Файл: Классификация видов банковского контроля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целью надзора является выявление указанных рисков, оценка степени риска, которую деятельность филиала несет для банка, и приведение этой деятельности в соответствие с нормами и требованиями Центрального банка.

Выделяется несколько основных направлений в осуществлении такого надзора: проверка соответствующих функций и операций как самого банка, так и его филиала; оценка деятельности руководите лей филиала; проверка соблюдения, филиалом установленных для коммерческих банков норм и лимитов операций; оценка риска по осуществляемой филиалом банка деятельности. Надзор происходит в форме документарного надзора, включающего анализ отчетности; инспекционных проверок, осуществляемых Департаментом инспектирования кредитных организаций ЦБ РФ в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 1 декабря 2003 г. № 108-и «Об организации инспекционной деятельности Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)» и Инструкцией ЦБ РФ № 105-и от 25 августа 2003 г. «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Банка России» и носящих комплексный либо тематический характер; применения мер воздействия. Последние включают как предупредительные меры, определяемые Инструкцией ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения норм деятельности», так и серьезные санкции, о которых говорилось выше. К предупредительным мерам относят назначение проверки банка или его филиала, информирование банка о появлении неблагоприятных рыночных тенденций и консультирование его по вопросам оптимальной тактики функционирования в данной экономической ситуации. В случае отнесения банка к группе банков, находящихся в критическом финансовом положении, вводится запрет на осуществление им банковских операций купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной форме .

Особое значение придается Банком России созданию самого филиала банка, т. е. предупреждение филиальных рисков на самом первом этапе формирования филиала. Порядок открытия филиалов банка регламентируется следующими нормативными актами: «Инструкцией Банка России № 109-и «О порядке принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» и Инструкцией ЦБ от 24 августа 1998 г. № 76-и «Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства» с дополнениями, в которых ужесточены требования по открытию филиала.


К кредитным организациям, не создавшим служб внутреннего контроля или не обеспечившим организацию работы, применяются следующие меры воздействия:

- установление контроля за выполнением предъявляемых требований;

- активное использование права запрашивать информацию за любой период в процессе надзора за состоянием внутреннего контроля;

- рассмотрение эффективности работы служб внутреннего контроля.

Особое место в банковском надзоре занимают вопросы финансового оздоровления кредитных организаций. Кроме Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве), кредитных организаций» было принято множество нормативных актов Центрального банка, отражающих основные моменты предупреждения несостоятельности кредитных организаций и мер по их преодолению. Были приняты: Инструкция ЦБ № 84-и от 12 июля 1999 г. «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных учреждений»; Указание ЦБ от 26 мая 1999 г. № 163-т «Об организации работы территориальных учреждений Банка России по контролю за осуществлением кредитными организациями мер по финансовому оздоровлению». В дополнение к этому 31 марта 2000 г. Центральный Банк РФ издал Указание «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций», в котором, в частности, отмечается, что в целях организации банковского надзора территориальные учреждения Банка России относят все кредитные организации с точки зрения финансового состояния к одной из двух категорий, а в рамках каждой категории - к одной из двух классификационных групп:

1-я категория - финансово стабильные кредитные организации;

первая группа - кредитные организации без недостатков в деятельности;

вторая группа - кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности;

2-я категория - проблемные кредитные организации;

третья группа - кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности;

четвертая группа - кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении.

Подводя итог вышесказанному: банковское регулирование включает следующие основные направления:

- установление обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности;

- получение у кредитной организации необходимой информации об их деятельности и разъяснений по полученной информации;

- регистрацию кредитных организаций в книге государственной регистрации кредитных организаций, а также выдачу отзыв лицензии на осуществление банковских операций;


- контроль за приобретением юридическими и физическими лицами долей кредитных организаций;

- установление обязательных нормативов;

- проведение проверок;

- применение санкций к кредитным организациям в случае нарушений ими федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, а также в случаях, если эти нарушения или операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков); осуществление анализа деятельности кредитных организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков, стабильности банковской системы в целом.

4.2 Внутренний аудит

     Внутренний  контроль в кредитной организации может быть определен как процесс, который осуществляется членами совета директоров , правления и другими должностными лицами для достижения поставленных целей. Эти цели можно классифицировать по следующим направлениям: действенность и эффективность деятельности; достоверность представляемой отчетности; соблюдение требований применяемых законодательных и нормативных актов.

      Документами, определяющими порядок организации системы внутреннего контроля в банках, являются Положение Банка России №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» и внутреннее положение, действующее в каждом коммерческом банке .

     Организация системы внутреннего контроля в  общем случае находится под воздействием ряда факторов:

     – отношение руководства к системе  внутреннего контроля;

     – размеры, масштабы и виды деятельности кредитной организации;

     – цели и задачи системы внутреннего  контроля;

     – степень механизации и компьютеризации  деятельности кредитной организации;

     – ресурсное обеспечение;

     – уровень компетентности кадрового  состава.

     Таким образом, эффективный контроль может быть реализован только в системе внутреннего контроля посредством взаимодействия всех ее элементов.

     4.2.1 Цель системы

Основными целями функционирования системы внутреннего контроля кредитной организации являются:

     1) обеспечение эффективности деятельности  кредитной организации и ее  развития;

     2) своевременная адаптация кредитной  организации к изменениям во  внутренней и внешней среде;


     3) обеспечение устойчивого положения  организации на рынке в условиях конкуренции.

     Задачи

     – соблюдение кредитной организацией требований законодательства и внутренних документов;

     – соответствие деятельности кредитной  организации утвержденной стратегии;

     – должный уровень полноты и  точности первичных документов и  качества первичной информации для  принятия эффективных управленческих решений;

     – безошибочность регистрации и обработки  финансово-хозяйственных операций организации;

     – достоверность, своевременность и полнота составления отчетности;

     – рациональное и экономное использование  всех видов ресурсов;

     – соблюдение работниками организации  установленных руководством требований, правил и процедур.

     Эти задачи обусловливают создание в организации качественной системы внутреннего контроля.

     4.2.2. Предмет системы.

Предметом системы внутреннего контроля является соответствие деятельности кредитной организации законодательству Российской Федерации и внутренним документам. Для эффективного осуществления деятельности кредитной организацией необходим непрерывный контроль за:

     –соблюдением  сотрудниками кредитной организации  законодательства, нормативных актов  и стандартов профессиональной деятельности;

     – предупреждением конфликтов интересов;

     – обеспечением надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и  масштабам проводимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности.

     4.2.3. Объекты системы.

Объектами системы внутреннего контроля это вся совокупность элементов системы коммерческого банка, попадающих в зону действия контроля.

     К объектам системы внутреннего контроля относятся:

     1) организация деятельности кредитной  организации;

     2) функционирование системы управления  банковскими рисками и оценка  банковских рисков;

     3) распределение полномочий при совершении банковских операций и других сделок;

     4) управление информационными потоками и обеспечение информационной  безопасности;

     5) функционирование системы внутреннего  контроля.


     Организация системы внутреннего контроля банка предполагает охват контрольными процедурами всех без исключения сфер деятельности банка (тотальный контроль). Риск возможных потерь колеблется от минимального, возникающего при проведении простейших операций, до риска утраты значительной части активов – при выборе ошибочной стратегии кредитования или при ошибках проведения инвестирования. Соответственно отличается и подход к внутреннему контролю: от создания простейших контрольных процедур в рамках бухгалтерского учета до применения сложных технологий оценки и управления риском с участием многих подразделений банка.

     4.2.4. Субъекты системы.

Субъекты системы – участники системы внутреннего контроля, кто главным образом проводит контроль и кто выполняет контрольную функцию .

     К субъектам системы внутреннего  контроля в кредитной организации  можно отнести:

     – органы управления кредитной организации;

     – ревизионную комиссию (ревизор);

     – главного бухгалтера и его заместителей;

     – руководителя и главного бухгалтера филиала кредитной организации;

     – подразделения и служащих, осуществляющих внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними  документами кредитной организации.

     4.2.5. Механизм системы.

     Элементами  механизма системы являются:

     – контрольная среда;

     – регламентация;

     – контрольные процедуры;

     – мониторинг системы внутреннего  контроля.

     Контрольная среда – это фундамент для  всех остальных элементов системы  внутреннего контроля, обеспечивающий дисциплинированность сотрудников. Данное понятие характеризует общее отношение, осведомленность и практические действия, мероприятия и процедуры руководства банка, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.

     Регламентация представляет собой систему нормативных документов, регулирующих деятельность банка, его подразделений и сотрудников. Она включает разработку, принятие и соблюдение нормативных документов

     Контрольные процедуры – методы и правила, дополняющие элементы контрольной  среды, разработанные администрацией для достижения стоящих перед банком целей. Это процесс взаимодействия и функционирования отдельных элементов системы внутреннего контроля. Контрольные процедуры направлены на предотвращение, выявление и исправление ошибок и искажений, которые могут возникнуть при проведении операций.