Файл: Технология обслуживания клиентов в ресторане (MIO DJ CAFE 20).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ
1.1 Понятие и сущность сервисного обслуживания клиентов
1.2 Формы и методы приёма и обслуживания на предприятии общественного питания
2.1 Общая характеристика предприятия и его организационной структуры управления
2.2 Проблемы системы обслуживания клиентов
3.1 Разработка мероприятий по улучшению эффективности и качества обслуживания в ресторане
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы произошли изменения в организации общественного питания.
Заметно увеличилось количество предприятий общественного питания, повысилось качество и улучшилась организация обслуживания. Сегодня рынок общественного питания вступил в новый этап своего развития, и посещение кафе, ресторанов стало обыденным. Отличительной особенностью российского рынка общественного питания является разная степень культуры населения в отношении посещений ресторанов и кафе. Теперь российские граждане лучше ориентируются на рынке ресторанных услуг, что обусловило повышение интереса к этому виду отдыха. Регулярное посещение кафе и ресторанов стало входить в привычку, посещение ресторана пока не стало нормой для большинства, но уже перестало быть праздником, а стало хорошей традицией.
В настоящее время посетители чаще предпочитает демократичные заведения средней ценовой категории.
Успешная работа ресторана зависит от многих факторов, в том числе важное значение имеет наличие хорошей системы обслуживания гостей.
Данную тему исследовали следующие авторы: Столярова А.Н., Орлова Ю.В. [33], Глазырина А.А. [3], Николаева М.А., Резго Г.Я. [17], Сивко А.Н., Попова В.А. [31], Родионова О.К., Береза Н.В. [25], Козырская Е.В. [10], Моргунова А.В., Стюдеманн Т.А. [15], Семенова Н.В., Семенова Л.В. [29], Ямбухтина А.С. [44], Моргунова А.В. [14], Карякина Л.А. [9], Карманова А.Е. [8], Салихова М.Д., Хвостова И.П. [28], Гаранизаде Э.Д. [2], Джум Т.А., Диянова С.Н. [4], Патрушева А.В. [21].
Цель – выявить особенности технологии обслуживания клиентов в ресторане. Задачи:
- провести теоретическое исследование основ технологии обслуживания клиентов;
- провести анализ технологии обслуживания клиентов на предприятии общественного питания на примере ресторана MIO DJ CAFE;
- разработать мероприятия по совершенствованию технологии обслуживания клиентов на примере ресторана MIO DJ CAFE.
Объект ‑ Mio Dj Cafe. Предмет ‑ технология обслуживания клиентов в ресторане (на примере ресторана Mio Dj Cafe).
В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ
1.1 Понятие и сущность сервисного обслуживания клиентов
Постоянно изменяющиеся и растущие потребности клиентов требуют от представителей современного бизнеса концентрации внимания не только на качестве продукта и его способности максимально удовлетворить потребности, но и на аспектах, создающих конкурентное преимущество и позволяющих выделяться среди других. Речь идет о сервисе как о важном конкурентном преимуществе.
Сервис - обслуживание, предоставление разного рода услуг [42, c. 57].
Субъектами реализации сервиса выступают конкретные предприниматели либо коллективы сервисных организаций. В перечень таких организаций наряду с туристскими, гостиничными, лечебными, ремонтными и прочими входят торговые, основным видом деятельности которых является реализация товаров покупателям (потребителям).
В научной литературе встречается более десяти различных определений понятия «сервис».
Все определения можно разделить на две группы. К первой группе относятся определения, в которых под сервисом понимаются технические работы, связанные с поддержанием работоспособности продукции в течение срока ее эксплуатации.
К таким определениям относят определения авторов Дихтль Е., Хершен Х, Костюхина Д, Прищепенко В.В. Основным недостатком определений, вошедших в первую группу, является узость трактовки сущности сервиса.
Ко второй группе относятся определения, в которых сервис рассматривается еще и как инструмент маркетинга - Багиев Г.Л., Завьялов П.С., Романов А.Н., Семенов В.М., Васильева О.Е.
Анализируя и обобщая основные трактовки термина «сервис» можно сделать вывод, что, несмотря на существующее многообразие определений, в научной среде отсутствует единое мнение по отношению к данному виду услуг.
Этим же объясняется и многообразие классификаций сервисных услуг.
Сервисная деятельность, как и любая другая разновидность человеческой активности, происходит во времени и имеет длительность.
Сервисная деятельность - особый вид активности человека, который представлен как социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей путем свободного обмена услугами, представляющими ценность для потребителя [35, c. 47].
Цель сервисной деятельности - удовлетворение человеческих потребностей, которое базируется на материальных и нематериальных ценностях [35, c. 49].
Содержание сервисной деятельности:
- материально-преобразовательная деятельность;
- познавательная деятельность;
- ценностно-ориентационная деятельность;
- коммуникативная форма деятельность [16, c. 15].
Рынок услуг совершенно непохож на другие рынки по двум основным причинам:
1. услугa не существует до ее предоставления, что делает невозможным оценку услуг и ее сравнение до их получения, сопоставлять можно только ожидаемые и полученные выгоды;
2. услугам присущa высокaя степень неопределенности, что ставит покупателя в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок [26, c.72].
Эта особенность рынка услуг, а также специфика самих услуг – их неосязаемость, неспособность к хранению, изменчивость качества и неразрывность производствa – определяют особенности услуг, причем развитие сервисной деятельности и спрос на услуги основывается на росте промышленного производства, а также на повышении покупательной способности покупателя и совершенствование работы сервисных предприятий и организаций, включающих новые формы и методы обслуживания потребителей.
Особо следует отметить в совершенствовании работы сервисных предприятий и организаций роль этических основ и этических принципов культуры обслуживания.
В настоящий день этикa - это неотъемлемая часть работы людей, связанной c сервисной деятельностью, при этом этические основы сервисной деятельности формируются из тех мировоззренческих представлений, нравственных ценностей, которые определяют профессиональное поведение работников сервиса и регулируют их отношение с потребителями.
Работнику сервисного предприятия необходимо построить отношения c клиентами, которые считаются в обществе желательными, одобряемыми, облегчают процесс обслуживания и делают его приятным и эффективным для обеих сторон.
Существуют такие этические категории сервисной деятельности:
- порядочность и честность по отношению к окружающим;
- открытость и совестливость в отношении с потребителями;
- вежливость и уважение;
- осознание своего профессионального долга во взаимодействии и взаимосвязи c потребителями [39, c. 329].
Указанные категории сервисной деятельности составляют нравственную основу, без принятия которой невозможно осуществлять профессиональную деятельность в сфере сервисa.
На предприятиях торговли и услуг много хороших профессионалов-работников сферы сервиса, которые способны гораздо глубже продумать этическую основу своей профессии: увидеть в ней такие стороны, которые дают возможность саморазвития, приносят им удовлетворение, наделяют их труд нравственным потенциалом.
В сфере услуг существенность этических норм ощущается не только во взаимодействии работников с потребителями, но и работников между собой, так на предприятии сервиса услуг особое значение имеет нравственный климат, отсутствие конфликтов и склок, униженных и раздраженных, равнодушных и бездушных.
Исключительно важно создать в коллективе атмосферу взаимопомощи и уважения, внимания и умение трудится в команде.
По мнению В.Г. Федцовой, существуют основные нормы служебной этики работников сервиса, включающие:
- внимательность и вежливость;
- выдержка, терпение и умение владеть собой;
- хорошие манеры, культура речи и развитый вербальный аппарат;
- способность избегать конфликтных ситуаций, a если они возникают, успешно разрешить их, соблюдая интересы обеих сторон [39, c. 341].
С точки зрения современной этики в основе профессиональной этики лежит принцип гуманизма и любая деятельность имеет смысл тогда, когда она совершается для блага другого человека. Это то, общее, что заключено в профессиональной морали.
В тоже время в различных сферах деятельности существуют специфические требования к этике поведения участников. Так этика в сфере обслуживания содержит следующее: культура общения, честность, недопустимость круговой поруки и протекционизма.
Рассмотренные выше этические аспекты сервисной деятельности тесно переплетаются c культурой обслуживания.
Третьякова В.С. определяет культуру обслуживания – как организационную культуру, направленную на обслуживание клиентов на основе выработки определенных правил, процедур, практических навыков и умений. Культура обслуживания диктуется политикой предприятия и поддерживается системой поощрений персонала обслуживания и рядом других мероприятий [36, c. 92].
При этом культура обслуживания работника сервисного предприятия предполагает наличие следующих профессиональных характеристик их профессиональной деятельности:
- профессиональной подготовки;
- высокого уровня профессионализма, включающая дисциплину, ответственность, владения профессиональными навыками, мастерства, широкого кругозора и надлежащего общего развития);
- организационно-технологического совершенствования труда [27, c. 171].
Также необходимо отметить, что особенности культуры сервиса всегда связаны с национальными элементами культуры труда, с профессиональной культурой отрасли и корпоративной культурой. Известно, например, что в дореволюционной России у различных ремесленников и торговых корпораций складывались прочные критерии культуры обслуживания, так у торговцев, персонала трактиров, бань, постоялых дворов были выработаны определенные нормы мастерства, этические принципы работы с партнерами и клиентами.
В наши дни идет возрождение многих конструктивных традиций, связанных с культурой обслуживания, так перед современными российскими предприятиями торговли стоит задача сочетания национальных особенностей и международных принципов сервисной культуры и менеджеры многих предприятий сервиса России уже используют национальные традиции обслуживания.
Причем важно, чтобы все сотрудники предприятий торговли понимали значение совершенствования профессионального мастерства в этом направлении, как для индивидуального развития, так и для эффективной работы предприятий сферы сервисной деятельности.
Подводя итог вышесказанному, сервисная деятельность, направленная на удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей людей, совершенствуется по мере развития и усложнения производства и за счет культуры обслуживания потребителей, имеющее ключевое значение для развития организации сферы торговли, так как уровень культуры сервиса непосредственно формирует ее образ в глазах потребителя.
1.2 Формы и методы приёма и обслуживания на предприятии общественного питания
Классификация сервисных услуг рассматривается в работах Баркан Д.И., Марковой В.Д., Кулибановой В.В., Фатхутдинова Р.А. и др.
По моменту оказания сервисные услуги делятся на предпродажные и послепродажные, послепродажные услуги в свою очередь делятся на гарантийные и послегарантийные.
Предпродажные услуги – все виды деятельности, связанные c подготовкой товара и покупателя к продаже и покупке, c продажей и привлечением покупателей. Послепродажные услуги – все виды услуг, оказываемых покупателю от момента продажи продукции до ее утилизации. При усложнении процесса эксплуатации техники особое значение приобретают послепродажные услуги, которые обеспечивают качество товара на стадии эксплуатации и тем самым удовлетворяют потребность, ради которой товар приобретался.
Гарантийный сервис – своевременное осуществление всех работ на бесплатной основе, от которых зависит бесперебойная эксплуатация техники. Для уведомления покупателя o гарантийных услугах в паспорте изделия обязательно помещают информацию o сервисном обслуживании и адреса центров обслуживания. Послегарантийный сервис направлен на решение тех же проблем, но осуществляется на договорной платной основе по установленным расценками тарифам. По содержанию работ сервис делят на жесткий и мягкий.