Файл: Средства разработки клиентских программ (Анализ представленных в России возможностей подачи жалоб на проблемы в сфере ЖКХ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Анализ представленных в России возможностей подачи жалоб на проблемы в сфере ЖКХ
1.2 Информационные системы, используемые при подаче заявок на проблемы в сфере ЖКХ
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Функциональные требования к проектируемой системе
2.2 Архитектура проектируемой системы
2.3 Проектирование базы данных системы
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Функциональные требования к проектируемой системе
Проектируемая информационная система предполагает её использование четырьмя типами пользователей, каждый из которых имеет собственные потребности: пользователь услуг ЖКХ, юрист, администратор и системный администратор.
Важно отметить, что система проектируется, в первую очередь, для удовлетворения потребностей пользователей услуг ЖКХ, все остальные роли в системе носят обслуживающий характер.
Бизнес-роли лиц, работающих в информационной системе, раскрыты в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Роли лиц, использующих информационную систему
Бизнес-роль |
Функции |
---|---|
Системный администратор |
Имеет доступ ко всем компонентам системы и отвечает за её работоспособность. |
Администратор |
Обрабатывает заявки, отвечает на запросы пользователей, а также верифицирует действия юристов. |
Юрист |
Обрабатывает заявки и отправляет ответы на них администратору на верификацию. |
Пользователь услуг ЖКХ |
Создаёт заявки и получает по ним верифицированную администратором информацию от юристов. |
Каждый пользователь информационной системы, за исключением системного администратора, отвечающего за работоспособность системы в целом, в зависимости от его бизнес-роли, имеет собственные задачи, решаемые с использованием системы. При этом, присутствую задачи, общие для каждой бизнес-роли, как, например, возможность входа в систему, так и специфические. Последние зависят от того, с какой «стороны» от заявки находится пользователь системы: подаёт ли он её, или принимает и обрабатывает.
В таблице 2.2. сгруппированы функциональные требования, предъявляемые всеми ролями пользователей к проектируемой информационной системе, в зависимости от их потребностей с указанием цели наличия той или иной функции.
Таблица 2.2. Функциональные требования
№ п/п |
Бизнес-роль |
Потребность |
Цель |
---|---|---|---|
1 |
Пользователь услуг ЖКХ, юрист и администратор |
Входить в систему |
Пользоваться функционалом системы |
2 |
Пользователь услуг ЖКХ |
Регистрироваться в системе |
Иметь возможность начать пользоваться системой |
3 |
Пользователь услуг ЖКХ |
Создавать заявки |
Получить достойный уровень доставки услуг ЖКХ |
4 |
Пользователь услуг ЖКХ |
Просматривать свои заявки |
Быть в курсе происходящих с ними процессов |
5 |
Пользователь услуг ЖКХ |
Вносить изменения в свои заявки при необходимости |
Предоставить более развёрнутую и достоверную информацию для обработки заявки |
6 |
Пользователь услуг ЖКХ |
Принимать присланное соглашение |
Запустить процесс передачи судебного дела юристам сервиса |
7 |
Пользователь услуг ЖКХ |
Получать сообщения от администратора |
Иметь более точное представление о том, что от меня требуется |
8 |
Пользователь услуг ЖКХ |
Получать судебные документы в электронном виде (PDF-файл) |
Иметь подтверждение об успешном (или нет) завершении судебного процесса по заявке |
9 |
Пользователь услуг ЖКХ |
Иметь возможность восстановить пароль |
Возобновить работу с системой в случае его утери |
10 |
Пользователь услуг ЖКХ |
Иметь возможность отправить заявку без регистрации |
Упростить начало работы с системой |
11 |
Юрист, администратор |
Просматривать |
Обрабатывать пользовательские заявки |
12 |
Юрист |
Менять статус заявки, прикреплять судебные документы и писать пользователю сообщения (через верификацию администратора) |
Уведомлять пользователя о прогрессе по заявке |
13 |
Администратор |
Менять статус заявки, прикреплять судебные документы и писать пользователю сообщения |
Уведомлять пользователя о прогрессе по заявке |
14 |
Администратор |
Верифицировать изменения юриста по заявке |
Не допустить нарушений в бизнес-процессах системы |
Ключевым элементом всех процессов, происходящих с использованием проектируемой информационной системы, является заявка пользователя услуг ЖКХ, и в отношении которой может произойти ряд изменений:
Заявка может быть создана;
В отношении заявки может быть направлен запрос о предоставлении дополнительных сведений – при получении этих сведений заявка считается созданной заново;
По заявке может быть направлено и принято соглашение о начале судебной работы;
У заявки может быть изменён статус в зависимости от стадии её обработки;
К заявке могут быть приложены документы, полученные из суда;
В удовлетворении заявки может быть отказано по причине отсутствия нарушений.
Ниже на рисунке 2.1. представлена диаграмма прецедентов use-case о возможны действиях пользователей системы с заявками.
Рисунок 2.1. Диаграмма прецедентов use-case
На расположенном далее рисунке 2.2. изображена диаграмма активности пользователей, иллюстрирующая процесс и обработки заявок, поступающих в проектируемую информационную систему.
Рисунок 2.2. Диаграмма активности пользователей проектируемой системы
2.2 Архитектура проектируемой системы
Архитектура проектируемой информационная системы отличается большой простотой, что позволит в кратчайшие сроки решить задачи по её реализации.
Архитектура системы включает в себя четырёх основных компонента:
База данных;
Серверная часть
Десктопное клиентское приложение для юристов и администраторов заявок;
Мобильное клиентское приложения для пользователей жилищно-коммунальных услуг.
И клиентское приложение, и приложение юристов и администратора взаимодействуют с сервером, направляя ему запросы по защищённому протоколу HTTPS. Выбор протокола продиктован требованиями к безопасности передачи персональных данных потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Серверная часть представляет собой обменный буфер между базой данных и пользовательскими приложениями, предоставляющая пользователям REST API также с использованием протокола HTTPS.
Общая архитектура проектируемой системы изображена на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3. Общая архитектура проектируемой системы
2.3 Проектирование базы данных системы
Обе основных роли пользователей системы (потребители услуг ЖКХ и юристы), используя разные приложения, обращаются к одной базе данных, содержащей в себе всю информацию о поданных пользователями заявках.
База данных информационной системы включает в себя 5 таблиц.
Пользователи;
Адреса;
Заявки;
Аудентификационные токены;
Документы к заявкам.
Содержание таблиц и их перечень продиктованы потребностями юристов в информации, необходимой для оценки наличия или отсутствия нарушений, о которых сообщает потребитель услуг ЖКХ, а также требованиями к удобству представления информации такими потребителями.
Наиболее значимой таблицей является таблица заявок (Requests), поскольку вся система проектируется с целью их приёма и обработки.
Необходимость выделения отдельной таблицы адресов (Adresses) вызвана целью экономии места на диске, поскольку один и тот же адрес с высокой вероятностью будет использоваться пользователем, как в качестве контактного адреса, так и при заполнении анкеты заявки в качестве адреса, по которому со стороны управляющей организации произошли возможные нарушения.
Аутентификационные токены (AuthTokens) выдаются при входе пользователя в систему и используются для его идентификации.
Документами к заявкам (RequestsDocuments) являются фотографии нарушений, а также судебные документы в формате PDF. Хранятся они в базе данных в бинарном виде. Каждый документ ассоциирован со стадией заявки, поскольку подать фотографии можно только в стадии заполнения, черновика и дозаполнения, а судебные документы прикрепляются только на финальной стадии обработки заявки. Таким образом, стадия используется в качестве идентификации типа документа.
Уникальный индекс есть только в одном поле – email из таблицы пользователи услуг ЖКХ (Users), поскольку электронный адрес используется для входа в систему, а посему должен быть уникален.
Поскольку поиск в данной БД используется в основном по первичному ключу, то необходимость в индексировании возникла лишь в таблице адресов, где индекс наложен на три поля: регион, город и улица.
Описанная схема базы данных изображена ниже на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4. Схема базы данных проектируемой системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе выполнено проектирование информационной системы для подачи заявок о проблемах в сфере ЖКХ.
Для достижения указанной цели был проведён анализ имеющихся у потребителей жилищно-коммунальных услуг возможностей на подачу жалоб о проблемах в сфере ЖКХ и борьбы с выявленными нарушениями по инициативе потребителей таких услуг. В качестве наиболее перспективного пути решения проблем в сфере ЖКХ было выбрано направление по судебной работе с такими заявками.
Также были проанализированы информационные системы, существующие в России и созданные для поддержки решения проблем потребителей жилищно-коммунальных услуг. В результате анализа были сделаны выводы об отсутствии в их работе следующих функциональных решений, носящих прогрессивный характер:
Возможность направить свою заявку по судебному пути решения проблем ЖКХ;
Возможность для пользователя отслеживания юридической «судьбы» поданной заявки.
Решение задачи по извлечению информационной системой прибыли.
Наличие дополнительной финансовой мотивации пользователя системы за каждую реально существующую проблему, о которой он заявит.
Спроектированная информационная система включает в себя указанные нереализованные ранее функциональные решения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Чистова М.В., Концевич Г.Е., Демина Н.В. Возможности внедрения информационных технологий для реформирования жилищно-коммунального хозяйства РФ // Гуманизация образования. 2014. № 6. С. 95-101. |
Архипова Т.И. Проблемы тарифного регулирования в жилищно-коммунальной сфере // Экономика и предпринимательство. 2013 № 10 (39), С. 438-440. |
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)". |
Ващишин Д. С. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства: современное состояние, проблемы и перспективы // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2009. № 3. С. 50-55 |
Информационные технологии ЖКХ: госпроекты или гражданские стартапы? [Электронный ресурс]. URL: http://rln.fm/arhiv/high-tech/462-informacionnye-tehnologii-v-zhkh-gosproekty-ili-gradanskie-startapy.html (дата обращения 01.06.2018). |
Системный сбой ЖКХ // Газета.Ру [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/business/realty/2016/09/28_a_10219079.shtml#page1. (дата обращения 29.0.2018). |
ГИС ЖКХ: новый сомнительный мегапроект? // [Электронный ресурс]. URL: http://alfakontakt.ru/gis-zhkh-novyiy-somnitelnyiy-megaproekt/ (дата обращения 29.06.2018). |
Бобровская Н.И. Российская государственная политика в области жилищно-коммунального хозяйства: теоретические аспекты проблемы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 3. С. 31-40 |
Путин: в сфере ЖКХ проблем больше, чем решений // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/ekonomika/4812438 (дата обращения 29.05.2018). |
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 года № 138-ФЗ. |
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ. |
Бублик Н. Д., Шарипова Л. К., Чувилин Д. В. Проблемы и пути развития ЖКХ региона // ПСЭ. 2012. № 4. С. 295-298 |
Афанасьева А.Н. Правовые проблемы в сфере жилищно-коммунальных услуг // ВЭПС. 2015. № 3. С. 118-120 |