Файл: Инвестиционная политика РФ в современных условиях и перспективы улучшения.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты инвестиционной политики
1.1. Понятие и виды инвестиций
1.2. Источники и типы инвестиций
1.3. Понятие и значение инвестиционной политики
2. Анализ инвестиционной политики в России
2.1. Анализ состава и структуры инвестиций в Российскую Федерацию
2.2. Проблемы и факторы, влияющие на привлечение инвестиций в российскую экономику
3. Перспективы и пути улучшения инвестиционной политики в России
3.1. Перспективы улучшения инвестиционной политики в России
3.2. Рекомендации по увеличению привлекательности России для иностранных инвестиций
Следует отметить, что наибольшей востребованностью пользуются стратегические или прямые инвестиции, так как отсутствие или малый их уровень приводит к ухудшению инвестиционного положения, которое провоцирует сильную изношенность фондов предприятия и является одной из базовых причин образования кризисных явлений в экономике любой страны.
В состав стратегических инвестиций включены вложения, которые осуществляются компаниями частного характера, а также капиталом собственным и реинвестированные прибыли и переводы внутрифирменного характера в капитал в виде кредитов и займов.
1.3. Понятие и значение инвестиционной политики
При переходе на инновационную экономику проявляется возрастающая зависимость ее конкурентоспособности как основного индикатора инновационного развития инвестиционного обеспечения. Особую роль в формировании конкурентоспособности экономики играют инвестиционные ресурсы, на формирование которых решающее значение имеет инвестиционная политика государства [7, c. 186].
По мнению А.И. Деева, “инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства” [1, с. 16].
Достаточно удачным с точки зрения отражения основных сущностных составляющих категории “инвестиционная политика” является определение, которое предлагается И.М. Подмолодина. По ее мнению “инвестиционная политика - это система мер, определяющих объем, структуру и основные направления всех вложений инвестиционных ресурсов различной формы (физических, финансовых, материальных, нематериальных, интеллектуальных) для обеспечения высоких темпов развития экономики через концентрацию инвестиций на тех инвестиционных проектах, от которых зависят достижения высоких темпов развития производства, сбалансированность и эффективность экономики, получение наибольшего прироста продукции и дохода на единицу затрат, а также для создания в стране социальной среды, которое отвечает требованиям общества по требуемого качества жизни, надлежащего уровня удовлетворения социальных стандартов с учетом потребностей будущих поколений” [10, с. 40].
Инвестиционную политику целесообразно рассматривать как комплекс мероприятий по повышению уровня привлечения имеющегося инвестиционного потенциала в процесс воспроизводства, создание оптимальных условий для вложения инвестиций, обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны на основе использования перспектив осуществления совместной инвестиционной деятельности государства и частных субъектов предпринимательской деятельности [16, c. 74].
Вместе с тем, исследуя сущность инвестиционной политики, необходимо помнить, что она является составной частью экономической политики государства, направленной на урегулирование инвестиционных процессов в стране. В этом смысле показательно такое определение данного понятия: инвестиционная политика – это составная экономической политики, проводимой государством в виде построения структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения инвестиционных ресурсов [14, с. 103].
Необходимость проведения государством эффективной инвестиционной политики обусловлено усложнением социально-институциональной структуры общества и ее исключительной ролью в обеспечении нормального протекания социально-экономических процессов, которая связывается с тем, что:
- государственная инвестиционная политика выступает фактором целенаправленного проведения модернизации производства, обеспечивая рост ВВП и объемов производства, фактором социальной стабилизации, обеспечивая занятость населения, фактором поддержки равновесного состояния национальной экономики;
- гибкая система инвестиционных целей, задач и механизмов их реализации, установленных с учетом как потребностей сегодняшнего, так и перспектив социально-экономического развития в будущем, позволяет государству, с одной стороны, реализовать свои функции в сфере содействия экономическому росту, а с другой - осуществить производительную координацию работы государственных и негосударственных структур по обеспечению эффективности производства и формирования требуемого качества социальной среды [15, с. 747].
Характер инвестиционной политики определяется силой государственного вмешательства в экономические процессы, степенью увязки данной политики с другими государственными институтами, к которым относится налоговая, финансово-кредитная, амортизационная, лицензионная и ценовая политика, политика доходов и занятости, привлечения иностранных инвестиций, а также правовое поле и общее административное устройство [16, c. 75].
Базовый состав элементов государственной инвестиционной политики может быть представлен следующим образом:
- цели и задачи политики;
- основные эффекты, которые ожидаются от ее реализации;
- состав приоритетных сфер и объектов инвестирования;
- принципы формирования и реализации инвестиционной политики, в частности принципы взаимодействия государства с другими участниками инвестирования [17, с. 53].
Базовыми функциями государственной инвестиционной политики, которые традиционно выделяются при рассмотрении проблемных аспектов ее формирования и реализации, являются:
- экспертиза инвестиционных проектов;
- формирование перечня инвестиционных проектов и определение приоритетов для включения их в различные государственные программы;
- формирование благоприятного имиджа государства на мировом рынке капитала;
- разработка и реализация гарантийных и залоговых механизмов при привлечении инвестиций в приоритетные проекты [2, с. 30].
Реализация всех указанных функций предполагает использование специфических механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса с целью достижения максимальной эффективности инвестиционной деятельности, при этом может иметь как характер совместных государственно-частный инвестиций, так и инвестирования исключительно за счет собственных ресурсов субъектов хозяйствования.
Учитывая интересы участников инвестиционного процесса, можно основными факторами, влияющими на формирование инвестиционной политики государства в современных условиях, являются:
- необходимость обеспечения долгосрочного экономического роста высокими темпами, совершенствование структуры экономики;
- ожидания основных субъектов инвестиционной политики и их склонность к сбережениям и инвестированию;
- повышение конкурентоспособности страны на глобальном уровне;
- обороноспособность;
- общая экономическая ситуация и стабильность в экономике;
- инвестиционный климат (законодательство, риски вложений в страну и конкретные [13, с. 35].
Таким образом, на основе изучения теоретических аспектов, можно сделать вывод, что инвестиции представляют собой важный процесс, необходимый для нормального функционирования производственной деятельности любой страны и от управления инвестиционным климатом в современных условиях во многом зависит динамика развития национальной экономики современных государств.
Формирование эффективной политики, способствующей привлечению инвестиций представляет собой важный процесс, необходимый для нормального функционирования производственной деятельности любой страны и от управления которым в современных условиях во многом зависит динамика развития национальной экономики современных государств.
2. Анализ инвестиционной политики в России
2.1. Анализ состава и структуры инвестиций в Российскую Федерацию
Если учесть значительное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, то нужно признать, что в современных условиях для России крайне важны иностранные инвестиции, с помощью которых можно было бы поднять национальную экономику на новый уровень. Внедрение на отечественных предприятиях новейших производственных технологий напрямую связано со значительными финансовыми вложениями, привлечение которых вызывает необходимость поиска новых решений.
Рассмотрим приток/отток прямых иностранных инвестиций в Российские компании (рисунок 1).
Рис. 1. Приток/отток прямых иностранных инвестиций в Российские компании за 2007 г.- 2016 г., млн. долл. [23]
Представленные на рисунке 1 данные свидетельствуют о том, что на протяжении последних 10 лет объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику то снижался, то увеличивался. Больше всего инвестиций было привлечено в 2008 г., когда годовой их объем составил 74783 млн. долл. Однако уже в следующем 2009 г. можно увидеть их сокращение более чем в 2 раза до 36583 млн. долл., что связано с мировым финансовым кризисом, разразившемся сначала в США, а впоследствии охватившем и все другие страны. В дальнейшем на протяжении 2010-2013 гг. отмечается стабильный рост объема иностранных вложений в российскую экономику, которые к 2013 г. составили 69219 млн. долл.
Однако впоследствии ситуация с привлечением иностранных инвестиций кардинально изменилась на противоположную. Начиная с 2014 г. объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику стремительно сокращался. Так, в 2014 г. произошло более чем трехкратное снижение обще годового объема инвестиций до 22031 млн. долл., что связано с событиями на Украине и присоединением Крыма. Наибольшее же снижении инвестиций в российскую экономику произошло в 2015 г. в связи с введением против России западных санкций и созданием искусственной изоляции в финансовых ресурсах. Данное обстоятельство значительным образом повлияло на инвестиционную привлекательность России и приток финансовых вложений. При этом общий объем иностранных инвестиций в 2015 году составил всего 6478 млн. долл.
По статистическим данным за 2016 г. наблюдается увеличение объема иностранных инвестиций до 3539 млн. долл., что является положительным фактором, свидетельствующим о том, что зарубежные инвесторы начали видеть перспективу и прибыль для себя от вложений в российские предприятия даже не смотря на остающуюся негативную внешнеполитическую ситуацию в целом для страны.
Далее необходимо рассмотреть распределение иностранных инвестиций по видам экономической деятельности. (см. табл. 1).
Таблица 1
Структура иностранных инвестиций по видам экономической деятельности, млн. долл. США [23]
Наименование вида деятельности |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г |
ВСЕГО |
55 084 |
50 588 |
69 219 |
22 031 |
6 478 |
32539 |
в том числе: |
||||||
СЕЛЬ. ХОЗЯЙСТВО, ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО |
236 |
231 |
619 |
-30 |
270 |
-141 |
ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ |
4 549 |
4 808 |
7 101 |
4 545 |
10 923 |
22304 |
ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА |
8 348 |
6 385 |
16 494 |
1 173 |
6 839 |
488 |
ПРОИЗВОДСТВО И РАСПРЕД. ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ГАЗА И ПАРА |
2 207 |
1 869 |
1 768 |
1 682 |
-1 940 |
-98 |
СБОР И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОДЫ. |
15 |
17 |
26 |
13 |
-20 |
-9 |
СТРОИТЕЛЬСТВО |
3 771 |
3 928 |
2 895 |
2 718 |
-1 051 |
-342 |
ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ |
18 096 |
13 241 |
20 542 |
3 240 |
3 996 |
1701 |
ТРАНСПОРТ И ХРАНЕНИЕ |
1 153 |
-281 |
349 |
-743 |
-1 689 |
-72 |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСТИНИЦ И РЕСТОРАНОВ |
-140 |
150 |
187 |
93 |
112 |
79 |
ИНФОРМАЦИЯ И СВЯЗЬ |
1 574 |
-2 182 |
-1 292 |
-2 361 |
-6 514 |
-362 |
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СТРАХОВАНИЕ |
9 338 |
14 983 |
14 456 |
7 842 |
-2 889 |
3301 |
НЕДВИЖИМОСТЬ |
2 478 |
1 984 |
1 728 |
-830 |
339 |
399 |
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ |
155 |
115 |
75 |
79 |
90 |
15 |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ; СОЦ. СТРАХОВАНИЕ |
1 |
-1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
4 |
6 |
-1 |
5 |
2 |
2 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ |
182 |
448 |
348 |
156 |
-84 |
-37 |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА |
10 |
385 |
30 |
142 |
-150 |
-39 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРОЧИХ УСЛУГ |
2 576 |
4 091 |
3 053 |
3 870 |
-2 345 |
634 |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ АРЕНДЫ И ЛИЗИНГА |
-357 |
-579 |
-422 |
83 |
-473 |
-108 |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
НЕ РАСПРЕДЕЛЕНО ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
887 |
990 |
1 264 |
353 |
1 061 |
500 |