Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
С точки зрения развития аудит делят на:
1) Подтверждающий – проверка и подтверждение достоверности бухгалтерской отчётности кредитной организации;
2) Системно-ориентированный – даёт возможность наблюдения систем, контролирует определённого клиента. Здесь аудиторская проверка основана на анализе системы внутреннего контроля кредитной организации. При эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок в деятельности клиента незначительна и поэтому для аудиторов отпадает необходимость проведения детальной проверки данного клиента;
3) Аудит, базирующийся на рисках – означает проведение проверки выборочно с концентрацией аудиторской работы на главных направлениях деятельности клиента, т. е. в областях с наиболее высоким аудиторским риском.
4.1. Внешний аудит
Надзор за деятельностью коммерческих банков и кредитных учреждений выполняет Центральный банк Российской Федерации, который имеет три подразделения, выполняющие функции надзора: Контрольно-ревизионное управление, осуществляющее ревизии главных территориальных управлений Центрального банка, Департамент банковского надзора и Управление инспектирования коммерческих банков.
Для осуществления банковского надзора контролирующие органы должны обладать достаточными полномочиями. В частности, запрашивать у банка информацию, проверять отчетность на месте, ставить вопросы и требовать ответа, иметь права и возможности маневра в принятии решений, включая закрытие банка, если это необходимо.
Банк России в своей деятельности по банковскому регулированию и банковскому надзору руководствуется положениями главы «Банковское регулирование и банковский надзор» Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Закон о Банке России)» а также соответствующими положениями Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (Закон о страховании вкладов).
Банк России ставит целью достижение банковского регулирования и надзора, определенных ст. 56 Закона о Банке России, а именно: поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защиту интересов кредиторов и вкладчиков.
Работа по совершенствованию банковского регулирования и банковского надзора осуществляется в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
В области лицензирования деятельности кредитных организаций за последние годы в сфере регулирования капитализации банков Банк России реализовал комплекс мер, направленных на решение двух задач:
– во-первых, создание благоприятных условий для привлечения капитала в первую очередь с открытых рынков и от добросовестных стратегических инвесторов;
– во-вторых, укрепление контроля за происхождением капитала и финансовым состоянием лиц, оказывающих влияние на деятельность банка.
Большое внимание уделяется такому аспекту деятельности Банка России, как вывод с рынка кредитных организаций, нарушающих банковское законодательство и одновременно проводящих операции, имеющие очевидные признаки сомнительности и фиктивности.
Регулирование концентрации кредитного риска осуществляется на основании ст. 62 Закона о Банке России, предусматривающей право Банка России устанавливать обязательные нормативы деятельности кредитных организаций, в том числе нормативы максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (часть 3 ст. 62 Закона), максимального размера крупных кредитных рисков (часть 4 ст. 62), максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам), а также ст. ст. 64, 65 и 71 Закона о Банке России, устанавливающих предельные значения указанных обязательных нормативов.
Что касается риска ликвидности, то в соответствии со ст. ст. 62 и 68 Закона о Банке России, регулирование надзорным органом рисков ликвидности кредитных организаций осуществляется путем использования обязательных нормативов ликвидности (для банков это – нормативы мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности), определяемых как соотношение активов и пассивов с учетом их сроков, сумм и типов.
Основным направлением развития системы регулирования и надзора в сфере ликвидности является ориентация на использование концепции денежных потоков и на оценку состояния систем управления рисками ликвидности в кредитных организациях.
Другим актуальным направлением развития системы регулирования и надзора за кредитными рисками является ориентация на оценку качества управления ими в кредитных организациях.
Стратегия развития банковского сектора показывает, что совершенствование подходов кредитных организаций к построению систем корпоративного управления является одним из решающих факторов роста показателей деятельности банковского сектора, а также важным элементом реформирования банковского дела в России.
Применение Банком России профессионального суждения при осуществлении банковского надзора основывается на положениях части 4 ст. 72 Закона о Банке России, в соответствии с которой Банк России, его территориальные учреждения и уполномоченные представители проводят оценку активов и пассивов кредитной организации на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России.
Реализация надзорным органом профессионального суждения осуществляется в соответствии с положениями нормативных документов Банка России – Инструкцией от 16 января 2004 г. №110-И «Об обязательных нормативах банков» (далее – Инструкция №110-И), положением от 26.03.2004 №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», положением от 20.03.2006 №283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам».
Банк России контролирует возникновение коммерческих банков и кредитных организаций, что проявляется в создании и дополнении имеющейся правовой базы для открытия и функционирования. Банк России в соответствии с Федеральными законами: «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке (Банке России)» издает инструкции, положения, указания, регламентирующие порядок создания банков, издает правила регистрации кредитных организаций их слияния, реорганизации и закрытия.
Правила регистрации в наиболее общем виде изложены в Федеральном законе «О Центральном банке (Банке России)» гл. 10, ст. 59, 60 и дополнены конкретной Инструкцией № 109-и «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», в которой даны перечень документов, необходимых для получения лицензии и регистрации, квалификационные требования к руководству кредитной организации, виды лицензий, которые могут получить кредитные организации как при своем возникновении, так и при расширении деятельности, основные причины для отказа в выдаче и отзыве лицензии.
Центральной задачей органа надзора является определение вероятности возникновения проблем в работе банка в будущем. Поэтому при ее выявлении органы надзора должны иметь право принимать такие решения, которые бы способствовали их предупреждению в будущем, а именно:
-списание активов, признанных безнадежными;
-ограничение в выдаче отдельных видов ссуд или отдельным категориям заемщиков;
-усиление внутри банковского контроля;
-усиление или замена руководства банка.
Свои полномочия органы надзора могут выполнять в процессе выдачи лицензий на банковскую деятельность; принятия решения об ограничении круга выполняемых операций; осуществления контроля за действующим банком.
Банковский надзор осуществляется в виде:
- лицензирования;
- контроля за экономическими нормативами;
- инспекции и ревизии деятельности банка.
При выдаче лицензий на банковскую деятельность проверяется правомерность и источники формирования уставного капитала банка, соответствие его суммы установленным требованиям. Проверяется компетентность и профессиональная пригодность руководителей банка, определяется круг будущих операций, которые предполагает выполнять банк, а также цели, задачи и стратегия банка.
Контроль за соблюдением банками экономических нормативов органы надзора осуществляют с помощью анализа представляемой отчетности. При несоблюдении установленных коэффициентов органами надзора применяются штрафные санкции, в отдельных случаях могут быть введены ограничения на банковские операции.
Контроль за деятельностью банков органы надзора осуществляют также путем организации проверок на местах. С этой целью в Центральном банке России в 1993 году было создано Главное управление инспектирования коммерческих банков и утверждены основные правила организации проверок кредитных учреждений. Проверки могут быть двух видов: комплексные и не комплексные (выборочные).
Комплексная проверка проводится в срок не более 30 дней и предусматривает проверку всех основных операций банка, своевременность завершения операционного дня и составление ежедневного баланса. Комплексной проверке подлежат все банки не реже одного раза в два года.
Не комплексная проверка ограничена сроком до 15 дней и затрагивает отдельные сферы, области деятельности банка, обычно те, где вероятность нарушений наибольшая.
По результатам проверки составляется акт в 3-х экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем проверки, руководителем и главным бухгалтером проверяемого банка и другими должностными лицами. Один из экземпляров акта передается руководству проверяемого банка.
Внешний аудит означает независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности и финансового положения банка в интересах его акционеров или пайщиков. Основная задача банковского аудита - подтвердить достоверность баланса и представить руководству банка заключение о финансовом состоянии банка, его доходности, ликвидности и степени риска банковских операций. Это заключение публикуется вместе с годовым балансом и отчетом о прибылях и убытках.
Аудиторские проверки банка проводятся аудиторскими фирмами, утвержденными общим собранием акционеров банка.
Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица - аудиторы, и юридические лица - аудиторские фирмы, независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия и могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме акционерного общества открытого типа. Они не имеют права заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и связанной с ней деятельностью.
Аудиторы и аудиторские фирмы имеют право:
-самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки в соответствии с требованиями нормативных актов Российской Федерации, конкретными условиями договора либо содержания поручения органов, по решению которых проводится проверка;
-проверять в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникающим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
-получать по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
-привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов;
-отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым банком необходимой документации, не обеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудиторов и членов их семей при наличии такой необходимости.
Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны:
-четко соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства Российской Федерации;
-немедленно сообщить заказчику или государственному органу, поручившему провести аудиторскую проверку, о причинах невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного банка;
-о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов либо специалистов в связи со значительным объемом работы или другими обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения;
-квалифицированно проводить аудиторские проверки и оказывать другие аудиторские услуги;