Файл: Интеграционные процессы управления инновационным проектом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы работы обусловлена тем, что инновационное развитие предприятий различных отраслей деятельности, обеспеченное активным внедрением новых форм организации и технологии производства, является фундаментальной основой положительной динамики не только отраслевых направлений производственной деятельности, но и национальной экономики в целом, определяя уровень социально-культурной формации общества.

Следовательно, необходимость совершенствования инструментария управления инновационной деятельностью, направленного на активное внедрение и широкое использование новых продуктов и производственных технологий в сфере строительного производства, предопределила актуальность темы исследования.

Целью работы является разработка инновационного проекта в целях развития ПАО «Альфа-Банк» (филиал в г.Сызрань).

Задачи работы обуславливаются его целью и включают в себя следующие пункты:

  • исследовать теоретические аспекты интеграционного процесса управления инновационными проектами;
  • провести анализ инновационной деятельности в ПАО «Альфа-Банк» (филиал в г.Сызрань»);
  • обосновать инновационный проект развития ПАО «Альфа-Банк» (филиал в г.Сызрань).

Объектом исследования является филиал ПАО «Альфа-Банк» в г. Сызрань.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе разработки и внедрения инновационных проектов.

Теоретической основой исследования послужили теоретические положения, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на изучении кредитной системы, инноваций, финансового планирования. В курсовой работе использовались публикации по теме исследования в научной периодической печати и материалы научно-практических конференций.

Методологической основой исследования стали диалектический метод исследования и системный подход. В работе применялись такие методы и приемы исследования, как научная абстракция, группировка и сравнение, статистический и финансовый анализ, социологический опрос.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили материалы ПАО «Альфа-Банк», информационные материалы, опубликованные в периодической печати и размещенные в сети Интернет, а также материалы собственных эмпирических исследований и расчетов.


Глава 1. Теоретические аспекты интеграционного процесса управления инновационными проектами в организации

1.1. Понятие инновационной деятельности предприятия

Инновационная деятельность представляет собой особый вид деятельности, связанный с разработкой, созданием, освоением и коммерциализацией продуктовых и процессных инноваций[1].

Инновационная деятельность включает в себя следующую совокупность работ: НИОКР, экспериментальные разработки, подготовка и пуск производства, а также деятельность, обеспечивающая создание инноваций - приобретение патентов, лицензий, сертификация и стандартизация продуктов, маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции, подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности, организационная и финансовая деятельность[2].

Для инновационной деятельности характерна большая неопределенность и нестабильность, а значит и высокие риски, требующие обязательного управления ими с целью повышения качества и обоснованности управленческого решения. Для уменьшения неопределенности можно использовать методы снижения рисков, предложенные Р. А. Фатхутдиновым[3]. К ним относятся метод уклонения от рисков, метод диверсификации, метод локализации источников риска, метод диссипации риска, метод компенсации рисков, метод страхования риска, метод хеджирования

Реализация инноваций невозможна без привлечения и использования в этом процессе инвестиционных ресурсов. Однако, чем радикальнее идея, тем привлечение инвестиций более сложно. А задержка выделения инвестиций особенно на начальных этапах очень часто препятствует превращению идеи в инновацию[4]. Одна из ключевых проблем - крайне низкий уровень финансирования инновационной деятельности в России частным сектором. Затраты российского бизнеса на НИОКР составляют всего лишь около 0,3 % ВВП. Это в 7-10 раз меньше, чем в развитых странах. В странах ЕС доля крупных корпораций в затратах предпринимательского сектора на исследования и разработки занимает 75 %, в США - 65%[5]. Такое положение дел требует немалого внимания к финансовому аспекту управления инновационной деятельностью.


Кроме того, результаты инновационной деятельности предприятий определяются обеспеченностью кадрами с необходимыми для такой деятельности характеристиками, процессом обучения и развития персонала, а также организацией командной работы и наличием заинтересованности в инновационной деятельности, что объясняет то, что многие всемирно известные компании находятся в постоянном поиске и совершенствовании инструментов стимулирования инновационной деятельности сотрудников[6].

Другая особенность инновационной деятельности состоит в том, что б ее результате изменяется сам продукт, предметы труда или технология, и такие изменения объекта управления часто бывают непредсказуемыми. Часто инновационная деятельность сопровождается сопротивлением изменениям
со стороны работников или потребителей. Специалисты этой области давно осознали серьезность последствий сопротивления изменениям и накопили немалый опыт его преодоления. В ходе управления инновационной деятельностью данную проблему нужно учитывать и при необходимости прибегать к мерам преодоления такого сопротивления. Так, например, О. Ю. Амосов, проанализировав различные подходы к решению этого вопроса, выделил следующие мероприятия по преодолению сопротивления изменениям: обеспечение мотивации изменений, развитие персонала, формирование организационной культуры, проведение эффективной коммуникационной политики[7].

Инновационная деятельность нуждается в специфическом виде управления, которое учитывает все вышеперечисленные особенности данной деятельности и основной целью которого является создание среды, благоприятной для стимулирования инноваций. В таком случае можно обозначить и задачи управления, основными из которых являются следующие: 1) управление социальными и психологическими аспектами нововведений; 2) управление маркетинговыми исследованиями при реализации инноваций; 3) управление интеллектуальной собственностью; 4) управление творческим потенциалом сотрудников, 5) обеспечение необходимыми ресурсами; 6) управление рисками[8].

1.2. Основные подходы к интеграции процессов управления инновационными проектами


Рассмотрение особенностей функций управления инновационными проектами проведем на основе следующий общих функций управления: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование инновационной деятельности заключается в определении направлений инновационной деятельности в соответствие с принятыми прогнозами и предусматривает разработку системы планов, обеспечивающих достижения целей развития[9].

В зависимости от целей планирования различают следующие стадии планирования стратегическое, тактическое и оперативно-производственное. Стратегическое планирование инновационной деятельности представляет собой процесс формирования стратегии предприятия, обеспечивающей осуществление миссии и достижение хозяйственных целей предприятия в результате его эффективной инновационной деятельности[10]. Принято различат активные (технологические) и пассивные (маркетинговые стратегии). Стратегии первой группы подразделяются на стратегии лидерства и имитационные стратегии («следование за лидером»; «копирование», «зависимость», «усовершенствование»)[11]. К группе маркетинговых стратегий относятся такие стратегии, как дифференциация продукта при помощи инструментов и методов маркетинга, формирование статуса инновационно-ориентированной организации в системе восприятия потребителей, конкурентов, посредников и поставщиков, повышение наукоемкости капитала марки (бренда).

На основе стратегии формируется портфель новшеств и инноваций предприятия. Портфель инноваций представляет собой комплексно-обоснованный перечень новшеств покупных и собственной разработки, подлежащих внедрению в организации. Портфель новшеств представляет собой перечень разработанных организацией новшеств, подлежащих продаже[12].

Тактическое планирование можно назвать средством реализации стратегических планов. Тактический план охватывает период от одного года до двух лет. Как правило, при тактическом планировании разрабатывается бизнес-план, позволяющий оценить целесообразность освоения производства нового продукта, осуществить выбор приоритетных целей инновационного развития, определить показатели производства, товаров и услуг, спрогнозировать издержки и оценить риски.

Бизнес-план содержит такие характеристики проекта, как сроки, объемы необходимых ресурсов, порядок оценки проекта, технические характеристики и внешний вид нового продукта, подчеркиваются его преимущества и отличия от аналогов. Также в бизнес-плане представлен анализ рынка и потребности в новом продукте, указана информация о конкурентах, представлен план маркетинга, план производства и затраты на него, стратегия ценообразования, план материально-технического снабжения. В данном документе содержатся описание системы управления предприятием, план управления персоналом, определен правовой статус промышленного предприятия, юридические аспекты управления интеллектуальной собственностью, основные риски и подходы к управлению ими. Завершается документ финансовым планом инновационного проекта[13].


К понятию «бизнес-план» близко понятие «проект», отличающегося от первого большей конкретизацией. Проект нововведения - комплект проектной документации по реализации взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам и исполнителям научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи, приводящей к инновации[14].

Далее следует выделить особенности функции организации инновационного проекта предприятия[15].

Во-первых, данная функция заключается в формировании процессов, поддерживающий инновационную деятельность, например, в разработке схемы управления каждой стадией инновационного процесса в хронологической последовательности - от зарождения идеи до ее воплощения в готовом продукте и выводе его на рынок. Обобщенная схема организации инновационного процесса промышленного предприятия состоит из следующих стадий:

1. Формирование механизма сбора и анализа идей, появившихся внутри компании или полученных извне, и последующего их запуска в проработку. В случае рождения идей изнутри важно реализовать систему сбора, обработки и обеспечения обратной связи не только идей топ-менеджеров, но и идей руководителей среднего звена, а также рядовых работников. Продвижение внешних идей может осуществлять отдел маркетинга или служба сервиса[16].

2. Организация подготовки к разработке нового продукта, которая начинается с выполнения предпроектного исследования и завершается запуском проектного управления. В случае четкого обозначения инициатором инновационной идеи требований к новому продукту предоставления достоверной информации об объеме потенциального рынка и возможностях предприятия проектное управление вводится, минуя стадию предпроектного исследования. Вместе с открытием проекта назначается его руководитель, оговариваются ответственность, вопросы и способы взаимодействия всех участников. Важно, чтобы ответственность за проект целиком несла вся команда[17].

3. Организация создания опытного образца с последующим его испытаниями сначала внутри компании, затем у потенциального потребителя[18]. Для проведения внешних испытаний следует выделить специальную группу сотрудников, которая в ходе общения с потребителями сможет получать от них обратную связь.