Файл: Анализ кредитоспособности организации (на примере ЗАО «Автоколонна №1825»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты оценки кредитоспособности заемщика
1.1.Понятие кредитоспособности, её оценка и критерии
1.2 Информационная база оценки кредитоспособности юридических лиц
2 Оценка кредитоспособности предприятия ЗАО «Автоколонна №1825» по методике ПАО «Сбербанк России»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО«Автоколонна №1825»
2.2 Анализ количественных и качественных составляющих кредитоспособности ЗАО «Автоколонна №1825»
2.3Проблемы, возникающие при оценке кредитоспособности заемщика и возможные пути их решения
- свидетельство о регистрации или нотариально удостоверенную его копию;
- разрешение на занятие предпринимательской деятельностью с указанием срока функционирования (для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица);
- разрешение на занятие отдельными видами деятельности (лицензию).
2.Документы по технико-экономическому обоснованию, к которым относятся:
- бизнес-план на текущий год или на период пользования кредитом, если этот период менее года;
- технико-экономическое обоснование кредита;
- копии контрактов (договоров).
3.Финансовые документы. Среди данных документов первостепенное значение имеют:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах;
- суммы остатков на забалансовых счетах по полученным и выданным обеспечениям на отчетные даты за последние месяц и квартал, а также на дату подачи заявления;
-расшифровки кредиторской и дебиторской задолженности представленным балансам с указанием наименований кредиторов и должников и дат возникновения задолженности;
- справки банков об остатках на расчетных (текущих) и валютных счетах заемщика и наличии претензий к счетам;
- выписки банков по расчетным и валютным счетам за последние 6 месяцев.
4. Документы по предоставляемому обеспечению кредита.
В.В. Жарикова и О.И. Лаврушин а выделяют следующие внешние источники информации, которые имеют место в мировой практике [14, с. 123]:
1) нецентрализованную регистрацию кредитов;
2) нецентрализованную базу данных отчётности;
3) рейтинговые агентства;
4) кредитные бюро.
Централизованная регистрация кредитов, сокращенно ЦРК (CentrallCreditregisterss, CCCR), и централизованная база данных отчётности, ЦБДО (Centralfinаnciаllstatementssdatabase,CCFSD) −это услуги, предоставляемые европейскими нецентральными банками несамостоятельно либо совместно с небанковским сектором, являющимся основным потребителем такой информации.
Централизованные системы сбора информации существуют во многих развитых странах мира, в Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Португалии, Испании, США, Франции, и др. Централизованные системы функционируют поненациональному признаку, практически немонополизируя рынок отдельно взятой страны. Предоставление информации в ЦРК (и в некоторых странах в ЦБДО) носит необязательный характер, закреплённый на незаконодательном уровне. Главное отличие данных систем сбора информации от не рейтинговых агентств состоит в том, что последние неиспользуют информацию, предоставляемую не непосредственно заёмщиками, в то время как информация в нецентрализованные системы поступает от кредиторов, либо из общедоступных (непубличных) источников. Деятельность ЦPK и ЦБДO, как правило, не преследует цель извлечения прибыли, и плата за доступ к источникам информации необходима лишь для покрытия неоперационных издержек.
Присвоение кредитного рейтинга и необеспечение доступа к такой информации осуществляются двумя основными способами. Во-первых, незаинтересованные лица могут получить доступ к рейтингу предприятия или группы предприятий, оплатив стоимость подписки. Во-вторых, предприятия, непосредственно незаинтересованные в получении рейтинга кредитоспособности, могут обратиться в агентство и, оплатив стоимость вознаграждения, сделать свой рейтинг достоянием общественности. В дополнение к рейтинговым услугам агентство составляет на заказ отчет о кредитной истории потенциального заемщика. К тому же банк изучает цены на акции интересующих компаний, сравнивает их с ценами других компаний [15].
Рейтинговое Агентство «Эксперт PA» − первое в России независимое национальное рейтинговое агентство, созданное в 1997 г. журналом «Эксперт». Стратегическая цель Агентства− оказание всесторонней коммуникационно-аналитической не поддержки компаниям, неработающим на отечественном рынке.
Для формирования, хранения и использования кредитных историй существуют неспециализированные кредитные бюро, деятельность которых строго регламентирована законодательством, известны они и под некоторыми другими названиями, но чаще всё же называются бюро кредитных историй (БКИ).
На сегодняшний день в нашей стране бюро кредитных историй представляют специализированные коммерческие организации. Цель данных организаций − аккумулировать сведения о заёмщиках и выдаваемых им кредитных программах. Также данные бюро хранят собранные сведения и только с разрешения заёмщиков предоставляют собранную информацию новым предполагаемым кредиторам в целях упрощения оценки кредитоспособности заёмщика.
Кредитные бюро выступают в качестве неинформационных посредников, либо учрежденных и принадлежащих самим кредиторам, либо действующих независимо и получающих прибыль от своей деятельности. Кредиторы снабжают бюро данными о своих клиентах. Бюро сопоставляет их с информацией, полученной из других источников и формирует картотеку на каждого заемщика. Кредиторы при условии регулярности и достоверности предоставления информации о своих клиентах могут постоянно получать из бюро отчеты о кредитных операциях потенциальных заемщиков. Жесткость правил предоставления данных обусловлена тем, что кредитные бюро, особенно принадлежащие самим кредиторам, потенциально подвержены конфликту интересов: каждый хочет получать полную и достоверную информацию, не предоставляя своих данных. Другими словами, деятельность кредитных бюро основана на принципе взаимного обмена, который устанавливается в соглашении между бюро и кредитором [18, с. 161].
Необходимость получения информации из внешних независимых источников важна в связи с тем, что любая кредитная организация, даже имея хорошие кадры собственных аналитиков, приходит к тому, что рассматривает уровень кредитоспособности той или иной коммерческой организации со своей точки зрения. Это неизбежно, т.к. за продолжительный период времени кредитные аналитики формируют неопределенную корпоративную точку зрения на любой процесс. Альтернативная точка зрения необходима, чтобы анализировать информацию и в конечном итоге приходить к объективному заключению. В связи с этим любая кредитная организация должна иметь не только собственную службу кредитных аналитиков, но и использовать внешние источники информации.
Основным источником информации о кредитоспособности заемщика является его бухгалтерская отчетность: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.
Баланс представляет собой наибольший интерес для банка, поскольку именно он показывает зависимость организации от внешних и заемных источников финансирования, динамику кредиторской и дебиторской задолженности, состояние отношений с поставщиками и покупателями, направления инвестиционной деятельности и источники ее финансирования.
Таким образом, коммерческие банки могут получать информацию о заемщике из различных источников: от самого заемщика, от его поставщиков, покупателей, из бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности и т.д. Для более детального анализа кредитоспособности заемщика следует использовать различные источники информации с целью минимизации вероятности невозврата кредита.
2 Оценка кредитоспособности предприятия ЗАО «Автоколонна №1825» по методике ПАО «Сбербанк России»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО«Автоколонна №1825»
Закрытое акционерное общество «Автоколонна №1825» (ЗАО «АК № 1825) − дочернее предприятие Общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Оренбург».Дата регистрации ЗАО «АК № 1825»- 21 октября 1992 г. Основной государственный регистрационный номер: 1025601804986, ИНН: 5612002437. ОКПО: 3096621.Юридический адрес: 460052, г. Оренбург, ул. Лесозащитная, д. 20.
Основным видом деятельности предприятия является - деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию.
Компания также зарегистрирована в таких категориях как деятельность автомобильного грузового транспорта. Отрасль по ОКОНХ: «Автомобильное хозяйство».
АК №1825 − одно из старейших транспортных предприятий региона. Его история начинается 10 октября 1925 г., когда в г. Оренбург впервые было открыто автобусное движение. Первоначально АК располагала всего 4 автобусами Форд. Обслуживали их 8 человек.
Экономические изменения, происходящие в стране, определили перемены в структуре организации. В 1990 г. по решению трудового коллектива автоколонна была преобразована в арендное предприятие, а в 1992 г. − в акционерное общество, главным акционером которого в 1995 г. стало ООО «Оренбурггазпром». До 2000 г. АК №1825 занималась перевозкой пассажиров по вахтовым, специальным, городским, пригородным, междугородним маршрутам.
В настоящее время ЗАО поставляет свои услуги на рынок г. Оренбурга. Основной их потребитель − ООО «Газпром добыча Оренбург» и его дочерние предприятия. В среднем за сутки транспорт АК перевозит более 6 тыс. пассажиров.
ЗАО «АК №1825» − 5-кратный победитель областного конкурса «Лидер экономики», победитель смотра-конкурса «Лучшая организация работы по охране труда» среди предприятий г. Оренбурга, призёр регионального этапа всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности». Автоколонна включена во Всероссийский реестр социально ответственных предприятий и организаций за 2012 г.
За 90 лет предприятие из небольшой транспортной конторы выросло в крупную автоколонну. Но неизменными остались высокое качество предоставляемых предприятием услуг и их соответствие современным требованиям.
На сегодняшний день ЗАО «АК №1825» − это крупнейшее пассажирское автотранспортное предприятие области. Имея современную развитую производственно-техническую базу и высококвалифицированных специалистов, оно поставляет на рынок широкий спектр услуг, основным потребителем которых являются предприятия Группы «Газпром». На их долю приходится 92,8 % выручки от реализации этих услуг [24]. Автоколонна обеспечивает доставку работников Общества «Газпром добыча Оренбург», его дочерних предприятий и других организаций по 131 маршруту к объектам газохимического комплекса, 50 из этих маршрутов - вахтовые.
В настоящее время автоколонна насчитывает 265 единиц подвижного состава, из них 232 автобуса. Коллектив предприятия составляют 719 человек, в том числе 437 водителей [24].
Проанализируем финансовую устойчивость ЗАО«Автоколонна №1825» на основании данных бухгалтерского баланса за 2013-2015 гг., рассчитав основные показатели, к которым, как правило, относят: коэффициент автономии, коэффициент соотношения заемных и собственных средств, коэффициент покрытия инвестиций, коэффициента маневренности. Данные расчета отражены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели финансовой устойчивости ЗАО «Автоколонна №1825»
Показатель |
Значение показателя |
||
2013 |
2014 |
2015 |
|
Коэффициент автономии |
0,96 |
0,96 |
0,95 |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств |
0,04 |
0,04 |
0,05 |
Коэффициент покрытия инвестиций |
0,97 |
0,97 |
0,95 |
Коэффициента маневренности |
0,0015 |
0,0015 |
-0,001 |
Рассчитаем коэффициент автономии (финансовой независимости) за 2013-2015 гг., который характеризует независимость предприятия от заемных средств и показывает долю собственных средств в общей стоимости всех средств предприятия.
Нормативным общепринятым значением данного показателя считается от 0,5 до 0.8. Полученное в результате расчета значение данного показателя свидетельствует о незначительной зависимости предприятия ЗАО «АК №1825» от кредиторов и соответственно о высокой финансовой независимости. За весь рассматриваемый период коэффициент автономии практически не менялся.
Рассчитаем коэффициент соотношения заемных и собственных средств (Кзс). Этот коэффициент дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия и показывает, сколько единиц привлеченных средств приходится на каждую единицу собственных средств.
Данный показатель анализируют в динамике, рекомендуемое его значение менее 0,7. По результатам произведенных расчетов видно, что данный показатель находится в пределах нормативного значения, хотя и имеет тенденцию к увеличению, следовательно, мы можем говорить о высокой финансовой устойчивости предприятия.
Рассчитаем коэффициент покрытия инвестиций (Кпокр) за анализируемый период, который показывает экономическую устойчивость объекта инвестирования к внешним воздействиям. Кпокр отражает устойчивые источники финансирования деятельности инвестиционного объекта в его общем капитале.