Файл: Налоговый учет по акцизу (Характеристика налогооблагаемых операций).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическая аспекты налогообложения акцизами
1.1 Понятие и экономическая сущность акцизов
1.2 Налогоплательщики акцизов: акциз, налогоплательщик, производитель, операция
Глава 2. Характеристика налогооблагаемых операций
2.1 Индивидуальный предприниматель как налогоплательщик акцизов
2.2 Налогооблагаемые операции, совершаемые с подакцизными товарами их производителями
2.3 Налогооблагаемые операции, совершаемые иными лицами
Исходя из условий примера, в июне 2016 г. предприниматель не будет уплачивать акциз в бюджет. Сумму в размере 6500 руб. (35000 руб. - 28500 руб.) можно будет зачесть в счет уплаты акциза в следующем месяце (июле 2016 г.).
Не зачтенная в течение трех налоговых периодов сумма акциза возвращается налогоплательщику по его заявлению. Так как форма такого заявления законодательно не утверждена, то подать такое заявление можно в произвольной форме. Порядок возврата налога определен нормами ст. 203 НК РФ.
Сроки уплаты акцизов и сдачи налоговой декларации установлены ст. 204 НК РФ. [16, c. 183]
Согласно п. 3 ст. 204 НК РФ с 1 января 2016 г. акциз при реализации (передаче) произведенных подакцизных товаров уплачивается в бюджет в полном объеме в срок не позднее 25-го числа, следующего за истекшим налоговым периодом.
Отметим, что до указанной даты акциз по подакцизным товарам уплачивался несколько иначе - равными долями в два срока: первый - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, второй - не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным.
В соответствии с п. 4 ст. 204 НК РФ в общем случае акциз уплачивается по месту производства подакцизных товаров.
В соответствии с п. 5 ст. 204 НК РФ предприниматели представляют декларации по акцизам в налоговую инспекцию не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Форма налоговой декларации утверждена Приказом Минфина России от 14 ноября 2006 г. N 146н «Об утверждении форм налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, налоговой декларации по акцизам на табачные изделия и порядков их заполнения».
Необходимо иметь в виду, что пропуск срока подачи налоговой декларации может привести коммерсанта к мерам налоговой ответственности, установленной ст. 119 НК РФ.
2.4 Пути совершенствования акцизного налогообложения
В ближайшее время не планируется существенных изменений в акцизном налогообложении. Вместе с тем планируется внести ряд изменений, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения с целью повышения его эффективности.
Статьей 204 НК РФ установлен порядок, в соответствии с которым уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем. Такая редакция была введена с целью снижения акцизного бремени на некоторых налогоплательщиков акцизов (прежде всего, акцизов на нефтепродукты). При этом ставки акцизов на нефтепродукты в течение ряда лет отсутствовали, в связи с чем указанный порядок уплаты акциза потерял свою актуальность - в настоящее время нет необходимости фактического предоставления отсрочки налогоплательщикам акцизов на срок до 20 дней.
В связи с этим планируется отказаться от данного порядка, установив единую дату уплаты налогу - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. [17, c. 175]
Как показывает практика, в настоящее время одним из способов уклонения от уплаты акцизов на алкогольную продукцию является использование так называемой спиртосодержащей схемы. Суть этой схемы заключается в том, что производители алкогольной продукции в нарушение требований нормативно-технической документации используют в качестве сырья для производства такой продукции не спирт этиловый, а спиртосодержащую продукцию. При этом налогоплательщики акцизов имеют право уменьшить сумму акциза, исчисленную по алкогольной продукции на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья.
Таким образом, неправомерная замена товаров, используемых в качестве сырья, является причиной завышения суммы акциза, подлежащей налоговым вычетам, то есть возмещаемой из бюджета.
Кроме того, как показывает практика, завышение суммы акциза, возмещаемой из бюджета, происходит в случае возврата производителю реализованных им подакцизных товаров покупателем, в случаях утраты (недостачи) в процессе производства и хранения до момента реализации налогоплательщиком произведенных им подакцизных товаров, а также в случае уничтожения бракованных подакцизных товаров. Так, в настоящее время налоговые вычеты производятся налогоплательщиком акцизов после оплаты приобретенного подакцизного сырья и списания его в производство. При этом исключения для перечисленных случаев в части осуществления налоговых вычетов не предусмотрено. Вследствие этого налогоплательщику из бюджета возмещаются суммы акциза, уплаченные при приобретении сырья, израсходованного на производство продукции, которая реализации не подлежит.
С целью решения указанных проблем предлагается уточнить действующий порядок исчисления и уплаты акцизов, внеся уточнения, предусматривающие, что суммы акциза, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, принимаются к вычету только в том случае, если использование этого сырья предусмотрено ГОСТами, ТУ, рецептурами и другой нормативно-технической документацией, согласованной с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Одновременно предполагается также дополнить перечень документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, документами, подтверждающими количество сырья, фактически использованного в производстве.
Предполагается также включение в соответствующие статьи НК РФ норм, предусматривающих обязанность налогоплательщиков акцизов восстанавливать налоговые вычеты по использованному подакцизному сырью, в случае возврата налогоплательщику произведенных им подакцизных товаров, их утраты (недостачи), произошедшей в процессе производства и хранения до момента реализации, а также в случае уничтожения налогоплательщиком произведенных им подакцизных товаров.
Ставки акцизов установлены статьей 193 НК РФ. Все еще актуальным является вопрос, связанный с индексацией ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации. Предполагается, что такая индексация должна проводиться ежегодно.
Заключение
Таким образом, как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом регулирования экономики, обращаться с которым следует очень осторожно и умело, по возможности прогнозируя последствия производимых изменений. Так, всем понятно, к чему привело в середине 90-х гг. увеличение акциза на алкогольную продукцию. Акциз был увеличен, казалось бы, совсем незначительно, всего на 5%: с 85 до 90%. Однако последствия оказались весьма серьезными, причем и финансовые, и общеэкономические, и социальные. Рост акцизов вызвал мгновенное увеличение цен на отечественную алкогольную продукцию. Далее спрос на нее упал, сначала магазины, а затем и предприятия стали затовариваться, на большинстве из них производство остановилось. Борцы с алкоголизмом, сохранившиеся еще с кампанейщины 80-х гг., могли бы порадоваться, но образовавшаяся «ниша» была немедленно заполнена. В коммерческие киоски крупных городов хлынул поток дешевых, но недоброкачественных спиртных напитков из-за рубежа, заполнивших рынок. Итог повышения акцизов - произошло заметное снижение налоговых доходов вместо ожидавшегося понижения. Сказалось падение прибыли на ликероводочных заводах, у них усугубилось финансовое положение. Потребители получили низкосортную продукцию. Деньги стали уходить за рубеж, на ее покупку. Нужно сказать, что правительство сориентировалось в обстановке очень оперативно, понизив акциз до прежнего уровня.