Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
2. Наиболее современным путем мышления и построения внутреннего контроля является вовлечение практически всех сотрудников в использование приемов внутреннего контроля во всех основных процессах деятельности коммерческого банка. В этом случае задачи внутреннего контроля являются элементарными частями нормальной ежедневной активности структурного подразделения. Преимущества и выгода такого направления организации системы внутреннего контроля состоят в следующем: меньше бюрократии, больше оперативности и экономически целесообразно, отделы и управления банка лучше функционируют, и в них четко выражена ответственность каждого специалиста, принявшего участие в совершении конкретной операции. Такое направление в организации системы внутреннего контроля имеет и свои трудности: более сложно организовать, особенно на начальном этапе; требует очень детального описания и своевременного обновления процедур; требуется постоянное обучение и повышение квалификации всех специалистов. Тем не менее это перспективный, наиболее эффективный и лучший путь усиления системы внутреннего контроля в коммерческом банке.
4.2.7.Методы контроля
Внутренний контроль и его цели обусловливают весьма специфические методы контроля:
1. Организационный контроль включает в себя заявления о цели деятельности структурного подразделения банка, полномочиях и ответственности его руководства и рядовых специалистов. Этот контроль находит свое отражение в организационной структуре, исключающей дублирование, двойное подчинение, неэффективное использование финансовых и трудовых ресурсов. Дополнительно организационный контроль определяет круг обязанностей, включая их распределение между всеми сотрудниками в соответствии с их должностными инструкциями.
2. Операционный контроль охватывает планирование, составление смет и бюджетов, функционирование информационных систем, обеспечение необходимой технической и инструктивной документацией, в том числе политиками, положениями и процедурами, упорядочение записей по регистрации платежных и иных документов в банке.
3. Контроль за банковским персоналом включает в себя строгое соблюдение установленного порядка по отбору, найму и перемещению подходящего персонала; по профессиональной ориентации, обучению и аттестации специалистов; по надзору за соблюдением сотрудниками утвержденного режима работы, правил внутреннего распорядка, сохранения конфиденциальной информации.
4. Периодический обзор представляет собой один из методов контроля, связанный с изучением работы отдельных сотрудников, внутренний обзор деятельности отдельных структурных подразделений или выполнения какой-то конкретной операции, а также внешний обзор, проводимый внутренними аудиторами.
Таким образом, внутренний контроль – целостная корпоративная культура и меры индивидуального контроля, предпринимаемые каждым служащим коммерческого банка, и поэтому аудитор (хоть внешний, хоть внутренний) в своей деятельности, в первую очередь, оценивает эффективность системы внутреннего контроля. Внутренний контроль придает правлению банка обоснованную уверенность в том, что процесс использования денежных средств при размещении их в активные операции находится под контролем. Кроме того, также помогает руководству следить за ходом выполнения поставленных перед коллективом задач и решать, следует ли предпринять дополнительные меры в случае нарушения или несоответствия существующих процедур по выполняемым банковским операциям.
Заключение
Итак, банковский контроль это контроль со стороны Центрального банка за деятельностью коммерческих банков; контроль, который осуществляют банки за хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и граждан в процессе выполнения банковских операций; осуществление банками контрольных функций, связанных с их основной деятельностью: кредитованием, проведением расчетных, валютных, кассовых, фондовых и других операций, предоставление различного рода услуг – трастовых, лизинговых, факторинговых и др.
По сути, банковский контроль – составная часть банковского менеджмента, способствующая повышению эффективности организации банковской деятельности, снижению уровня банковского риска.
Цели внешнего банковского контроля и надзора:
поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защиту интересов кредиторов и вкладчиков.
Внешний банковский контроль осуществляется в области лицензирования деятельности кредитных организаций, создания благоприятных условий для привлечения капитала в первую очередь с открытых рынков и от добросовестных стратегических инвесторов; укрепления контроля за происхождением капитала и финансовым состоянием лиц, оказывающих влияние на деятельность банка; вывод с рынка кредитных организаций, нарушающих банковское законодательство и одновременно проводящих операции, имеющие очевидные признаки сомнительности и фиктивности; установление обязательных нормативов деятельности кредитных организаций; в области регулирования кредитного риска, риска ликвидности.
Внутренний контроль в кредитной организации может быть определен как процесс, который осуществляется членами совета директоров (наблюдательного совета), правления и другими должностными лицами для достижения поставленных целей. Эти цели можно классифицировать по следующим направлениям: действенность и эффективность деятельности; достоверность представляемой отчетности; соблюдение требований применяемых законодательных и нормативных актов.
Обязательные для кредитных организаций правила организации внутреннего контроля устанавливаются Банком России (часть 1 ст. 57 Закона о Банке России).
Функциональный внутренний контроль подразумевает закрепление контрольных функций за сотрудником кредитной организации помимо его других обязанностей. В зависимости от того, какую позицию занимает субъект контроля относительно объекта контроля, можно в функциональном контроле выделить горизонтальный и вертикальный контроль. Горизонтальный контроль проводится специалистами, непосредственно участвующими в проведении банковских операций. Данный вид контроля встраивается в банковский процесс и становится его неотъемлемой частью, он обеспечивает соответствие банковского процесса установленным в кредитной организации требованиям.
Вертикальный контроль проводится руководством подразделений в отношении совершения подчиненными сотрудниками отдельных операций, а также результатов деятельности вверенного подразделения. Данный вид контроля может быть встроен в банковский процесс, а может протекать независимо от него.
Специализированный контроль осуществляется теми субъектами контроля, для которых эта деятельность является основной. Применительно к коммерческим банкам специализированный контроль осуществляют сотрудники службы внутреннего контроля; члены ревизионной комиссии; сотрудник, осуществляющий комплаенс-контроль; ответственный сотрудник по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и др. Целью их работы является выявление отклонений в деятельности отдельных подразделений банка от установленных нормативных требований и, как итог, оценка влияния данных отклонений на эффективность работы кредитной организации в целом. Отличительной особенностью специализированного контроля от функционального является то, что при проведении специализированного контроля соблюдается принцип независимости от проверяемой деятельности. Кроме того, данный вид контроля в основном применяется при проведении последующего контроля.
Цели внутреннего контроля: предотвращение ошибок и мошеннических действий; повышение эффективности использования денежных ресурсов; обеспечение соответствующих доходов и разумных расходов; обеспечение сохранности активов коммерческого банка.
В области внутреннего контроля для эффективного обмена информацией, беспрепятственного распространения информационных потоков в полном объеме внутри кредитной организации, эффективной связи с внешними контрагентами – рекомендации по созданию и утверждению качественных внутренних документов; в сфере оценки системы внутреннего контроля в коммерческом банке, чтобы сделать вывод о ее качестве – рекомендации по созданию методики оценки качества системы внутреннего контроля в кредитной организации.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 02.12.1995 №395–1 «О банках и банковской деятельности».
2. Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
3. Положение ЦБ РФ от 16.12.2003 №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
4. Акулов А.В., Малыхин Д.В., Малюта Н.Е., Рыжих Н.Н. К вопросу о стандартизации процессов управления рисками и внутреннего контроля // Управление в кредитной организации. – 2010. – №1
5. Банковская энциклопедия / Под ред. С.И. Лукаш, Л.А. Малютиной.-Днепропетровск: Каисса Плюс, 2006. – 246 с.
6. Злобина Л.А. Взаимоотношения предприятий с банком и банковский контроль: Учебное пособие для специальности 060500 «Бухгалтерский учет и аудит». – М.: Издательство МГУП, 2010. – 200 с.
7. Отрадная О.С. Деятельность банка России в области банковского регулирования и надзора на современном этапе / 12.10.2010 // [Электронный ресурс, сайт «Финансовая аналитика»] Режим доступа: http://finanal.ru/banki.
8. Отчеты о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2002–2008 гг. / Издание Банка России. М, 2003–2009. // Сайт ЦБ РФ: www. cbr.ru.
9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 5-е изд, перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2006.–495с
10. Рекомендации по разработке методики оценки качества системы внутреннего контроля в кредитной организации / 21.10.2010 // [Электронный ресурс, сайт «Финансовая аналитика»] Режим доступа: http://finanal.ru/banki.