Файл: Инвестиционная политика РФ в современных условиях и перспективы улучшения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представленные в таблице 1 данные, рассчитанные на показателях Центрального Банка России, свидетельствуют о том, что за рассматриваемый период 2011–2016 гг. произошли значительные изменения в сфере инвестиций, а именно:

- во-первых, в 2015 г. возросли вложения в такие российские отрасли как добыча полезных ископаемых с 4 549 млн. долл. США в 2011 г. до 22304 млн. долларов США, а также в деятельность гостиниц и ресторанов с минус 140 млн. долл. США в 2011 г. до 79 млн. долларов США в 2015 г. Таким образом, 2016 г. инвестиции в добычу полезных ископаемых продолжили увеличиваться, показав двух кратный рост и достигнув отметки в 22304 млн. долларов США;

- во-вторых, остальные виды деятельности изменились в сторону снижения, наибольший отток произошел в сегменте информация и связь, составив в 2016 г. 362млн. долл.; на втором месте по оттоку находится строительство - 342 млн. долл. в 2016 г.; на третьем сельское хозяйство - 141 млн. долл. Производство электроэнергии и газа в 2011 г. привлекло 2 207 млн. долл. США, а в 2016 г. наблюдался отток в размере 98 млн. долл. США;

Таким образом, лидером инвестиций стабильно остаются добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, а также обрабатывающая промышленность, что говорит о незаинтересованности иностранных инвесторов в других отраслях российской экономики.

По данным Центрального Банка России за последние годы лидерами по инвестициям в российскую экономику являются Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания и Франция (см. табл. 2).

Таблица 2

Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам, млн. долл. США [23]

 Наименование

2011

2012

2013

2014

2015

2016 г

Кипр

3965

-372

2849

3562

2561

-436

Нидерланды

1700

-758

1257

743

841

165

Люксембург

441

427

285

173

174

-939

Китай

31

111

165

89

339

345

Великобритания

3257

492

649

180

104

478

Германия

709

322

415

382

241

224

США

301

78

48

154

73

402

Франция

417

47

594

1471

878

1997


Представленные в таблице 2 данные свидетельствуют о том, что до 2016 г. ведущей страной-инвестором в российскую экономику является Кипр, от которого в 2015 г. поступило 2561 млн. долларов США. Однако, учитывая размеры экономики этого миниатюрного государства, можно сделать вывод, что Кипр являлся посредническим пунктом перевода внутренних инвестиций назад в российскую экономику. И в 2016 г. последовал отток финансовых поступлений в размере 436 млн. долларов США.

Второе место по объемам иностранных инвестиций в экономику Россию длительное время занимали Нидерланды, при объеме инвестирования в 2015 г. в 841 млн. долларов США. Однако в 2016 г. на первое место по инвестициям в российскую экономику заняла Франция с 1997 млн. долларов США

Положительной тенденцией является значительное увеличение китайских инвестиций до 345 млн. долларов США в 2016 г. Несмотря на недружелюбную внешнюю политику США и Великобритания также на конец рассматриваемого периода (2016 г.) нарастили объемы своих вложений до 402 долларов США и 478 долларов США, что свидетельствует о заинтересованности бизнес структур этих стран в проектах в Российской Федерации.

Следует отметить, что лишь незначительная доля иностранных инвестиционных ресурсов направляется в основной капитал, при этом основная часть направляется по таким операциям как осуществление финансовых спекуляций, реинвестирование предыдущих кредитов и займов, расширение оборотного капитала и т.п.

Распределение иностранных инвестиций по регионам страны представлено на рисунке 2.

Согласно представленным на рисунке 2 данным почти две трети от всего объема иностранных инвестиций в российскую экономику приходится на Центральный федеральный округ – 62,22%. Обуславливается это тем, что в данный округ является лидеров по количеству предприятий и развитию инфраструктуры. Кроме того, в Центральном федеральном округе сформировался многоотраслевой хозяйственный комплекс, в котором ведущую роль играют отрасли обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

Рис. 2. Распределение иностранных инвестиций по регионам России на 01.01.2017г., % [23]

На втором месте объему по иностранных инвестиций находится Северо-Западный федеральный округ – 10,61%.

Меньше всего инвестиций поступило в Северо-Кавказский федеральный округ – 0,03. На Южный федеральный округ приходится 1,45% иностранных инвестиций, основная часть которых направлена в сельское хозяйство.


Таким образом, представленные данные свидетельствуют о неравномерном распределении иностранных инвестиций по регионам России, из которых почти две трети приходится на один только Центральный федеральный округ.

Динамика внутренних инвестиций отечественных предприятий в основной капитал изображена на рисунке 3.

Затраты организаций (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) на приобретение основных средств, а также объектов незавершенного строительства, бывших в употреблении у других юридических и физических лиц, за последние 10 лет стабильно росли. Однако темп при роста внутренний инвестиции в основной капитал остается низким, что свидетельствует об отсутствии уверенности отечественного бизнеса в их целесообразности.

Рисунок 3 - Динамика внутренних инвестиций отечественных предприятий в основной капитал, млн. руб. [23]

По данным ЦБ РФ, чистый вывоз капитала частным сектором из России в январе - ноябре 2016 года сократился в 3,3 раза и составил $16,1 млрд (в январе - ноябре 2015 года чистый отток капитала из РФ составил $54,1 млрд). Основной отток иностранных инвестиций обеспечила Москва. В суммарном инвестиционном обороте по всей Российской Федерации Москва обеспечивала 54% по поступлению прямых иностранных инвестиций и 64% по изъятию. Из регионов РФ достаточно успешно удавалось привлекать и сохранять иностранные инвестиции в Ленинградской, Тюменской, Вологодской областям и в Республике Татарстан.

Таким образом, отток капитала из Российской Федерации пока преобладает над притоком инвестиций, что является значительной проблемой, тормозящей рост отечественной экономики.

2.2. Проблемы и факторы, влияющие на привлечение инвестиций в российскую экономику

Помимо внешнеполитических событий на приток иностранных инвестиций в российскую экономику в не меньшей степени имеют влияние внутренние проблемы. Высокая коррупционная составляющая в отношениях власти с бизнесом, бюрократизм и чиновничество, отсутствие конкретизации требование обуславливает безнаказанность административного ресурса, противоречивая и сложная политика в сфере принятия законов (особенно в отношении прав собственности), а также в сфере хозяйственных отношений и развития малого бизнеса свидетельствует зарубежному инвестиционному и бизнес-сообществу о наличии значительных преград и высокого уровня риска в деле реализации инвестиционных проектов и контроля за их развитием в Российской Федерации.


Анализируя показатели развития российской экономики иностранным экспертам не трудно отметить негативные тенденции протекающие в российской экономике и проявляющиеся в снижении доля частного бизнеса в ВВП и росте проблем при создании и развитии бизнеса. Малый и средний бизнес в России вносит вклад в ВВП в размере менее чем $3 тыс. в год на человека, то есть на уровне тех стран, которые находятся в международном рейтинге в начале второй сотни. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП не превышает 20–22%, при том что у развитых стран этот показатель находится на уровне от 40 до 55% [9, с. 52].

Кроме того, ежегодного происходит отток как финансовых ресурсов, так и представителей частного бизнеса. В настоящее время более 1000 млрд. дол. США составляют банковские вклады граждан России в офшорных банках Швейцарии, Кипра Гонконга, Сингапура. Несколько десятков тысяч представителей профессионального и бизнес-классов общества переезжают на постоянное место жительство из России в западные страны: в США эмигрантов первого и второго поколения из России минимум 6 млн человек, из которых не менее 3 млн человек сами заявляют о себе как о русских, Израиле — минимум 1,5 млн, Великобритании — несколько сотен тысяч, в остальных странах Европы — минимум 1 млн. Это говорит о том, что Россия потеряла примерно 10 млн человек, которые могли бы стать основой среднего класса (сегодня в России средний класс составляет не более 10 млн. чел.). Такая негативная тенденция свидетельствует о наличии огромного недоверия предпринимателей и просто предприимчивых людей к нашей стране и условиям развития бизнеса в ней [23].

В числе острых проблем по привлечению инвестиций в Российскую Федерацию стоит отсутствие в России как таковых прибыльных компаний, которые имели возможность приобретения зарубежными инвесторами на открытом рынке. Обладатели предприятий и компаний предпочитают не допускать к управлению кого-либо еще. Это связано с невыгодностью продажи даже малозначительной части по причине низкой капитализации. По-другому говоря, на российском рынке сложилась ситуация, когда владелец предпочитает сохранять в собственности компанию, активы которой недооценены на рынке, но которая продолжает стабильно приносить доход. Владельцев отечественных предприятий мало интересует развитие и модернизация производства, также как и нет стремления осуществлять какие-либо стратегические изменения, им достаточно того, что компании приносят личный доход в достаточном размере. Этим и объясняется тот факт, что они неохотно стремятся к привлечению иностранных инвесторов с их совершенно иной корпоративной культурой [9, с. 53].


Проблем в России, связанных с инвестиционной безопасностью, которые необходимо решать, для увеличения потока капитала из-за рубежа, более чем достаточно. Причем это не только часто критикуемое несовершенство правовой базы, высокий уровень инфляции, ограниченная ёмкость рынка, развития коррупция и криминальные методы ведения бизнеса, но и слабая заинтересованность собственников российских компаний в привлечении иностранного капитала.

Также в числе наиболее актуальных проблем, связанных с созданием привлекательных условий для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику является отсутствие в России как таковых прибыльных компаний, которые бы имели возможность приобретения зарубежными инвесторами на открытом рынке. Российские владельцы отечественных предприятий бояться допускать к управлению компанией кого-либо еще из вне. Это связано с отсутствием выгоды от продажи даже малозначительной части по причине низкой капитализации. Другими словами, на российском рынке существует ситуация, когда владелец предпочитает сохранять в собственности компанию, активы которой недооценены на рынке, но которая продолжает приносить доход. Дает знать о себе множественные истории, связанные с рейдерством и захватом предприятий. Кроме того, часто владельцев предприятий мало интересует развитие и модернизация производства, также как и нет стремления осуществлять какие-либо изменения, им достаточно того, что компании приносят личный доход в достаточном размере. Что обуславливается тем, что существует разделение между ростом и развитием компании и личностными интересами, основанными на желании максимально получить доход и этим обезопасить личную жизнь в дальнейшем [8, c. 229].

Таким образом, вопросов в России, которые связаны с инвестиционной привлекательностью большое множество и многие из них взаимосвязаны. Причем это не только вышеперечисленные проблемы, но и недопонимая российской бизнес-элиты преимуществ от развития на основе иностранных инвестиций, а также низкий опыт реализации подобных совместных проектов.

Произошедшие изменения в 2016 г. России в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Изменение критериев легкости ведения бизнеса в России [20]

Согласно представленным на рисунке 4 данным видно, что в течение 2016 года место РФ в рейтинге ухудшилось по 8 критериям из 10. Положительные тенденции западными аналитиками отмечен только в сокращении длительности регистрации предприятий, а также некоторое упрощение при получении разрешений на строительство. В то же время одна реформа, по данным Всемирного банка, сделала обеспечение исполнения контрактов более трудной, предусмотрев досудебное разрешение до подачи иска. Это привело к более длительным судебным разбирательствам и и усложнению решения вопросов в правовом поле.