Файл: Учётная политика предприятия на примере ООО «ИНТЕРПОДУКТ» : формирование и раскрытие. Выявление недостатков и разработка предложений по устранению этих недостатков..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и принципы формирования учетной политики
1.1 Понятие и значение учетной политики
1.2 Процесс формирования учетной политики
1.3 Учетная политика для целей налогообложения
2. ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ИНТЕРПРОДУКТ»)
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «ИНТЕРПРОДУКТ»
2.2 Организационно-технический аспект учетной политики
2.3 Особенности учетной политики для целей налогообложения
3. Оптимизация учетной политики организации для бухгалтерского и налогового учета
Учетная политика организации должна обеспечивать:
полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).
При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.
1.3 Учетная политика для целей налогообложения
Для целей налогообложения учетная политика определена статьей 11 2 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.[4]
Учетная политика для целей налогообложения в большей части касается налога на прибыль и НДС. Разработка приличной учетной политики занимает достаточно продолжительный период. Поэтому при наличии финансовых возможностей у компании зачастую ее разрабатывают сторонние фирмы или частные консультанты, которым и передаются соответствующие полномочия.
Учетная политика может быть единой для бухгалтерского и налогового учета, а может быть разработана в виде отдельных регламентов.
Рассмотрим отличия принципов формирования учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету.
Таблица 1
Формирование учетной политики
№ |
Бухгалтерский учет |
Налоговый учет |
|
1 |
Основными принципами учетной политики являются: |
||
1.1 |
Полнота, своевременность, непротиворечивость, рациональность, последовательность, сопоставимость, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, имущественная обособленность организации[5] |
Связь расходов с доходами, обоснованность с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях фирмы получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской деятельности |
|
2 |
Исходя из вариантов, изложенных в нормативных документах, в качестве основных положений утверждаются: |
||
2.1 |
Способы первоначальной оценки объектов |
Способы первоначальной оценки объектов налогового учета, |
|
2.1 |
Способы первоначальной оценки объектов бухгалтерского учета, порядок их учета в целях формирования финансовых результатов деятельности и оценки финансового состояния организации |
Способы первоначальной оценки объектов налогового учета, порядок учета в целях формирования налоговой базы |
|
2.2 |
Способы переоценки имущества |
Способы вторичной оценки объектов, по которым раньше применялись другие способы (метод начисления амортизации) |
|
2.3 |
Способы оценки и ведения учета, являющиеся существенными |
Способы оценки и ведения учета, рассчитанные на два-три года |
|
2.4 |
Порядок построения аналитического учета, обеспечивающего получение информации о связанных сторонах, а также состав и форму раскрытия и предоставления информации, подлежащей раскрытию[6] |
||
2.5 |
Порядок распределения косвенных расходов, подлежащих отражению в себестоимости продукции (счет 25) |
Состав (перечень) прямых расходов и порядок расчета незавершенного производства[7] |
|
2.6 |
Порядок отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) общехозяйственных расходов |
Порядок распределения расходов, относящихся к основному производству и к обслуживающим хозяйствам (порядок ведения раздельного учета) |
|
2.7 |
Даты признания отдельных доходов и расходов[8] |
||
3 |
В качестве приложений утверждаются: |
||
3.1 |
Все формы применяемых в организации первичных учетных документов, в том числе те, по которым типовая форма не утверждена |
Формы учетных документов, которые необходимы, по мнению организации, для оформления данных налогового учета |
|
3.2 |
График документооборота |
||
3.3 |
Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета для ведения бухгалтерского учета |
Может по желанию организации утверждаться рабочий план счетов налогового учета (хотя это не предусмотрено НК РФ) |
|
3.4 |
Формы налоговых регистров, в том числе тех, которые ведутся в автоматизированном режиме |
||
3.5 |
Ответственные за ведение налоговых регистров |
||
3.6 |
Положение (регламент) по инвентаризации активов и обязательств организации (сроки, количество, перечень и т.п. )10 |
||
3.7 |
Перечень лиц, являющихся связанными сторонами для организации, или принципы включения в этот перечень юридических и физических лиц |
||
4 |
Выбирая и (или) разрабатывая способы ведения учета, организации могут использовать: |
||
4.1 |
Российское ПБУ |
НК РФ |
|
4.2 |
Международные стандарты финансовой отчетности |
Международные соглашения в сфере налогообложения |
|
4.3 |
Собственные походы, взгляды, мнения (например, к критериям для определения уровня существенности и т.д.) |
Собственные обоснования (например, к критериям для определения условий сопоставимости заемных обязательств и т.д.) |
2. ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ИНТЕРПРОДУКТ»)
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «ИНТЕРПРОДУКТ»
На текущий момент общество с ограниченной ответственностью «ИнтерПродукт» (далее по тексту ООО «ИнтерПродукт») является частным коммерческим предприятием и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ и действующим законодательством РФ.
ООО «ИнтерПродукт» является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.
Компания «ИнтерПродукт» основана в 1997 году для осуществления дистрибьюторской деятельности продуктов питания на территории г.Астрахани и области. Основные направления - молочное, масложировое, кондитерское и бакалейное. С начала своей деятельности компания занимается прямой доставкой продуктов питания в розничные и оптовые торговые точки. Компания активно продвигает продукцию производителей, с которыми её связывают прямы отношения - компания «Данон», «Юнилевер», «Эрманн», «Кампина», «Конфил», «Ван Мелле», «Акбар», «Макфа», «Лимак», «Валио», «Хохланд», «Юг Руси», Молочный комбинат «Воронежский», «Союзконсервмолоко», «Невский кондитер» и т.д.
Для хранения и реализации товара в Астрахани компания использует складские помещения площадью 6 000 кв.м. Склад работает круглосуточно в три смены. 17 автомобилей загружаются ночью специальной сменой транспортного отдела.
Компания продвигает продукцию в основные каналы сбыта:
- Прямая доставка в магазины и на рынки - основной вид деятельности. Для этого был создан отдел прямой доставки, в котором работают торговые представители. Обеспечивают 12-24 часовую доставку 35 автомобилей «ГАЗель» и «Ниссан». Все машины оборудована холодильным оборудование «ТермоКинг» и «Сандем». В настоящее время в г. Астрахань действует около 1000 стационарных розничных точек, с 800 из которых регулярно (2 - 3 раза в неделю) работают торговые представители компании.
- Продажа товара через оптовый отдел. В отделе работает 1менеджер и 12 агентов, которые продают товар на оптовые рынки и в оптовые фирмы. Доставка в опт осуществляется на 8 автомобилях «Газель». Для эффективной работы с торговыми точками и достижения максимальных продаж различных товарных групп на базе компании работает 12 эксклюзивных агентских проектов. Все торговые представители снабжены компьютерами PALM, позволяющими быстро и качественно обслуживать клиентов, а также отслеживать выполнение текущих задач по продаже товарной матрицы в каждой конкретной торговой точке.
Основные принципы деятельности ООО «ИнтерПродукт»:
- Выбор качественной продукции.
- Поддержание всегда широкого ассортимента продукции.
- Жесткий контроль за доставкой и хранением всей продукции.
- Мгновенное реагирование на требования покупателей.
- Соблюдение температурных режимов и сроков хранения.
- Гибкое ценообразование.
Компания постоянно заботится о расширении своего ассортимента. Идя навстречу своим покупателям, фирма предлагает к продаже новые востребованные на рынке позиции.
На текущий момент общество с ограниченной ответственностью «ИнтерПродукт» является частным коммерческим предприятием и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ и действующим законодательством РФ.
ООО «ИнтерПродукт» является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрировано Постановлением главы Администрации г. Астрахани. ООО «ИнтерПродукт» имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.
ООО «ИнтерПродукт» является самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.
ООО «ИнтерПродукт», как и любое другое предприятие, осуществляющее финансово-хозяйственную деятельность, получает доход, с которого уплачивает различные налоги и платежи в бюджет. Средства, остающиеся у предприятия после уплаты этих налогов и платежей, поступают в его полное распоряжение.
Ассортимент оптового склада компании «ИнтерПродукт» представлен разнообразной продукцией. Данная продукция предназначена для широкого круга потребителей. Основными клиентами данного склада являются розничные и оптовые предприятия и предприятия общественного питания города Астрахани и Астраханской области.
Коммерческая политика предприятия отдает предпочтение продукции российских производителей, основной упор в коммерческой политике предприятия делается на расширение и углубление ассортимента реализуемой продукции.
Основные показатели деятельности предприятия в таблице 2.
Таблица 2
Основные показатели деятельности ООО «ИнтерПродукт»» за 2014 - 2015 гг.
№ п/п |
Показатели |
Ед.изм. |
2014 г. |
2015 г. |
Изменение (+;-) |
Темпы изменения, % |
1 |
Выручка от реализации |
тыс.руб. |
849980 |
799959 |
-50021 |
94,1% |
5 |
Себестоимость продаж |
тыс.руб. |
801442 |
755525 |
-45917 |
94,3% |
6 |
Валовая прибыль |
тыс.руб. |
48538 |
44434 |
-4104 |
91,6% |
На данный момент, численность работников ООО «ИнтерПродукт» составляет 100 человек. Состав и структура работников предприятия представлена в таблице 3.
Таблица 3
Состав и структура работников предприятия ООО «ИнтерПродукт» в динамике с 2014 по 2015 гг.
Категории работников |
2014 |
2015 |
||
чел |
% |
чел |
% |
|
руководящие работники |
4 |
4,2 |
4 |
5 |
административный персонал |
12 |
12,6 |
12 |
15 |
торговый персонал |
45 |
47,4 |
40 |
50 |
обслуживающий персонал |
34 |
35,8 |
24 |
30 |
Всего |
95 |
100 |
80 |
100 |
Анализ показателей эффективности использования трудовых ресурсов ООО «ИнтерПродукт» за 2014 – 2015 гг. в таблице 4.
Таблица 4
Основные показатели эффективности использования трудовых ресурсов ООО «ИнтерПродукт» за 2014 - 2015 гг.
Показатели |
Год |
Изменение (+;-) |
Темп изменения, % |
|
2014 |
2015 |
|||
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. |
849980 |
799959 |
-50021 |
94.1 |
Численность работающих, чел. |
95 |
80 |
-15 |
84.2 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
11568.5 |
9783.1 |
-1785.4 |
84.7 |
Среднемесячная зарплата, тыс. руб. |
10.1 |
10.1 |
0 |
100 |
Производительность труда, тыс. руб./чел |
8947.2 |
9999.5 |
1052.3 |
111.76 |