Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (ООО «ГАЛИЛЕО»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях рыночной экономики коммерческие организации самостоятельно управляют финансово-хозяйственной деятельностью, имеют право распоряжаться ресурсами и результатами деятельности. Они несут всю полноту ответственности за свои решения и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех организации значительно зависят от того, насколько прибыльна и рентабельна ее деятельность.
Выработка мер по повышению прибыли и рентабельности предприятия должна основываться на результатах анализа, который позволяет выявить основные проблемы и разработать мероприятия, направленные на оптимальное обеспечение и рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в условиях жесткой конкуренции в коммерческих организациях постоянно должны приниматься меры, направленные на повышение прибыли и рентабельности, что обеспечит им выживание и повышение эффективности деятельности.
Целью курсовой работы является проведение анализа прибыли и рентабельности предприятия и разработка мероприятий по их повышению.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты прибыли и рентабельности предприятия;
- дать экономическую характеристику деятельности предприятия;
- провести анализ прибыли и рентабельности;
- разработать мероприятия по повышению прибыли и рентабельности предприятия;
- рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования является деятельность ООО «Галилео».
Предмет исследования – прибыль и рентабельность ООО «Галилео».
Исходными данными для работы послужили данные текущего учета и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При исследовании были использованы следующие приемы и методы: изучение литературы; анализ; синтез; наблюдение; абсолютные и относительные величины; сравнение и другие.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
1.1. Понятие прибыли
Ведущие экономисты в области финансового менеджмента и экономического анализа большое место уделяют в своих исследованиях изучению прибыли и рентабельности, однако подходят к определению данных понятий по-разному.
Рассмотрим трактовку прибыли представителями научной мысли.
В общепринятом смысле прибыль характеризуется как сумма, которую можно потратить за определенный период времени, сохранив при этом уровень богатства, существовавший на начало определенного периода.
Р. К. Макконнелл, С. Л. Брю выделяют два вида прибыли: экономическую и бухгалтерскую, исходя из различий в определении экономических и бухгалтерских издержек. Экономическая прибыль равна общей выручке от продаж за вычетом альтернативных издержек. Альтернативные издержки складываются из явных и скрытых издержек и включают в себя нормальную прибыль предпринимателя. Бухгалтерская прибыль равна общей выручке за вычетом бухгалтерских (явных) издержек. Явные издержки - это денежные платежи фирмы внешним поставщикам ресурсов[1].
По мнению Л. А. Брагина: «Прибыль - разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия»[2].
А. Н. Соломатин определяет прибыль как выраженный в денежной форме чистый доход от предпринимательской деятельности, соответствующий разнице между совокупными доходами и совокупными затратами торгового предприятия[3].
Ю. Ю. Суслова и Н. Н. Терещенко, указывают, что прибыль представляет собой приращенную форму прибавочной стоимости и выступает как денежное выражение стоимости прибавочного продукта и той части необходимого продукта, которая не включается в себестоимость и распределяется через общественные фонды потребления[4].
Т. И. Николаева, Н. Р. Егорова определяют прибыль как выраженный в денежной форме чистый доход хозяйствующего субъекта на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления производственной и рыночной деятельности и представляющий собой разницу между совокупными затратами и доходами в процессе осуществления этой деятельности[5].
Сущность прибыли как экономической категории проявляется в ее функциях (табл. 1).
Таблица1
Функции прибыли и их характеристика[6]
Название функции |
Характеристика |
1 |
2 |
1. Аналитическая |
Прибыль выступает в качестве обобщающего показателя экономического анализа хозяйственной деятельности во взаимосвязи с другими показателями работы предприятия |
2. Оценочная |
Прибыль в абсолютных и относительных показателях характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия, возможности его перспективного развития и выступает мерилом успеха деятельности на рынке |
3. Воспроизводственная |
Прибыль является источником самофинансирования развития предприятия, т. е. его простого и расширенного производственного и социального развития |
4. Стимулирующая |
Прибыль является стимулом лучшего использования экономических рычагов и соблюдения финансовой дисциплины. Ожидание прибыли призвано заинтересовать: во внедрении нововведений, инвестиций; в распределении ресурсов, соответствующих потребностям потребителей, предприятий и общества в целом; конечных количественных результатах работы |
5. Источник вознаграждения |
Часть прибыли поступает владельцам капитала в качестве вознаграждения, а также в виде источника материального поощрения труда работников предприятия |
6. Источник возрастания рыночной стоимости предприятия |
Возрастание стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части прибыли, полученной предприятием, поэтому чем выше уровень капитализации прибыли, тем выше рентабельность предприятия |
Единство функций в их зависимости и взаимообусловленности делает прибыль тем элементом хозяйствования, в котором увязываются экономические интересы общества, коллектива предприятия и каждого работника.
В рамках данного исследования прибыль будет пониматься как обобщающий показатель финансовых результатов деятельности организации, который представляет собой разницу между полученными доходами от бизнеса и расходами.
1.2. Методика анализа прибыли
Анализ показателей прибыли и рентабельности помогает дать наиболее точную оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия относительно будущих условий существования.
Задачами анализа прибыли и рентабельности предприятия являются:
- определение достаточности достигнутых результатов для рыночной финансовой устойчивости предприятия, сохранения конкурентоспособности;
- определение источников возникновения и особенностей воздействия на результативность различных факторов;
- рассмотрение основных направлений дальнейшего развития анализируемого предприятия.
Информационное обеспечение анализа прибыли и рентабельности предприятия:
- нормативно-законодательные акты, указы, приказы, постановления органов государственной власти;
- бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия;
- регистры синтетического и аналитического бухгалтерского учета;
- бюджеты, бизнес-планы, иная прогнозная документация;
- внутренняя распорядительная документация;
- маркетинговая информация, хозяйственные договора, соглашения, финансовая документация.
Внешние аналитики могут использовать такие источники информации как:
- бухгалтерскую (финансовую) отчетность предприятия;
- внутрифирменную управленческую документацию для банков и потенциальных инвесторов;
- информацию из СМИ.
Прибыль - это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разность между полученным совокупным доходом и совершенными совокупными затратами в процессе этой деятельности.
Прибыль - разница между объемами реализованных товаров (работ, услуг) и текущими расходами.
В бухгалтерской (финансовой) отчетности российских организаций отражаются разные показатели прибыли.
Прибыль валовая - это валовой доход предприятия, т. е. добавленная стоимость.
Прибыль от продаж - финансовый результат от основной деятельности предприятия (производства продукции или услуги, продажи товаров).
Чистая прибыль - окончательная сумма прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей из суммы бухгалтерской прибыли.
Анализ прибыли может включать:
- анализ динамики и структуры прибыли предприятия;
- факторный анализ прибыли.
Анализ рентабельности предполагает расчет показателей и рассмотрение их в динамике.
В таблице 2 представлена методика расчета показателей рентабельности.
Таблица 2
Методика расчета показателей рентабельности[7]
Показатель |
Формула расчета |
Обозначение |
Рентабельность основной деятельности (RS) |
П – прибыль от продаж З – затраты на производство и сбыт продукции |
|
Рентабельность продаж (Rn) |
ВР - выручка |
|
Рентабельность совокупных активов (Rса) |
ЧП – чистая прибыль - средние активы |
|
Рентабельность собственного капитала (RСК) |
- средний собственный каптал |
|
Рентабельность заемного капитала (RЗК) |
- средний заемный каптал |
|
Рентабельность инвестированного капитала (RИК) |
- средняя сумма собственного каптал и долгосрочного капитала |
Таким образом, прибыль и рентабельность обладают высокой значимостью для деятельности любого предприятия, так как характеризуют уровень его жизнеспособности, поэтому необходимо регулярно измерять их и отслеживать динамику, в целях своевременного контроля над результатами деятельности. В противном случае отрицательные показатели прибыли и рентабельности могут привести к серьезным последствиям для будущего предприятия.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «ГАЛИЛЕО»
2.1. Общая характеристика
Целью деятельности ООО «Галилео» является получение прибыли.
Видами деятельности предприятия, согласно Уставу, являются:
- оптовая торговля парфюмерными и косметическими товарами (ОКВЭД 51.45);