Файл: Классификация видов банковского контроля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

     2. Наиболее современным путем мышления и построения внутреннего контроля является вовлечение практически всех сотрудников в использование приемов внутреннего контроля во всех основных процессах деятельности коммерческого банка. В этом случае задачи внутреннего контроля являются элементарными частями нормальной ежедневной активности структурного подразделения. Преимущества и выгода такого направления организации системы внутреннего контроля состоят в следующем: меньше бюрократии, больше оперативности и экономически целесообразно, отделы и управления банка лучше функционируют, и в них четко выражена ответственность каждого специалиста, принявшего участие в совершении конкретной операции. Такое направление в организации системы внутреннего контроля имеет и свои трудности: более сложно организовать, особенно на начальном этапе; требует очень детального описания и своевременного обновления процедур; требуется постоянное обучение и повышение квалификации всех специалистов. Тем не менее это перспективный, наиболее эффективный и лучший путь усиления системы внутреннего контроля в коммерческом банке.

4.2.7.Методы контроля

     Внутренний  контроль и его цели обусловливают  весьма специфические методы контроля:

     1. Организационный контроль включает  в себя заявления о цели  деятельности структурного подразделения банка, полномочиях и ответственности его руководства и рядовых специалистов. Этот контроль находит свое отражение в организационной структуре, исключающей дублирование, двойное подчинение, неэффективное использование финансовых и трудовых ресурсов. Дополнительно организационный контроль определяет круг обязанностей, включая их распределение между всеми сотрудниками в соответствии с их должностными инструкциями.

     2. Операционный контроль охватывает  планирование, составление смет  и бюджетов, функционирование информационных систем, обеспечение необходимой технической и инструктивной документацией, в том числе политиками, положениями и процедурами, упорядочение записей по регистрации платежных и иных документов в банке.

     3. Контроль за банковским персоналом включает в себя строгое соблюдение установленного порядка по отбору, найму и перемещению подходящего персонала; по профессиональной ориентации, обучению и аттестации специалистов; по надзору за соблюдением сотрудниками утвержденного режима работы, правил внутреннего распорядка, сохранения конфиденциальной информации.


     4. Периодический обзор представляет  собой один из методов контроля, связанный с изучением работы  отдельных сотрудников, внутренний  обзор деятельности отдельных  структурных подразделений или  выполнения какой-то конкретной операции, а также внешний обзор, проводимый внутренними аудиторами.

     Таким образом, внутренний контроль – целостная корпоративная культура и меры индивидуального контроля, предпринимаемые каждым служащим коммерческого  банка, и поэтому аудитор (хоть внешний, хоть внутренний) в своей деятельности, в первую очередь, оценивает эффективность системы внутреннего контроля. Внутренний  контроль придает правлению банка  обоснованную уверенность в том, что процесс использования денежных средств при размещении их в активные операции находится под контролем. Кроме того, также помогает руководству следить за ходом выполнения поставленных перед коллективом задач и решать, следует ли предпринять дополнительные меры в случае нарушения или несоответствия существующих процедур по выполняемым банковским операциям. 


 

Заключение

 
 

     Итак, банковский контроль это контроль со стороны  Центрального банка за деятельностью коммерческих банков; контроль, который осуществляют банки за хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и граждан в процессе выполнения банковских операций; осуществление банками контрольных функций, связанных с их основной деятельностью: кредитованием, проведением расчетных, валютных, кассовых, фондовых и других операций, предоставление различного рода услуг – трастовых, лизинговых, факторинговых и др.

     По  сути, банковский контроль – составная  часть банковского менеджмента, способствующая повышению эффективности организации банковской деятельности, снижению уровня банковского риска.

     Цели  внешнего банковского контроля и  надзора:

поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации  и защиту интересов кредиторов и  вкладчиков.

     Внешний банковский контроль осуществляется в  области лицензирования деятельности кредитных организаций, создания благоприятных  условий для привлечения капитала в первую очередь с открытых рынков и от добросовестных стратегических инвесторов; укрепления контроля за происхождением капитала и финансовым состоянием лиц, оказывающих влияние на деятельность банка; вывод с рынка кредитных организаций, нарушающих банковское законодательство и одновременно проводящих операции, имеющие очевидные признаки сомнительности и фиктивности; установление обязательных нормативов деятельности кредитных организаций; в области регулирования кредитного риска, риска ликвидности.


     Внутренний  контроль в кредитной организации  может быть определен как процесс, который осуществляется членами совета директоров (наблюдательного совета), правления и другими должностными лицами для достижения поставленных целей. Эти цели можно классифицировать по следующим направлениям: действенность и эффективность деятельности; достоверность представляемой отчетности; соблюдение требований применяемых законодательных и нормативных актов.

     Обязательные  для кредитных организаций правила  организации внутреннего контроля устанавливаются Банком России (часть 1 ст. 57 Закона о Банке России).

     Функциональный  внутренний контроль подразумевает закрепление контрольных функций за сотрудником кредитной организации помимо его других обязанностей. В зависимости от того, какую позицию занимает субъект контроля относительно объекта контроля, можно в функциональном контроле выделить горизонтальный и вертикальный контроль. Горизонтальный контроль проводится специалистами, непосредственно участвующими в проведении банковских операций. Данный вид контроля встраивается в банковский процесс и становится его неотъемлемой частью, он обеспечивает соответствие банковского процесса установленным в кредитной организации требованиям.

     Вертикальный  контроль проводится руководством подразделений  в отношении совершения подчиненными сотрудниками отдельных операций, а  также результатов деятельности вверенного подразделения. Данный вид контроля может быть встроен в банковский процесс, а может протекать независимо от него.

     Специализированный  контроль осуществляется теми субъектами контроля, для которых эта деятельность является основной. Применительно к коммерческим банкам специализированный контроль осуществляют сотрудники службы внутреннего контроля; члены ревизионной комиссии; сотрудник, осуществляющий комплаенс-контроль; ответственный сотрудник по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и др. Целью их работы является выявление отклонений в деятельности отдельных подразделений банка от установленных нормативных требований и, как итог, оценка влияния данных отклонений на эффективность работы кредитной организации в целом. Отличительной особенностью специализированного контроля от функционального является то, что при проведении специализированного контроля соблюдается принцип независимости от проверяемой деятельности. Кроме того, данный вид контроля в основном применяется при проведении последующего контроля.


     Цели  внутреннего контроля: предотвращение ошибок и мошеннических действий; повышение эффективности использования  денежных ресурсов; обеспечение соответствующих  доходов и разумных расходов; обеспечение  сохранности активов коммерческого банка.

     В области внутреннего контроля для эффективного обмена информацией, беспрепятственного распространения информационных потоков в полном объеме внутри кредитной организации, эффективной связи с внешними контрагентами – рекомендации по созданию и утверждению качественных внутренних документов; в сфере оценки системы внутреннего контроля в коммерческом банке, чтобы сделать вывод о ее качестве – рекомендации по созданию методики оценки качества системы внутреннего контроля в кредитной организации. 

Список  использованных источников 
 

     1. Федеральный закон от 02.12.1995 №395–1  «О банках и банковской деятельности».

     2. Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ  «Об аудиторской деятельности».

     3. Положение ЦБ РФ от 16.12.2003 №242-П  «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

     4. Акулов А.В., Малыхин Д.В., Малюта Н.Е., Рыжих Н.Н. К вопросу о стандартизации процессов управления рисками и внутреннего контроля // Управление в кредитной организации. – 2010. – №1

     5. Банковская энциклопедия / Под ред. С.И. Лукаш, Л.А. Малютиной.-Днепропетровск: Каисса Плюс, 2006. – 246 с.

     6. Злобина Л.А. Взаимоотношения предприятий с банком и банковский контроль: Учебное пособие для специальности 060500 «Бухгалтерский учет и аудит». – М.: Издательство МГУП, 2010. – 200 с.

     7. Отрадная О.С. Деятельность банка России в области банковского регулирования и надзора на современном этапе / 12.10.2010 // [Электронный ресурс, сайт «Финансовая аналитика»] Режим доступа: http://finanal.ru/banki.

     8. Отчеты о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2002–2008 гг. / Издание Банка России. М, 2003–2009. // Сайт ЦБ РФ: www. cbr.ru.

     9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 5-е изд, перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2006.–495с

     10. Рекомендации по разработке методики оценки качества системы внутреннего контроля в кредитной организации / 21.10.2010 // [Электронный ресурс, сайт «Финансовая аналитика»] Режим доступа: http://finanal.ru/banki.