большая доля ответов «скорее…» объясняется, на наш взгляд, недостаточной финансовой грамотностью и недоверием к банковскому сектору в целом. В общем виде, если сложить ответы «низкий» и «скорее низкий» и «высокий» и «скорее высокий», то результаты получаются 49 и 51 % соответственно.
Рисунок 3 – Уровень доверия населения к ПАО «Альфа-Банк»
На вопрос «Пользуетесь ли Вы электронными услугами Альфа-банка» (см. табл. 4) 52 % ответили «да» и 48 % «нет».
Таблица 4
Использование электронных услуг
Вопрос |
Ответ, % |
|
да |
нет |
|
Пользуетесь ли Вы электронными услугами Альфа-Банка |
52 |
48 |
Далее респондентам был задан вопрос по поводу недостатков и преимуществ использования дистанционного обслуживания (см. табл. 5).
Таблица 5
Преимущества и недостатки дистанционного обслуживания
Преимущества |
% |
Рейтинг |
Недостатки |
% |
Рейтинг |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Отсутствие специальной подготовки для того, чтобы управлять своим счетом на сервере |
24 |
2 |
Низкий уровень защиты персональных данных |
32 |
2 |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Процедура подключения к Интернет-банкингу не требует особых навыков и знаний |
36 |
1 |
Частые сбои в системе |
47 |
1 |
Экономия времени |
22 |
3 |
Недоверие ко всем услугам банка |
21 |
3 |
удобство |
13 |
4 |
Опрос показал, что клиенты банка больше всего ценят то, что пользоваться данной услугой можно без особых навыков и знаний (36%) и управлять своим счетом без специальной подготовки (24 %). Экономия времени - на 3 месте (22 %), а удобство на последнем (18%).
Рассматривая недостатки, следует отметить, что первое место занимают частые сбои в системе (47%), 2 – низкий уровень защиты персональных данных (32%), 3 – недоверие ко всем банковским услугам (21 %). Причина такой ситуации во многом кроется в том, что в советские времена большая часть населения потеряла все свои сбережения. К тому же постоянные кризисы отнюдь не добавляют доверия к государству, а, следовательно, и к банковскому сектору. Особенно это видно по ответам, которые дали респонденты в возрасте от 40 до 60 лет. Они вовсе не используют услуги дистанционного обслуживания и на вопрос «Как часто Вы посещаете банк» ответили раз в месяц. При этом основными операциями, которые они совершают, это операции с картами, в основном с зарплатными.
Что касается интереса населения к инновациям, то 27 % интересуются и периодически следят за новинками, остальные 73 % - не интересуются данным вопросом.
При ответе на вопрос «Из каких источников Вы узнаете об инновациях» российские респонденты в основном узнают о новинках в банках и небанковских кредитных организациях из интернета и по телевидению (см. табл. 6). Не интересуются данным вопросом 14,3 % отпрошенных.
Таблица 6
Источники информации о финансовых инновациях, по мнению опрошенных
Источник |
% |
газеты и журналы |
9,0 |
интернет |
36,7 |
телевидение |
25,8 |
радио |
5,2 |
не интересуюсь данным вопросом |
14,3 |
другое |
9,0 |
Кроме того, важным фактором при определении социального эффекта финансовых инноваций является уровень финансовой грамотности населения. Проведенное исследование показало, что уровень финансовой грамотности клиентов Альфа-Банка достаточно низок. Лишь 27 % клиентов интересуются новыми разработками в банковском секторе. Однако порядка 52 % активно используют дистанционные технологии: интернет-банкинг, мобильный банкинг. Низкая доля использования дистанционного обслуживания объясняется частыми сбоями в системе (47%), низким уровнем защиты персональных данных (32%) и недоверием ко всему банковскому сектору (21%). Все это позволяет сделать вывод о том, что уровень социального эффекта от внедрения финансовых инноваций в банке остается на низком уровне.
Научно-технический эффект характеризует уровень научных разработок в области финансовых инноваций в банковской сфере и определяется с помощью рейтинговой оценки, то есть суммарного значения 5 оценочных показателей: новизна, оптимальность, практическая польза, изобретательский уровень, использование передовых технологий (см. табл. 7).
Таблица 7
Определение научно-технического эффекта от внедрения
интернет-банкинга на рынке услуг населения
Критерии |
Значение |
1 категория |
1 категория |
3 категория |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
новизна |
0,3 |
- |
- |
X |
практическая польза |
2,0 |
X |
- |
- |
изобретательский уровень |
0,5 |
- |
X |
- |
Продолжение таблицы 7
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
использование передовых технологий |
2,0 |
X |
- |
- |
оптимальность |
0,5 |
- |
X |
- |
Рассчитаем научно-технический эффект от внедрения интернет-банкинга на рынке услуг населения. Сумма баллов (рейтинговое число):
0,3 * 3 + 2 * 1 + 0,5 * 2 + 2 * 1 + 0,5 * 2 = 6,9.
Рейтинг в банках имеет вид:
1 категория – высокий уровень эффективности > 3,9,
2 категория – средний уровень эффективности 1,9 – 3,8,
3 категория – низкий уровень эффективности ≤ 1,8.
Итак, внедрение интернет-банкинга относится к 1 категории, следовательно, имеет высокий уровень научно-технического эффекта. Это был некий прорыв на рынке услуг населения, поскольку существовавшая в то время система Клиент Банк обслуживала исключительно юридических лиц.
Заметим, что от внедрения данной финансовой инновации в последующих банках или небанковских кредитных организациях научно-технический эффект будет снижаться (рейтинговое число будет равным 4 и менее), поскольку снижается степень новизны и изобретательский уровень. Таким образом, научно-технический эффект показывает место конкретной финансовой инновации в области научных разработок и позволяет кредитной организации заблаговременно определить эффективность ее внедрения.
Выводы
Проведенное исследование позволяет выявить следующие проблемы в инновационной деятельности ПАО «Альфа-Банк».
Таблица 8
Проблемы в инновационной деятельности ПАО «Альфа-Банк»
и пути их решения
Проблема |
Причина |
Пути решения |
49 % клиентов банка оценивают уровень инноваций как низкий |
В филиале ПАО «Альфа-Банк» в г.Сызрани отдела по инновационному развитию нет. Процесс создания инновационных продуктов осуществляется работой отдела маркетинга. Это связано с тем, что филиал банка не может позволить себе лишние расходы на содержание отдела, занимающегося только инновационными разработками. |
Внедрение модели формирования стратегического инновационного управления в ПАО «Альфа-Банк» |
По мнению 32 % клиентов банка уровень защиты персональных данных низкий. 21 % клиентов высказывают недоверием ко всему банковскому сектору. |
Причина такой ситуации во многом кроется в том, что в советские времена большая часть населения потеряла все свои сбережения. К тому же постоянные кризисы не добавляют доверия к государству, а, следовательно, и к банковскому сектору. |
Внедрение биометрической камеры для идентификации клиентов |
Глава 3. Разработка инновационного проекта, направленного на развитие ПАО «Альфа-Банк»
3.1. Содержание инновационного проекта
Инновационная стратегия – план действий банка, направленная на создание конкурентной позиции, формирование портфеля инноваций, разработку и выбор методов управления ими, а также контроль в целях достижения поставленной цели.
Формирование любой стратегии предполагает создание механизма ее реализации. В филиале ПАО «Альфа-Банк» в г.Сызрани отдела по инновационному развитию нет. Процесс создания инновационных продуктов осуществляется работой отдела маркетинга. Это связано с тем, что филиал не может позволить себе лишние расходы на содержание отдела, занимающегося только инновационными разработками. В свою очередь работники отдела маркетинга на обладают достаточными знаниями для построения эффективного инновационного процесса.
В связи с этим нами предлагается модель формирования стратегического инновационного управления в рассматриваемом филиале ПАО «Альфа-Банк» (см. рис. 4).
Рисунок 4 - Модель формирования стратегического
инновационного управления в ПАО «Альфа-Банк»
Предлагаемый процесс стратегического инновационного управления включает в себя непосредственно стратегическое управление, состоящее из 4 этапов: предварительный, выбор инновационной стратегии, реализацию инновационной стратегии и контроль. Так, на предварительном этапе банк, прежде всего, формулируют цель, которую хотят достигнуть при внедрении инноваций. Устанавливаются миссия-предназначение, миссия-ориентация и миссия-политика организации, в которых подчеркивается приверженность к инновационной деятельности и инновационным стратегиям. Кроме того, производится оценка возможностей банка. Анализируется внутренняя среда и оценивается инновационный потенциал. Затем анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата. И, как результат первого этапа определяется инновационная позиция организации.