Файл: Инвестиционная политика РФ в современных условиях и перспективы улучшения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подводя итоги проведенного анализа практической ситуации, можно отметить, что привлечение инвестиций в российскую экономику требует значительных усилий как от федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий.

3. Перспективы и пути улучшения инвестиционной политики в России

3.1. Перспективы улучшения инвестиционной политики в России

Учитывая то, что экономика России переживает не лучшие времена, следует отметить, что все же инвестиционный потенциал страны огромен. И в деле реализации имеющегося потенциала необходимы значительные изменения по направлению формирования привлекательного для зарубежных партнеров инвестиционного климата.

В правительстве России знают об имеющихся проблемах и заинтересованы в их скорейшем решении. Разработанная инвестиционная политика РФ содержит множество рациональных и эффективных предложений. Она содержит в себе целый ряд детально проработанных вопросов по определению и решению существующих задач, направлений и целей, а также наиболее эффективные при их применении формы контроля, которые следует проводить для мониторинга за привлечением, как иностранных инвестиций, так и отечественных.

В настоящее время одними из главнейших целей развития инвестиционной политики в Российской Федерации обозначены следующие направления:

- во-первых, максимальная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для вложений в разработанные проекты инвестиционного характера;

- во-вторых, всесторонняя поддержка условий, способствующих привлечению инвестиций из зарубежа, созданий условий минимизирующие риски данного процесса;

- в-третьих, поэтапная реализация главных программ РФ в сфере строительства; повышение отдачи от инвестиционного капитала, который уже вложен [7, c. 189].

Решение вопросов формирования привлекательного инвестиционного климата был было затронуто 02.02.2017 г. во время экономического форума в Санкт-Петербурге. В ходе обсуждения имеющихся проблем и путей их решения президент РФ рассказал об имеющихся разработках и их важности для экономического развития страны. Также президент озвучил планы по изменению инвестиционного климата в стране на ближайшие несколько лет. Так было заявлено:


“1. По мнению президента, необходимо до конца 2017 года разработать и внести на рассмотрение правительства более 160 законопроектов, позволяющих решить существующие проблемы в деле защиты интересов инвесторов и улучшить инвестиционный климат в России.

2. Ставку по кредитам для инвесторов необходимо ограничить.

3. Владимир Путин одной из важнейших задач назвал необходимость ежегодного увеличения объема российского экспорта неэнергетических товаров не менее, чем на 6%.

4. Кроме того, в своей речи президент России предложил повысить налоги для устаревших производств и, напротив, предусмотреть механизмы поддержки для модернизированных предприятий. Что по его мнению сможет послужить стимулом для отечественных предпринимателей в пересмотре подходов к модернизации и обусловит повышение капитальных инвестиций в производство.

5. Также одним из важнейших направлений в целом для развития отечественной экономики, по словам Владимира Путина, остается неразвитая инфраструктура и наличие инфраструктурных ограничений для большинства регионов и отдельных отраслей российской экономики” [22].

Таким образом, современная модернизация социально-экономической системы России направлена на начало формирования инновационной экономики, которая основана на эффективном формировании и использовании финансовых ресурсов. И без привлечение дополнительных финансовых ресурсов невозможно сформировать необходимые предпосылки для повышения активности предпринимательской деятельности представителей малого и среднего бизнеса, повышения конкурентоспособности российских предприятий на международном и внутреннем ранках, трансформацию социальной структуры общества.

В качестве дополнительных финансовых ресурсов для развития отечественной экономики и интенсификации производственных процессов правительство РФ рассматривает не только зарубежных инвесторов, но и внутренние источники, основными из которых являются личные сбережения населения. Следует упомянуть об одной из последних инициатив Министерства Финансов России для привлечения внутренних инвестиций является выпуск ОФЗ (облигаций федерального займа) для населения. Выпустить ОФЗ для населения Минфин предлагал еще в середине 2015 г., а первые выпуски планировал в 2016 г. Но заем так и не состоялся в том числе из-за слишком высоких комиссий банков. Однако в начале 2017 г. в свете новых порывов правительства Российской Федерации к привлечению дополнительных финансовых ресурсов в отечественную экономику данная инициатива приобрела новую форму для реализации и ее вновь начали рассматривать в свете практического применения. Согласно последним предложениям приобретать данные ценные бумаги граждане смогут через отделения Сбербанка и ВТБ. При этом срок обращения ценных бумаг будет составлять три года. Доход для владельцев данных ценных бумаг будет составлять до 8,5% годовых в зависимости от срока обращения. По оценкам некоторых экспертов, ежегодный объем привлечения финансовых сбережений населения с помощью облигаций федерального займа способен составить 20−30 млрд рублей, а их доходность будет превышать в среднем на 0,5 процентного пункта обращающихся на рынке инструментов, что выгодна выделяет их на фоне остальных.


3.2. Рекомендации по увеличению привлекательности России для иностранных инвестиций

В современных условиях инвестиционная привлекательность какого-любо государства определяется соотношением прогнозируемой доходности и существующих при этом рисков. На сегодняшний день инвестиционная привлекательность российской экономики и российских предприятий, как было описано выше, продолжает снижаться ввиду геополитической неопределенности и ряда внутренних проблем. Все это и определяет многоаспектность существующей проблемы, к решению которой также необходимо подходить комплексно, учитывая все особенности российского менталитете и сложившиеся на данный момент обстоятельства.

Следует отметить, что и иностранные инвесторы заинтересованы в конструктивных изменениях, способствующих снижению рисков при вложении в нашей стране. Обусловлена данная заинтересованность значительным потенциалом и имеющимися огромными возможностями для реализации различных инвестиционных проектов. Отдельно стоит упомянуть о стоимости рабочей силы в России, которая за последние пару лет в полтора раза стала дешевле чем в Китае. Значительные перспективы имеют и имеющиеся природные ресурсы, а также наличие квалифицированных человеческих ресурсов, которые во многом превосходят даже западные.

В связи с этим как никогда острым становится вопрос совершенствования нормативно-правовой базы в сфере иностранного инвестирования, особенно в области реализации принятых в международной практике принципов равенства мер стимулирования инвестиционной деятельности. Для реализации провозглашенной политики импортозамещения все большее значение приобретает возможность создания режима наибольшего благоприятствования инвесторам, направляющим свои вложения в медицину, образование, науку, культуру, инновации и др.

Необходима активизация работы Консультативного совета по иностранным инвестициям в России (сокращенно - КСИИ), который действует с 1994 года и объединяет 54 крупнейшие иностранные компании из 18 зарубежных стран. Основная задача Совета состоит в оказании содействия в формировании и развитии благоприятного инвестиционного климата на основе использования мирового опыта, а также опыта работы международных компаний в России.


Помогло бы иностранным инвесторам и создание федеральной информационной системы. Главной задачей такой системы должно являться оценка и демонстрация привлекательности проекта для инвестора. Она должна иметь способность доведения необходимой информации о проекте до возможного круга инвесторов, работающих на рынке и возможно заинтересовавшихся проектом [5, c. 182].

Для привлечения иностранных инвестиций в первую очередь должны быть созданы комфортные условия для инвестирования. Низкая эффективность производственных мощностей, отсутствие мотивации у работников и финансовая без грамотность абсолютного большинства населения служат причинами, которые отталкивают иностранных инвесторов. Усилия правительства должны быть направлены на снижение издержек бизнеса, повышение маржинальности проектов и освоение новых отраслей, чему должна поспособствовать новая программа, посвященная развитию цифровой экономики.

Таким образом, главные реформы для улучшения инвестиционного климата для инвесторов должны быть следующие:

- во-первых, установить приоритетные направления для инвестиций, по которым обеспечить поддержку государства;

- во-вторых, сделать фондовый рынок доступнее путем изменения законодательства, позволить инвесторам страховать свои риски;

- в-третьих, предоставить инвесторам льготы по налогообложению;

- в-четвертых, обновить производственные мощности;

- в-пятых, предоставлять возможность повышение квалификации;

- в-шестых, поддерживать развитие конкуренции.

Таким образом, чтобы повысить степень экономической свободы и тем самым привлечь значительный объем не только иностранного капитала, но и национального, который ежегодно оттекает за границу, необходимо кардинально пересмотреть торговую политику, налоговые нагрузки, денежную политику путем снижения инфляции, банковский и финансовый сектор, государственного регулирования (упрощение процедур лицензирования и регистрации бизнеса, снижение коррумпированности).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог курсовому исследованию, необходимо отметить следующее.

Инвестиции – это определенного рода вложения денежных средств для целей его последующего увеличения.

Наибольшей востребованностью пользуются стратегические или прямые инвестиции, так как отсутствие или малый их уровень приводит к ухудшению инвестиционного положения, которое провоцирует сильную изношенность фондов предприятия и является одной из базовых причин образования кризисных явлений в экономике любой страны.


Инвестиционная политика – это составная экономической политики, проводимой государством в виде построения структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения инвестиционных ресурсов.

Проведенный анализ состояния рассматриваемой темы в Российской Федерации показал, что формирование благоприятных условий для повышения привлекательности российской экономики для инвесторов предполагает значительные изменения и огромные усилий как от российских властей, так и от отдельно взятых частных предприятий и финансовых организаций.

В настоящее время экономическая ситуация в России все еще воспринимается большинством инвесторов как неблагоприятная. Анализируя динамику притока инвестиций, следует отметить, что ситуация в экономике России в последние годы в целом ухудшилась. Следствием ухудшения экономической ситуации стали экономические санкции со стороны западных стран и информационное формирование негативного образа России. Однако в 2016 г. начали формироваться тенденции к изменению ситуации в лучшую сторону.

Однако несмотря на то, что экономика России переживает не лучшие времена, инвестиционный потенциал страны огромен. И только хорошо спланированный процесс формирования благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций будет способствовать развитию экономического потенциала России.

Формирование эффективной инвестиционной политики в России возможно лишь путем реализации следующих мероприятий:

1. Повышение роли государства в качестве гаранта прав субъектов инвестиционной деятельности. Данная мера обеспечит участникам инвестиционного рынка уверенность, что в сложных ситуациях их вложения не будут утеряны;

2. Формирование доступный и понятных условий для всех инвесторов.

3. Исключение неясности и противоречий в национальном законодательстве.

4. Автоматизация большинства процедур по выдаче разрешений, формированию программ, упрощающих начало и реализацию иностранных инвестиционных проектов.

5. Формирование консультационных центров, в обязанности которых будет входить определения рейтинга потенциальных инвесторов.

Таким образом, на основании проведенного анализа следует сделать вывод, что проблема улучшения инвестиционной политики в России является многоаспектной. Ее решение предполагает применение комплекса мероприятий и осуществление постоянного контроля за уровнем инвестиционной привлекательности с учетом динамических изменений как внутри страны и так во внешнем окружении.