Файл: Налоговый учет по акцизу (Характеристика налогооблагаемых операций).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическая аспекты налогообложения акцизами
1.1 Понятие и экономическая сущность акцизов
1.2 Налогоплательщики акцизов: акциз, налогоплательщик, производитель, операция
Глава 2. Характеристика налогооблагаемых операций
2.1 Индивидуальный предприниматель как налогоплательщик акцизов
2.2 Налогооблагаемые операции, совершаемые с подакцизными товарами их производителями
2.3 Налогооблагаемые операции, совершаемые иными лицами
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства.
Акцизам - разновидности косвенных налоговых платежей - законодатель уделяет в последнее время пристальное внимание. Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития; косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств. Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги давно уже зачастую вовсе не законы об обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления; и социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко определяют собой строй этих налогов.
Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов налоговых изъятий в виде акцизов, требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой • природы косвенных налогов.
Принятие Налогового кодекса Российской Федерации заложило фундаментальную основу правового регулирования налоговых отношений в России. В настоящее время главой 22 НК РФ определены основные элементы налогообложения акцизами - налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога. В соответствии с положениями Налогового кодекса принят также ряд подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам уплаты акцизов.
Вместе с тем, анализ действующего законодательства о налогах и сборах и правоприменительной практики позволяет выявлять негативные тенденции процесса нормативного регулирования налоговых отношений и разрабатывать комплекс мер, способствующих повышению качества правового регламентирования вопросов исчисления и взимания акцизов.
Объектом исследования является налоговое право Российской Федерации.
Предметом исследования являются сущность, необходимость и фискальная роль акцизов.
Цель работы – раскрыть сущность и особенности исчисления акцизов.
Задачи работы:
- Рассмотреть теоретические аспекты налогообложения акцизами
-Проанализировать особенности исчисления акцизов индивидуальными предпринимателями
-Охарактеризовать пути совершенствования акцизного налогообложения
Исходя из цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две курсовые работы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретическая аспекты налогообложения акцизами
1.1 Понятие и экономическая сущность акцизов
Акцизы (от фр. accise, от лат. accido - обрезаю) - это косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления, такие как табак, вино и ряд других. [11, c. 210]
Акцизы по своей сущности и природе схожи с таможенными пошлинами и НДС, но акцизы в отличие от таможенных платежей устанавливаются исключительно внутри страны.
Акцизы фактически уплачиваются потребителями, так как включаются в цену товаров или в тарифы на услуги. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется.
В настоящее время акцизы регулируются гл. 22 НК РФ.
На протяжении веков акцизы играли весьма важную роль в налоговой системе России, являясь прежде всего крупным фискальным источником. Необходимость же существования и применения акцизов в современных условиях связана, помимо фискальной функции, с потребностью государственного регулирования отдельных экономических и социальных процессов. Прежде всего это необходимость ограничения потребления товаров, использование которых наносит ущерб здоровью человека и состоянию окружающей среды. По этой причине практически во всех странах существуют сегодня акцизы на алкогольные напитки и табачные изделия.
В соответствии со ст. 179 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются [8, c. 73]:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Организации и иные лица, указанные ст. 179 НК РФ, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с гл. 22 НК РФ.
Объектом налогообложения акцизами, в соответствии со ст. 182 НК РФ, признаются следующие операции:
- реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
- продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
- передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
- передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;
- передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
- передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
- передача на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
- передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
- ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
- получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;
- получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина;
- передача одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации произведенного этилового спирта и (или) коньячного спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.
На 1 января 2014 г. подакцизными товарами являются [7, c. 49]:
- этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый;
- спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, за исключением алкогольной продукции, указанной в подп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ;
- алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%), за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации;
- табачная продукция;
- автомобили легковые;
- мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
- автомобильный бензин;
- дизельное топливо;
- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
- прямогонный бензин.
Подакцизными товарами в настоящее время не являются:
- лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;
- парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80% включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно;
- подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;
- виноматериалы.
1.2 Налогоплательщики акцизов: акциз, налогоплательщик, производитель, операция
В соответствии с п. 1 ст. 9 Налогового кодекса основными участниками налоговых правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются налогоплательщики.
Статьей 19 Налогового кодекса налогоплательщиками признаны организации и физические лица, на которых Налоговым кодексом возложена обязанность по уплате налогов. [1]
Таким образом, физические лица и организации, выступая в качестве налогоплательщиков, являются субъектами налогового права, имеющими общий круг прав и обязанностей (определенных в ст. ст. 21 и 23 Налогового кодекса).
Иными словами, налогоплательщик - это правовой статус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги.
Обязанность по уплате налога закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации как одна из основных обязанностей личности. Сущность этой обязанности раскрывается в ее содержании, в особенностях налога как публичного платежа. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П отмечается, что налог - это безусловное, атрибутивное условие государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.