Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Совершенствование существующих продуктов».pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Методики и показатели оценки информационного обеспечения управлением.
1.1. Место процессного подхода при проектировании информационной системы управления предприятием
1.2. Современные методологии описания бизнес-процессов.
1.3. Образ современной информационной системы.
1.4. Показатели эффективности внедрения системы
2. Характеристика информационного обеспечения управления предприятием
2.1. Краткая организационно – экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.3. Анализ и оценка модели основных бизнес процессов компании
2.4. Анализ и оценка существующей информационной системы предприятия
3. Пути совершенствования информационного обеспечения управления предприятием
3.1. Оптимизация процесса внедрения новой информационной системы
3.2. Оценка экономических результатов от реализации первого этапа проекта
3.3. Оценка следующих этапов совершенствования информационного обеспечения управления
2. Характеристика информационного обеспечения управления предприятием
2.1. Краткая организационно – экономическая характеристика предприятия
Наименование: Сеть обувных магазинов ЛОТОС
Общая среднесписочная численность сотрудников: около 150 человек.
Количество торговых объектов: 12, конца 2008 года планируется открытие еще 3 магазинов. Магазины расположены в г.Москве, в некоторых крупных городах Московской и Новгородской областей, а также в г.Рязань.
Сетью управляют два совладельца (учредителя) зарегистрированные в налоговых органах как индивидуальные предприниматели.
Один из них является генеральным директором, осуществляет следующие функции:
- Стратегическое планирование
- 2. Оперативное планирование
- 3. Оперативное руководство компанией
- 4. Кадровая политика
- Второй является коммерческим директором , осуществляет следующие функции:
- 1. Мониторинг рынка
- 2. Развитие сети
- 3. Формирование ассортимента
- 4. Ценовая политика
- 5. Отношения с поставщиками
- 6. Отношения с арендодателями
- Компания ведет торгово-закупочную деятельность на рынке товаров FMCG (Fast Moving Consumer Good - группа товаров повседневного спроса ).
- Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
- В таком виде компания существует с середины 2004 года. До этого учредители осуществляли индивидуальную предпринимательскую деятельность в том же сегменте рынка, но в меньших масштабах.
- Ценовой диапазон продаваемой продукции: средний – выше среднего.
- Существует разветвленная система скидок для покупателей.
- Постоянно проходят различные маркетинговые акции для покупателей. Публикация рекламных объявлений в региональных печатных изданиях и на телевидении местного уровня ( спонсорство телепередач и рекламные ролики).
- На торговых объектах введен стандарт качества обслуживания покупателей. Проводятся скрытые проверки персонала на соответствие требованиям стандарта.
- Компания динамично развивается, ежегодно происходит удвоение торговых площадей и товарооборота ( см. рис.4, данные за 4-6 месяца 2008 года представлены плановые).
- Рисунок 4. Динамика роста торговых площадей и уровня продаж
- На данный момент принята следующие направления развития компании.: акцент делается, в первую очередь, на открытие новых магазинов большого формата ( от 400 кв. м общей площадью и с площадью торгового зала от 200 кв.м ). С целью сокращения платежей за аренду торговых площадей, эти площади ищутся за пределами г. Москва, где зарегистрированы оба предпринимателя. В качестве городов для рассмотрения попадают районные и областные центры, где население более 70 тыс. человек, а также нет значительных конкурентов.
- Вторым направлением развития выбрано изменение продаваемого ассортимента. Идет процесс ориентирование на более требовательного клиента и предложение ему продукции известных европейских торговых марок.
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- По статистическим данным, в настоящее время в России в среднем потребляется менее 3 пар обуви в год на человека, в то время как потенциал составляет не менее 4 пар в год. Отечественный обувной рынок отстает от продуктового на 5-7 лет и имеет большой потенциал роста порядка 16% в год. При этом 70% российского рынка занимает женская обувь. Объем рынка обуви в России на 2007 составлял порядка 25 млрд долл.
- Проведем анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности сети ЛОТОС за 2007 год. И проследим насколько компания успевает за ростом рынка. Так как налоговым периодом для уплаты ЕНВД является квартал, то представим финансовые результаты коммерческой деятельности сети по кварталам 2007 года ( см. табл. 3).
- 2007 год для компании был успешен и финансовые результаты это подтверждают. Впервые за все время существования сети объем продаж превысил 200 млн. руб. за год. Динамику продаж можно посмотреть на рисунке 4.
- В этот год было открыто три магазина общей площадью 650 кв. м, а также от трех магазинов (общая площадь менее 200 кв. м ) компания отказалась т.к. они не соответвовали новому формату и имели низкие торговые выручки.
- За 2007 год суммарные расходы составили 56 101 891 руб., из них 32% - заработная плата сотрудников, 8% - уплата налогов и сборов, 48% - это оплата аренды торговых объектов, складов и офиса, все остальные затраты составили около 12%.
- Чистая прибыль от хозяйственной деятельности предприятия составила 50 918 373 руб., что составило 24% от всей торговой выручки, или 47% от валовой наценки.
- Проанализируем остатки нереализованного товара, для этого рассмотрим структуру товарных остатков (см. табл. 4).
- Таблица 3
- Результаты финансово-хозяйственной деятельности за 2007 год
1-й квартал |
2-й квартал |
3-й квартал |
4-й квартал |
За весь 2007 год |
|
Продажи |
28 296 349 |
42 417 165 |
49 617 115 |
90 151 850 |
210 482 478 |
Себе-стоимость |
13 253 162 |
20 265 410 |
25 249 317 |
44 064 223 |
102 832 112 |
Валовая наценка |
15 043 187 |
22 151 755 |
24 367 798 |
46 087 626 |
107 650 366 |
Расходы |
|||||
АРЕНДА |
5 504 005 |
5 969 757 |
7 724 869 |
7 848 734 |
27 047 365 |
ЗАРПЛАТА |
1 940 289 |
3 375 656 |
4 188 875 |
8 447 354 |
17 952 174 |
Канцтовары |
32 559 |
40 050 |
14 387 |
49 989 |
136 985 |
Коммандиро-вочные расходы |
43 133 |
51 465 |
91 536 |
48 247 |
234 382 |
Оборудование |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Набор персонала |
38 309 |
105 169 |
122 407 |
112 079 |
377 964 |
НАЛОГИ |
796 208 |
868 091 |
991 725 |
1 903 048 |
4 559 072 |
Оргтехника |
121 004 |
71 829 |
178 969 |
401 258 |
773 059 |
РЕКЛАМА |
255 178 |
234 749 |
448 600 |
709 348 |
1 647 874 |
расчетно-кассовое обслуживание |
18 423 |
3 959 |
22 367 |
61 045 |
105 793 |
СВЯЗЬ |
176 124 |
114 113 |
98 995 |
193 848 |
583 080 |
ТРАНСПОРТ |
171 813 |
172 133 |
227 252 |
222 837 |
794 034 |
ХОЗНУЖДЫ ( в т.ч. Ремонт зданий) |
438 130 |
395 778 |
548 126 |
341 984 |
1 724 018 |
Экспертиза ( в т.ч. Штрафы) |
31 042 |
19 785 |
19 326 |
23 124 |
93 276 |
Прочие |
54 700 |
9 350 |
6 413 |
2 350 |
72 813 |
расходы всего |
9 620 915 |
11 431 885 |
14 683 846 |
20 365 245 |
56 101 891 |
Валовая маржа |
5 422 272 |
10 719 870 |
9 683 952 |
25 722 382 |
51 548 475 |
Внереализационные затраты |
|||||
Проценты по кредиту |
31 517 |
32 436 |
181 445 |
384 704 |
630 102 |
Финансовый результат |
5 390 755 |
10 687 434 |
9 502 507 |
25 337 677 |
50 918 373 |
Таблица 4
Структура товарных остатков по состоянию на начало и конец 2007 г.
Год выпуска |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Итог |
||||
Дата остатков |
пар |
Стоимость , руб |
пар |
Стоимость , руб |
пар |
Стоимость , руб |
пар |
Стоимость , руб |
01.01.2007 |
10640 |
10886330 |
41528 |
36529480 |
- |
- |
52168 |
47 415 810 |
01.01.2008 |
3818 |
4206450 |
12764 |
11902450 |
45233 |
44832580 |
61815 |
60 941 480 |
Как видно из таблицы товарные запасы к концу года увеличились на 28% в денежном выражении и на 18% в количественном выражении. Что само по себе является тревожным фактом.
Так же надо учитывать тот факт что сеть непрерывно растет, открываются магазины больших форматов, и их торговые залы надо заполнить большим ассортиментом товара, что ведет к все большим и большим объемам заказа товара (см рис.5), поэтому некоторое увеличение остатков вполне допустимо и даже является необходимым условием успешной деятельности фирмы. Также положительным моментом является сокращение в структуре остатков старых коллекций, чему способствуют постоянно проводимые торговые акции и распродажи.
Но непрерывный контроль за эффективным использованием средств в товарно-материальных запасах является необходимым условием успешной работы фирмы. Для быстрорастущих компаний это особенно важно, так как вложения в активы такого вида могут быстро выйти из под контроля.
До недавнего времени считалось, что чем больше у предприятия запасов, тем лучше. Это справедливо, когда у предприятия существуют проблемы с материально – техническим снабжением, в условиях, когда необходимо создавать значительные страховые запасы. Однако в современных условиях гораздо меньше стоит проблема дефицита, предприятия могут осуществлять самые разнообразные инвестиции.
Поэтому, прежде чем инвестировать денежные средства в товарно-материальные запасы, необходимо понимать, что при этим предприятие отказывается от альтернативных вариантов инвестиций.
Рисунок 5. Закупки товара по годам.
Проанализируем рынок на котором действует сеть.
В целом весь ассортимент обуви делится на 3 большие группы это женская, мужская и детская обувь. Как уже было сказано выше, что 70% российского рынка обуви это женская обувь. Доля женской обуви в структуре продаж предприятия составляет 58% (см рис.6)
Можно выделить 4 сегмента потребительского рынка:
«Низкий сегмент» - население с доходами ниже среднего, чаще всего это люди, желающие приобрести обувь по ценам максимум 32-35$ за сапоги с натуральным мехом, максимум 25-30$ за демисезонные сапоги-ботильоны. По последним оценкам, этот сегмент занимает более 40%. Люди из этого сегмента предпочитают делать покупки на вещевых рынках, дешевых ярмарках и магазинах. Огромную долю рынка на этом сегменте занимает китайская продукция.
«Чуть ниже среднего» – население с доходами чуть ниже среднего (от 36$ до 57$) в возрасте от 20 до 55 лет, предпочитают покупать зимнюю обувь по цене от 36 до 57$, а демисезонную обувь по цене 36-46$ на вещевых рынках и в дешевых магазинах.
«Средний сегмент» – население со средним уровнем дохода (43-89$), имеющие возможность покупать зимнюю обувь по цене от 43 до 82$ (сапоги нат. мех) и демисезонные сапоги-ботильоны по ценам 50-64$ в магазинах, на ярмарках (либо дорогую китайскую обувь). В настоящее время это наиболее высококонкурентный сегмент обувного рынка.
«Высокий сегмент» - население с доходом выше среднего (от 89-107$ до 178-214$), предпочитают покупать обувь в специализированных магазинах, на дорогих ярмарках, в бутиках по цене от 93$ (зимние сапоги) и от 64$ (демисезонная обувь) и выше. Этот сегмент составляет около 10% населения (в Москве, Тюмени, Ханты-Мансийском АО больше 10%).
Рисунок 6. Доля группы в структуре продаж.
Российский покупатель зимней обуви выбирает обувь для суровых погодных условий, способную выдерживать самые сильные морозы, устойчивую к повышенной влажности, удобную для повседневной носки. Поэтому у потребителя сложились специфические требования и привычки в выборе обуви.
Для зимней обуви это - использование толстой подошвы, натуральной кожи в качестве материала верха и натурального меха, как материала подкладки. В большей степени выбираются сапоги с высоким голенищем.
По данным маркетинговых исследований, проведенных как специалистами компании, так и специалистами других компаний потребители предпочитают обувь из натуральной кожи или из велюра.
Значимость критериев при выборе по опросу покупателей (по пятибалльной шкале):
удобство (4);
качество изготовления (3,8);
цена (3,7);
материал верха, подклада (3,1);
внешний вид, силуэт (2,6);
материал низа (2,5);
вес (2,4);
страна изготовитель (1,7).
Ключевые слова при выборе обуви - удобная (особенно для респондентов старше 30 лет), низкий каблук, не пустой внутри, практичная, ноская, хорошая, легкая, с супинатором.
Потребители обращают внимание на гармонию верха и низа (речь идет о качестве верха и низа, например, бывает некачественный верх и наоборот, а также о способе их соединения, желательно прошивать место соединения, а не склеивать, если склеивать, то, используя немного клея, иначе обувь получается жесткой). Подошва должна быть прочная, не скользкая, выдерживать низкую температуру, формоустойчивая, при носке не терять красоты, носиться 2-4 года. Часто неважно - отечественная или импортная обувь, главное - удобная, ноская, практичная, из натуральной кожи.
Ассортиментная политика компании состоит в следующем: большое разнообразие моделей в сегментах «чуть ниже среднего», «средний сегмент», «высокий сегмент», а также распродажа товарных остатков прошлых коллекций среднего и высокого сегмента, или выбитых размерных рядов по ценам более низкого сегмента. Что приносит свои финансовые результаты. Успешная продажа новых коллекций с большой маржой, а также распродажа залежалых остатков и высвобождение замороженных в них финансовых средств.
2.3. Анализ и оценка модели основных бизнес процессов компании
Для начала определим круг задач, которые должна решать при осуществлении коммерческой деятельности торгово-розничная сеть. Операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, условно можно разделить на ряд блоков (рис.7). В каждый из них входят операции, выполняемые на соответствующем этапе коммерческой деятельности. Информационная среда предприятия включает в себя все эти блоки. И всеми ими нужно управлять, информационное обеспечение управление должно обеспечивать оперативной и достоверной информацией весь управленческий персонал компании.
Рисунок 7. Содержание коммерческой деятельности
Для анализа деятельности компании будем использовать процессный подход. Представим всю коммерческую деятельность компании как модель бизнес-процессов. Воспользуемся «упрощенной» методологией построения модели бизнес - процесса. Для общего анализа информационного обеспечения управления этого будет достаточно. Используя нотацию IDEF0 мы получили модель основных бизнес-процессов торгово-розничной компании ( см. приложение 1). Попробуем проанализировать полученный результат.