Файл: Налоговый учет по акцизу (Характеристика налогооблагаемых операций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, конституционная обязанность по уплате налога с учетом принципа законного установления налога образует основу статуса налогоплательщика, т.е. совокупность обязанностей и прав, закрепленных налоговым законодательством.

Учитывая изложенное, статус налогоплательщика можно определить как юридически закрепленное состояние лица в сфере налоговых отношений в виде обязанности по уплате налогов, иных обязанностей, а также прав, способствующих выполнению основной налоговой обязанности и гарантирующих соблюдение конституционных прав личности.

При этом, если, с одной стороны, под налогоплательщиками понимаются физические лица и организации безотносительно к конкретным налогам и объектам налогообложения, то, с другой стороны, - эти физические лица и организации рассматриваются как плательщики конкретных налогов.

Таким образом, каждый налогоплательщик всегда имеет две составляющие своего правового статуса:

- базовый правовой статус - совокупность прав и обязанностей при уплате любых видов налогов, устанавливаемых Конституцией Российской Федерации и общими положениями Налогового кодекса;

- специальный правовой статус - совокупность предоставляемых налогоплательщику прав и возлагаемых на него обязанностей при уплате конкретного налога.

Соответственно, в абз. 1 ст. 19 Налогового кодекса речь идет лишь о потенциально возможной обязанности организаций и физических лиц, признаваемых плательщиками тех или иных налогов, а не об обязанности по уплате ими конкретной суммы налога. Такая обязанность в соответствии со ст. 44 Налогового кодекса возлагается на налогоплательщика только с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Понятие «налогоплательщик» является существенным элементом налогообложения и (с учетом положений абз. 1 ст. 19 и п. 3 ст. 11 Налогового кодекса) определяется применительно к конкретным налогам в значении, определяемом в соответствующих главах части второй Налогового кодекса.


Так, в силу п. 1 ст. 179 гл. 22 «Акцизы» Налогового кодекса налогоплательщиками акциза признаны организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, на которых Таможенным кодексом Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (далее - Таможенный кодекс) в связи с перемещением ими товаров через таможенную границу возложена обязанность по уплате акциза. [12, c. 188]

Рассмотрим названные категории плательщиков акциза с учетом совокупности понятий, данных в Налоговом и Гражданском кодексах Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).

Для целей Налогового кодекса понятия организации и индивидуального предпринимателя определены в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса.

В соответствии с положениями названной нормы к организациям относятся:

- юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации).

Из приведенного определения следует, что статус российской организации подтверждается наличием у нее статуса юридического лица по законодательству Российской Федерации.

Понятие и правоспособность юридического лица определены в ст. ст. 48 и 49 Гражданского кодекса.

Статьей 48 Гражданского кодекса установлено, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. При этом юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации (после внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц).


Гражданское законодательство в зависимости от целей деятельности юридических лиц, классифицирует их как коммерческие и некоммерческие.

Согласно положениям ст. 50 Гражданского кодекса коммерческие юридические лица в качестве основной цели своей деятельности имеют извлечение прибыли. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, пр

Для некоммерческих организаций извлечение прибыли не является целью деятельности. Эти организации, как правило, создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

При этом для признания юридического лица плательщиком акциза его организационно-правовая форма и цели деятельности значения не имеют.

Согласно положениям ст. 19 Налогового кодекса филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Гражданское законодательство рассматривает две регистрируемые формы функционирования обособленных подразделений: филиал и представительство.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом же является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.


Налоговый кодекс не увязывает понятие обособленного подразделения с особенностями выполняемых им функций или правовым режимом и трактует это понятие значительно шире, чем гражданское законодательство.

Так, в соответствии со ст. 11 Налогового кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Как следует из изложенного, в соответствии с Налоговым кодексом филиалы и иные обособленные подразделения российского юридического лица не являются самостоятельными налогоплательщиками акциза, а выполняют лишь функции этого лица по уплате этого налога. Невыполнение данной обязанности филиалом или иным обособленным подразделением российской организации влечет неблагоприятные правовые последствия для этой организации, т.е. для российского юридического лица в целом. При этом не имеет значения, в какой форме создается обособленное подразделение, важен факт территориальной обособленности и создания рабочих мест на срок более одного месяца. [9, c. 160]

В целях проведения налогового контроля организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. В связи с изменением с 01.01.2007 редакции ст. 83 Налогового кодекса такая обязанность у организации не возникает, если она уже состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.

Как уже указывалось выше, обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. В частности, гл. 22 «Акцизы» Налогового кодекса устанавливает возникновение обстоятельств по уплате акциза при совершении операций, признанных объектом налогообложения акцизом.


Таким образом, у обособленного подразделения организации - налогоплательщика акциза обязанность по уплате акциза возникает при условии создания на его территории того или иного объекта обложения акцизами.

Например, если организация в процессе осуществления производства спиртосодержащего стеклоомывателя передает его своему обособленному подразделению для добавления в него ароматизирующих веществ и последующей реализации готового товара, то обязанность уплатить акциз по реализации указанной спиртосодержащей продукции возникает у этого подразделения.

Если обособленное подразделение передает произведенный им стеклоомыватель своей головной организации, то уплата акцизов по операции реализации готового подакцизного товара производится этой организацией.

В отличие от обособленных подразделений российских организаций филиалы и представительства иностранных организаций согласно положениям п. 2 ст. 11 Налогового кодекса приравнены к организациям и, соответственно, являются самостоятельными налогоплательщиками. Данное положение Налогового кодекса обосновано тем, что иностранное юридическое лицо может осуществлять самостоятельную предпринимательскую деятельность на территории России только через свои обособленные подразделения, так как это лицо уже существует, создано и зарегистрировано в соответствии с иностранным законодательством по основному месту его нахождения - за рубежом.

Таким образом, налоговый статус филиала или представительства зависит от того, являются они обособленным подразделением российской или иностранной организации;

Иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

Иностранные организации подпадают под юрисдикцию Налогового кодекса только в том случае, если на них в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги.

При этом, как следует из вышеизложенного, иностранные объединения лиц (корпоративные образования), не наделенные статусом юридического лица в соответствии с действующим законодательством страны учреждения, но обладающие гражданской правоспособностью в соответствии с законодательством страны регистрации, также признаются организациями - налогоплательщиками акциза.