Файл: Перспективы развития спортивного маркетинга (ЦЕННОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ В СПОРТИВНОМ МАРКЕТИНГЕ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СПОРТИВНОГО МАРКЕТИНГА
1.1.ЦЕННОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ В СПОРТИВНОМ МАРКЕТИНГЕ
1.2. ВЫСТРАИВАНИЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СПОРТИВНОМ МАРКЕТИНГЕ
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО МАРКЕТИНГА
2.1. ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО МАРКЕТИНГА
2.2. ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В настоящее время существует несколько классификаций спортивных продуктов. Согласно одной из них последние можно разделить на четыре категории: товары как таковые, спортивные мероприятия, тренировки и информацию.
В ряде случаев организуясь как совокупность данные элементы, являются объектом комплекса маркетинга, одновременно используются для продвижения. Необходимо отметить, что спортивный маркетинг не обязательно явление дорогостоящее. [27]
Безусловно выбранный, в том числе и ценовой, сегмент зависит от выбранной стратегии компании, однако ориентация на крупные соревнования совсем необязательна. Наряду с обширной зрительской аудиторией Олимпийских игр или Чемпионатов мира стоят и соразмерные им затраты, которые в свою очередь не гарантированно окупятся.
Большинство региональных и местных спортивных мероприятий собирают хотя и меньшую публику, но одновременно с этим содержат в себе меньшую долю риска. [28]
Кроме того спонсорство молодых, еще не известных спортсменов позволили в свое время раскрутиться не одной агентской компании, а обращение внимания на локальные игры, например городских футбольных команд зачастую приносят больший эффект.
Имея специфические особенности, осуществляя свою деятельность согласно определенным задачам, имея обширную практическую базу, формируясь в условиях постоянно меняющейся внешней среды, интегрируясь в мировое сообщество и ориентируясь на перспективу спортивный маркетинг, прочно закрепился в современных массмедийных структурах, сознании общества в целом и его субъектов в частности. Список литературы
2.2. ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Российская и зарубежная практика свидетельствует о том, что эффективность управления рыночной деятельностью повышается при совмещении стратегического и конъюнктурного типов управления с преобладанием стратегического типа.
Спортивный маркетинг представляет собой составную часть общего маркетинга, имеющего свои специфические черты и особенности. В частности, в поле зрения спортивного маркетинга попадают такие особые объекты и отношения, как болельщики, спонсоры, купля-продажа спортсменов, массовый спорт, спортивный бизнес, здоровый образ жизни и многое другое. [29]
Исходя из этого процесс управления маркетинговой деятельностью спортивной организации включает в себя следующие элементы:
• глубокий анализ всех рыночных возможностей спортивной организации,
• определение миссии и целей спортивной организации,
• выработка модели рыночного поведения организации,
• разработка маркетинговой стратегии,
• разработка программы и бюджета действий, претворение в жизнь маркетинговых мероприятий и контроль результатов,
• коррекция предпринятых ранее действий и стратегии маркетинга. [30]
Анализ литературных первоисточников, а также уже проведенных исследований по применению маркетинга в отечественных физкультурно-спортивных организациях, анализ рыночных возможностей предусматривает изучение и оценку внешней и внутренней среды организации.
Маркетинговая среда фирмы – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Микросреда представлена субъектами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры.
Макросреда представлена силами более широкого социального плана, такими как факторы демографического, экономического, природного, экологического, технического и культурного характера.
Изучать микро и макро среду спортивной организации необходимо с помощью следующих элементов:
- глубокий анализ образа и стиля жизни населения, изучение нужд и потребностей различных социальных групп населения, их желании заниматься физическими упражнениями и спортом, выявление реальных и потенциальных клиентов физкультурно-спортивных организаций;
- сегментирование рынка, представленного реальными и потенциальными посетителями спортивных организаций;
- обзор внутренней среды спортивной организации: оценка финансовых, материально-технических, кадровых и других особенностей, профессиональной готовности коллектива организации к работе с целевыми группами потребителей спортивных услуг; [31]
- детальное изучение конкурентной среды: обзор местоположения, потенциала и перспектив развития ближайших конкурентов - физкультурно- спортивных организаций и сооружений с точки зрения предлагаемых ими физкультурно-спортивных, дополнительных и сопутствующих услуг.
После того как было проведено исследование внешней (в первую очередь рыночной) и внутренней среды физкультурно-спортивной организации, можно провести оценку рыночной ситуации и ее перспектив. Следующим этапом анализа будет формулировка миссии и маркетинговых целей организации. [32]
Как известно, миссия определяет основную цель организации - отчетливо выраженную причину ее существования и содержит главный ответ на вопрос о том, чего организация хочет достичь в самом широком смысле.
Формулировка миссии должна отражать позицию физкультурно-спортивной организации по отношению к внешней среде (физкультурному движению, потенциальным и реальным потребителями, конкурентами, обществу, государству и др.), содержать задачи ее физкультурно-спортивной и рыночной деятельности, отражать и показывать уровень культуры и рабочей атмосферы организации.
На наш взгляд, существующие цели можно разбить на семь групп, отражающих основные тактические направления маркетинговой деятельности спортивных организаций:
1) предполагаемые цели объема спортивных услуг - увеличение (либо уменьшение) удельного веса услуг спортивной организации;
2) цели коммуникаций конкурентоспособности основных (физкультурно-оздоровительных, спортивных) и сопутствующих услуг, предлагаемых организацией;
3) цели коммуникаций - достижения необходимой степени узнаваемости спортивной организации за счет рекламы и образования (совершенствования) имиджа;
4) цели сбыта - организация и увеличение распространения (продаж) услуг спортивной организации;
5) достижение (увеличение) рентабельности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
6) кадровое комплектование спортивной организации;
7) цели ценовой политики. [33]
Реализация целевой функции предусматривает также выбор модели рыночного поведения спортивной организации, о которой можно судить по структуре целей маркетинга. [34]
Следующий элемент управления маркетинговой деятельностью - образование специфической, особенной и индивидуально - уникальной стратегии маркетинга, которое требует последовательного решения следующих задач:
1) установления спектра маркетинговых задач, с которыми придется сталкиваться организации, действуя в русле выбранной модели рыночного поведения;
2) определения реально выполнимых методов для разрешения поставленных задач;
3) принятия решения о способах (критериях) отбора вариантов, особенно приемлемых для исследуемой организации с учетом ее специфики, а главное основных потребителей. [35]
Эффективность маркетинговых мероприятий можно оценить по факту получения экономико-управленческого и социально-педагогического результата.
Основными показателями ожидаемой эффективности будут вы- ступать:
1. Успешная реализация миссии и достижение поставленных целей спортивной организации.
2. Выполнение планового финансирования организации; рост доли внебюджетного финансирования.
3. Приобретение новинок материально-технической оснащенности физкультурно-спортивной организации, ввод новых помещений, сооружений.
4. Положительная динамика уровня жизни и психологического комфорта персонала организации, рост удовлетворенности условиями, спецификой и характером выполняемой работы.
5. Увеличение численности, стабилизация состава и минимизация потерь занимающихся, охваченных спортивных организацией; стабильная посещаемость ими физкультурно-спортивных занятий.
6. Организация на высоком уровне психологического комфорта, удовлетворенности целевой аудитории занятиями избранным видом физической активности и качеством услуг.
7. Постоянный сбор информации о ходе исследовательских и инновационных процессов в физкультурно-спортивной организации, увеличение числа реализованных инициатив и т.п.
8. Увеличение доли участия работников в управление физкультурно-спортивной организацией; возрастание уровня аналитической культуры управления маркетингом.
Итоговый элемент управления маркетингом - практическая реализация маркетинговых мероприятий и контроль запланированных результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
AdvertisingAge - этот термин появился в 1978 году и означал «совокупность мер по продвижению спортивных событий, организаций». Упоминалось о наличии в спорт маркетинге 2-х течений – «маркетинг спорта » и «маркетинг через спорт».
На современном этапе развития можно констатировать эволюцию модели управления в спорте (за последние 30 лет стал более бизнес–ориентированным), появление спортивного менеджмента и рост числа коммерческих спортивных организаций.
Исторически спортивные организации были любительскими и управлялись также любителями – согласно «духу спорта». Развитие, если и присутствовало, то только в сторону улучшения спортивных результатов. «Любительский» подход к администрированию спортивных организации, где задача управленцев сводилась к контролю и распределению имевшихся по умолчанию средств государства (региона, города и.т.д.), устарел, в профессиональном менеджменте появилась профессия.
Профессиональный спортивный маркетинг требовал управленцев, не только бизнес–ориентированных и обученных, но и чувствующих дух спорта и любящих его, понимающих его сложность по сравнению с обычным бизнесом.
В настоящее время сформированы нормативные основы малого, среднего и крупного предприятия на рынке. Также сформированы финансово-экономические механизмы, которые в свою очередь поддерживают стабильность предприятия.
В спортивном маркетинге чаще всего применяется два абсолютно разных подхода к задаче исследований. Укрепляя положение организации на рынке, нужно помнить, что важно создавать то, на что есть спрос в данный момент.
Используя как метод исследования теории 4Р, иными словами, воспользоваться четырьмя основными элементами (продукт, цена, продвижение, месторасположение) можно увидеть, как организация быстро и с высокой эффективностью достигнет своей изначальной цели на экономическом рынке.
Изучение рынка с помощью маркетинговых исследований, процесс планирования разработки спортивной продукции, создание определённых целей для погашения всех возникающих потребностей, найти скрытый спрос, выявить потенциального потребителя, осуществить продвижение продукции, установить нужное ценообразование, сделать точечное распределение работы – одни из наиболее нужных аспектов спортивного маркетинга.
Все вышеперечисленные моменты очень важны, а главное, что если их использовать грамотно и в полной мере, то именно это и будет сущностью спортивного маркетинга.
Главное в спортивном маркетинге - делать то, что мы можем реализовать
ЛИТЕРАТУРА
- Алтухов С.В. Государственное управление и рыночное саморегулирование профессионального спорта в Российской Федерации: Авто- реф. дисс. … канд. экон. наук. М., 2007.
- Бендина, Н.В. Маркетинг (конспект лекций). / Н. В. Бендина. – М.: «Приориздат», 2012. – 215 с.
- Бородина, И.И. Особенности формирования спортивного бренда в условиях рынка // М.П. Бондаренко, И.И. Бородина, К.С. Похлебаева // Физическое воспитание и спортивная тренировка. Научно-методический журнал. – 2014. – №3 (9). – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2014. – С.89-93.
- Бородина, И.И.Маркетинговые задачи волонтера на Играх 2014 года // М.П. Бондаренко, И.И. Бородина, К.С. Похлебаева // Физическое воспитание и спортивная тренировка. Научно-методический журнал. – 2014. – №2 (8). – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2014. – С. 67-72.
- Вакалов Л.Г. Маркетинг в физической культуре и спорте: Учебное пособие для ин-тов физ. культуры /Л.Г. Вакалова, Е.П. Гетман; Кубан. гос. акад. физ. культуры. – Краснодар: Куб- ГАФК, 2003.
- Васильева О.О., Киседобрев В. П. Модели потребительского спроса и предпочтений при выборе комплексных туристских услуг с учетом функции полезности // Проблемы современной экономики./ Евразийский международный научно-аналитический журнал. Вып. 3 –СПб.: ООО НПК «Рост», 2007.
- Галкин В.В. Ивент-менеджмент в профессиональном спорте. – 2011.
- Галкин В.В. Маркетинг в спорте //Персональный сайт В.В. Галкина - 2012.
- Жестянников Л.В. Современная концепция маркетинга услуг в сфере физической культуры и спорта / Л.В. Жестянников. – СПб.: СПбГУЭФ, 2000.
- Зубарев Ю.А., Шамардин А.И. Менеджмент, маркетинг и экономика физической куль- туры и спорта. Учебное пособие. 4-е изд., стер. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. – 408 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. 4-е европ. изд. / Пер. с англ. М., 2008.
- Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер – М.: Издательство АСТ, 2013.-230 с.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Амстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. – Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.; СПб.: Издательский дом «Вильямс», 2012. – 944с.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга: Пер с англ. /Общ. ред. Е.М. Пеньковой. M.: Прогресс, 2011. – 511 с
- Кузин, В.В. Спортивный менеджмент и практика развития спорта: выводы и предложения зарубежных специалистов / В.В. Кузин, М.Е. Куте- пов // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 2. – С. 58-60. 50
- Лихачев, О.Е. Предпринимательство в физической культуре и спорте - одна из основных проблем повышения квалификации специалистов / О.Е. Лихачев, Н.В. Романенкова // Актуальные проблемы дополни- тельного профессионального образования в сфере физической культуры, спорта и туризма: Материалы науч.-практ. конф. / РГАФК. – М., 2011. – Ч. 1. – С. 95-98.
- Обухова А.Ю. К вопросу о том, что собой представляет система маркетинга // Российское предпринимательство. — 2011. — № 11 Вып. 1 (195). — c. 77-84.
- Переверзин, И.И. Менеджмент спортивного предпринимательства: учеб.пособие / И.И. Переверезин. – М.: РГАФК, 2012. – 190 с.
- Петренко, С.Н. Современные тенденции развития маркетинга ус- луг в сфере физкультуры и спорта / С.Н. Петренко, С.В. Алексеев // Сбор- ник научных трудов ВНИИФК 2010 г. – М., 2011. – С. 199-202.
- Сендеров В.А. Просуществует ли российское образование до 2004 года? // Новый мир. 2002. № 4.
- Соломонов Л.А. Маркетинг как система. К вопросу о некоторых основополагающих понятиях маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом – 2010. - №1
- Соломонов Л.А. Система маркетинг менеджмента // Эксклюзивный маркетинг. – 2008. – № 4 (67).
- Стеганцев А. Спортивный маркетинг — явление или фантом? // Маркетинг. 2006. № 4.
- Туризм и спорт. Коллективная монография (под ред. В. Л. Мутко и др.) - СПб.: Изд-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2009.
- Шитова, Н.А. Экономические законы и категории рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта / Н.А. Шитова // Материалы научной конференции ОГИФК. – Омск, 2013. – С. 9-11.