Файл: Противодействие кадровым угрозам безопасности организации. Управление кадровой безопасностью.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы кадровой безопасности
1.1. Сущность кадровой безопасности
1.2. балл Виды балл и балл формы балл кадровых балл угроз
1.3. балл Методы балл защиты балл персонала балл организации балл от балл переманивания
Глава 2. Анализ методов защиты персонала ООО «Венто-Проф»
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Венто-Проф»
2.2. Анализ кадровых угроз организации
2.3. Анализ методов защиты персонала
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию методов защиты персонала ООО «Венто-Проф»
3.1. Рекомендации по совершенствованию методов защиты персонала ООО «Венто-Проф»
Представим в таблице 9 результаты опроса целью выявления отношения к работе сотрудников ООО «Венто-Проф», проведенного автором по состоянию на 31.11.2016 г. В данном опросе приняли участие все сотрудники ООО «Венто-Проф» - 23 человека (в т.ч. и руководство). Полученные результаты позволяют определить отношение большинства (или меньшинства) сотрудников в вопросе их отношения к работе. Так, отношение к работе сотрудников в 2017 г может быть оценена следующим образом:
- около 35% сотрудников (8 человек) считают, что работа однообразна, не требует реализации способностей и талантов) – это тревожный знак в вопросе обеспечения кадровой безопасности, так как снижает мотивацию персонала;
- 26% сотрудников считают, что очень редко выполняют сложные задания, а в основном занимаются выполнением простых, не связанных друг с другом задач, 35% также считают, что только иногда выполняют сложные, интересные задания. В результате работники теряют интерес к выполняемой работе, снижается стимул увидеть конечный результат;
- 35% сотрудников считают что полностью лишены самостоятельности;
- 26% сотрудников считают, что очень редко выполняют работу по своему собственному усмотрению. В результате отмечается снижение творческого потенциала сотрудников.
- 70% сотрудников считают, что очень редко (или редко) у них появляется возможность в процессе труда определить самому, насколько успешно выполняются должностные обязанности;
- 39% сотрудников считают, что редко получают от начальника или коллег информацию о том, насколько успешно они справляются со своей работой.
Результаты опроса «Отношение к работе» сотрудников ООО «Венто-Проф» по состоянию на 01.12.2016 г.
ВОПРОС ОТВЕТ |
Совсем нет |
Очень редко |
Редко |
Иногда |
Часто |
Очень часто |
Всегда |
1. Ваша работа разнообразна? Требует ли она реализации ваших талантов и способностей? |
2 |
Х |
Х |
8 |
8 |
3 |
2 |
2. Вы чаще заняты выполнением сложных и цельных заданий, чем исполнением простых и мало связанных друг с др\ том поручений? |
Х |
6 |
Х |
8 |
5 |
3 |
1 |
3. Важна ли Ваша работа для деятельности коллег и всей организации в целом? |
Х |
2 |
2 |
3 |
3 |
10 |
3 |
4. Есть ли у Вас возможность выполнять работу по своему собственному усмотрению? Вы сами планируете время и последовательность решения задач? |
8 |
6 |
3 |
Х |
4 |
Х |
2 |
5. Есть ли у Вас возможность в процессе труда определить самому, насколько успешно вы работаете? |
1 |
8 |
8 |
3 |
2 |
Х |
1 |
6. Получаете ли Вы от начальника или коллег информацию о том, насколько успешно Вы справляетесь со своей работой? |
2 |
4 |
9 |
2 |
4 |
2 |
Х |
Выявленные результаты деятельности подтверждают необходимость мотивации сотрудников, повышения эффективности работы каровой службы организации, мониторинга состояния персонала (в части их отношения к работе).
Обладая такими данными руководству проще наиболее грамотно корректировать кадровую политику, а также вопросы безопасности и защиты персонала от переманивания конкурентами.
2. Снижение напряженности в процессе деятельности и, как следствие, повышение социальной и экономической эффективности сотрудников ООО «Венто-Проф» должно быть направлено на то, чтобы закрепить стремление работников к долгосрочной работе в организации и выстраиванию карьеры именно в данной организации.
В этой связи предлагается внедрить в деятельность ООО «Венто-Проф» метод рейтинговых оценок социальных характеристик учреждения, разработанных ведущим специалистом-экспертом информационно-аналитического агентства «ФинАМ» (г. Москва), Агафоновой С.В.
Целесообразность внедрения методики оценки социальной эффективности организации предлагается оценить исходя из степени удовлетворенности персонала, а также с учетом стресс-состояния сотрудников ООО «Венто-Проф». Важность этого критерия определяется тем, что успешность функционирования ООО «Венто-Проф» напрямую зависит от стремления и желания сотрудников качественно выполнять работу. Возникновение такого стремления непосредственно связано с тем, насколько сотрудник удовлетворен работой, насколько он спокоен на рабочем месте, и в каком морально-психологическом настроении он находится. К таким факторам, влияющим на вышеуказанные характеристики следует отнести оплату и стимулирование труда, условия работы, удовлетворение социально-бытовых нужд работников, коммуникации в коллективе, участие работников в управлении организацией, социальные гарантии.
Перечисленные факторы в совокупности представляют систему мотивации человека к работе, под которой понимается побуждение к активной трудовой деятельности, основанное на удовлетворении важных для человека потребностей. В широком смысле слова под удовлетворенностью работников следует понимать ощущение сотрудниками благоприятных чувств и эмоций, возникающих у работника в процессе и при оценке результатов работы, отсутствие стрессогенных факторов.
В качестве показателей оценки удовлетворенности работников нами предлагается использовать рейтинговую оценку следующих факторов:
- организацию и содержание труда;
- оплату труда;
- уровень социальной защищенности;
- отношения в коллективе;
- отношение руководителей к запросам коллектива;
- перспективы карьерного роста;
- объективность оценки работы со стороны руководства;
- возможности обучения и повышения квалификации;
- обеспеченность всем необходимым для работы.
По данной методике автором работы было опрошено 20 человек.
Уровень удовлетворенности рассчитан с использованием индекса удовлетворенности, который принимает значения от 0 до 1, где 0 – минимальная степень удовлетворенности, а 1 - максимальная степень удовлетворенности.
При этом значения, присеваемые мнениям респондентов, имеют следующую градацию:
- максимально удовлетворен тем или иным фактором 1;
- достаточно удовлетворен тем или иным фактором 0,8;
- удовлетворен тем или иным фактором 0,6;
- недостаточно удовлетворен тем или иным фактором 0,4;
- неудовлетворен тем или иным фактором 0,2;
- полностью неудовлетворен тем или иным фактором 0.
Расчет индекса удовлетворенности производился по следующей формуле[18]:
(2)
где, К – число респондентов, выразивших свое отношение к i-му фактору;
wi – показатель удовлетворенности респондента i-м фактором;
N – общее число респондентов.
В таблице 10 представлены итоговые данные оценки удовлетворенности работников ООО «Венто-Проф».
Таблица 10
Итоговые данные оценки удовлетворенности работников ООО «Венто-Проф» на 01.11.2017 г
Наименование |
Отделы организации |
||
Бухгалтерия |
Отдел продаж |
АХЧ |
|
Организация труда |
0,40 |
0,32 |
0,35 |
Содержание труда |
0,13 |
0,13 |
0,14 |
Оплата труда |
0,8 |
0,8 |
0,44 |
Уровень социальной защищенности |
0,17 |
0,12 |
0,22 |
Отношение руководителей к запросам коллектива |
0,74 |
0,61 |
0,83 |
Перспективы профессионального или должностного роста |
0,43 |
0,56 |
0,64 |
Объективность оценки работы со стороны руководства |
0,22 |
0,46 |
0,20 |
Возможности обучения и повышения квалификации |
0,31 |
0,46 |
0,52 |
Степень отношения в коллективе обеспеченности всем необходимым для работы |
0,49 |
0,34 |
0,33 |
Проведенное исследование дает возможность сделать следующие выводы. Показательной является оценка респондентами собственной удовлетворенности работой.
Как свидетельствуют результаты опроса, ни один сотрудник не удовлетворен своей деятельностью полностью, 92 % удовлетворены лишь частично, 8 % не удовлетворены, 96 % сотрудников в тот или иной момент своей деятельности испытывали желание сменить место работы. Данные результаты свидетельствуют об общей неудовлетворенности в коллективе. Частичная удовлетворенность порождает недостаточное стремление к ее качественному выполнению, что в результате приводит к возникновению организационного стресса, снижению социальной и экономической эффективности учреждения.
Также по данным таблицы 10 можно сделать выводы:
1) работники удовлетворены социально-психологическим климатом в коллективе (коэффициент колеблется в пределах 0,61-0,83), а также отношением руководителей к проблемам коллектива (0,43-0,64);
2) работники не удовлетворены уровнем оплаты труда: работа связана непосредственно с клиентами – характеризуется высокими морально-психологическими нагрузками, при этом уровень оплаты труда менеджера ниже, чем, к примеру, заработная плата бухгалтера на 15-20%.
Также 60 % респондентов считают, что выполняемый ими объем работы должен оплачиваться более высоко. Денежное вознаграждение за работу, определяемое руководством, часто не совпадает с ожидаемыми оценками сотрудников. Показательно и то, что для персонала не менее значимыми оказались нематериальные формы стимулирования. Также приветствовались сотрудниками такие меры, как моральное стимулирование (награждение грамотами (18 %), возможность иметь дополнительный выходной день (18 %), постоянное участие в корпоративном отдыхе (8 %), направление на обучение (8 %) , социальные блага (35 %)). Наблюдается серьезное несовпадение между персоналом и руководством - это следующая причина неудовлетворенности работников, ведущая к усилению организационного стресса.
Важность для сотрудников как материального, так и нематериального стимулирования подтверждают следующие данные. К материальной независимости стремятся 67 % респондентов, стараются оказывать помощь родным и близким 58 % опрошенных, желают повысить своей социальный статус 50 %, самореализоваться в работе хотят 41 %. Таким образом, работники ООО «Венто-Проф» стремятся не только заработать, но достигать жизненные цели. При этом важно отметить, что 50 % сотрудников часто ущемляют свои интересы ради интересов работы, что в результате приводит к увеличению стресса на уровне работника. В то же время сотрудники не чувствуют заботу организации о себе, не идентифицируют себя с ней, видя себя в ней «наемными рабочими».
При ответе на вопрос: «Какие формы социальной защищенности персонала необходимо внедрить в организации?» - респонденты перечислили (в порядке убывания значимости):
1) социальные льготы, путевки (83 %);
3) увеличение пенсионных выплат (28 %);
4) оплата проезда (28 %);
5) оплата обучения (18 %);
6) частичная оплата сотового телефона (9 %);
7) материальная помощь перед отпуском (9 %);
8) оплата за выслугу лет (8 %).
Как видно, особое внимание при оценке степени удовлетворенности работников следует обратить на обеспечение эффективного управления стрессом в организации со стороны руководителей.
Можно выделить две группы стимулов, наиболее значимые с точки зрения функционирования стимуляционно-мотивационного механизма: социально-экономические и социально-психологические.
Социально-экономические стимулы связаны с уровнем оплаты труда, карьерой, социальной инфраструктурой предприятия. Это группа стимулов тесно смыкается с социально-экономическими условиями труда, в которых находит свое проявление. Социально-психологические стимулы действуют через взаимоотношения в коллективе, компетентность руководителей. Действие указанной группы стимулов формирует социально-психологический климат коллектива, понимаемый как совокупность условий труда, связанных с межличностными взаимодействиями в коллективе, влияющих на качество и производительность труда. Интегральная оценка социально-психологического климата возможна в терминах удовлетворенности работников теми условиями на предприятии, которые выступают проявлением соответствующих стимуляционных воздействий.
Наименьшей удовлетворенностью характеризуется уровень организации труда (0,46), социальная защита работников (0,35). Эти элементы относятся к социально-экономической группе стимулов. Среднее значение удовлетворенности для социально-экономической группы стимулов составляет 0,36, что вдвое меньше, чем в среднем по социально-психологической группе (0,7).
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
При организации эффективной деятельности ООО «Венто-Проф» рекомендуется разработка и внедрение эффективной системы мотивации персонала с целью повышения уровня личной мотивации, как метода удержания персонала от переманивания.
Система мотивации персонала ООО «Венто-Проф» позволит решить следующие основные задачи: